Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Как не в Перми

Завершился X Международный Дягилевский фестиваль

Поделиться

Удивительный факт: все завсегдатаи фестиваля, обсуждая прошедшее событие, говорят, что «повезло с погодой». Когда напоминаешь им, что по крайней мере половину фестивальных дней шёл дождь, натыкаешься на удивление: люди дождя просто не заметили! Им казалось, что все дни напролёт — и, похоже, все ночи тоже — ярко светило солнце и пели соловьи. И в самом деле, невозможно отделаться от ощущения, что какое-то горнее сияние разливалось эти две недели над Пермью.

теодор курентзис

  Антон Завьялов

«Мы сами себе задали такую планку, которую очень трудно будет удержать, — признавался на заключительной пресс-конференции Марк де Мони, генеральный менеджер театра, он же генеральный продюсер фестиваля. — Следующий фестиваль надо сделать… по крайней мере не хуже». Позже, уже в частном разговоре, он признавался, что из пяти Дягилевских фестивалей, прошедших под руководством Теодора Курентзиса, лишь этот может быть назван «настоящим фестивалем» — таким, о котором мечтали; таким, что может сравниться с самыми яркими европейскими событиями.

Незадолго до его начала в пермской блогосфере разразилась небольшая «война», выплеснувшаяся и на страницы официальных СМИ: активные пользователи соцсетей спорили, хорошо ли это — мечтать жить в Перми «как не в Перми».

«Фестиваль искусств в городе Дягилева» мог бы добавить аргументов в этот спор: эти две недели все мы жили «как не в Перми». Исчез город с разбитым асфальтом, отсутствующей ливневой канализацией, нетрезвыми парнями в шлёпанцах, разборками с коммунальщиками и многолетним бессилием властей перед большими инфраструктурными проектами. Появился город уютных кофеен, уличных танцев и божественных камских закатов; город музыкантов и их преданных слушателей.

Из каких слагаемых вырос этот эффект преображения?

Фавн

«Фавн» — новая чувственность современного балета
  Антон Завьялов

500 лет за 70 часов

Согласно официальной статистике Дягилевского фестиваля, на нём прозвучало 70 часов музыки. Это значит пять часов ежедневно. Музыка — самая разная: мадригалы Чиприано де Роре написаны в 1515 году, а сочинения Дмитрия Батина и Александра Хубеева, мировые премьеры которых прошли на фестивале, — буквально вчера. Таким образом, программа фестиваля вместила в себя 500 лет музыки.

Дягилевский фестиваль так устроен, что ходить «только на классику» невозможно. Тут хочешь не хочешь, а научишься любить «странную» музыку. Как ни отгораживайся от современных сочинений, всё равно придётся послушать — и насладиться. Идёшь, скажем, на концерт под названием «Шуберт-гала», а получаешь «Фантазию для фагота соло» Владимира Довганя или нечто под названием Loops, Drones and Riffs для альта и электроники — сочинение Энтони Корничелло, а в качестве десерта — «Хвалу бессмертию Иисуса» из «Квартета на конец времени» Оливье Мессиана, сочинение бесконечно прекрасное, но и весьма непростое. При чём здесь Шуберт? Концерт-сюрприз так устроен, что на протяжении двух часов музыканты играют октет Шуберта фа мажор в шести частях, а между частями — музыку ХХ и XIX веков, написанную для инструментов, занятых в октете.

Во время подобных концертов остро понимаешь, что вся музыка — это единая Вселенная. ХХ век или XVI — музыка есть музыка.

Хотя, конечно, многие слушатели после признавались, что предпочли бы, чтобы октет Шуберта не разбавляли…

Энигмы, сюрпризы и ноктюрны

Теодор Курентзис и Шестая симфония Малера «Шуберт-гала» — не единственный концерт необычного формата в фестивальной программе: Дягилевский фестиваль именно такими концертами и знаменит. Особенно популярны здесь ночные события.

Ежегодно проходят Pianо-gala и Violin-gala, когда три исполнителя-виртуоза играют в полной темноте в концертном зале Дома Дягилева, причём программа концерта становится известна слушателям только после его завершения. Здесь можно услышать всё что угодно — от Средневековья до препарированного рояля, от Комитаса до Pink Floyd. Поскольку слушатели программу не знают, они не стремятся к приятному узнаванию, а просто наслаждаются стихией музыки и виртуозностью исполнителей. Когда концерт завершается, публика с удивлением обнаруживает, что прошло три часа и на улице светает.

В программе фестиваля непременно присутствуют клубный концерт электронной музыки и лёгкий, немного сентиментальный, немного ироничный концерт, состоящий из одних слушательских хитов. В нынешнем году это был незабываемый концерт брасс-ансамбля фестиваля. Монтеверди, Бетховен, Бах, Равель, Морриконе в исполнении медных духовых звучали так, что казалось, что все прочие инструменты вообще не нужны! Да и голоса певцов тоже — ведь «Баркаролу» из «Сказок Гофмана» Оффенбаха, написанную для сопрано и меццо-сопрано, так пленительно исполнили валторна и флюгельгорн! Восторженная публика, по выражению руководителя пресс-службы Пермского театра оперы и балета Василия Ефремова, напоминала поведением скорее футбольных болельщиков, чем посетителей камерного концерта, а под конец слушатели пустились в пляс.

Музыканты на подбор

Подобный эффект от концертов не был бы возможен, если бы не тщательнейший подбор участников фестиваля. Здесь все музыканты — исключительные, все — виртуозы и фанатики, эрудиты и интеллектуалы, не просто знатоки музыки, но и её оригинальные толкователи и интерпретаторы.

Подарком для меломанов стал пианист Люка Дебарг — сенсация последнего, XV Международного конкурса им. Чайковского. Он играет сонаты Скарлатти так, словно это не европейская музыка, написанная, чтобы скрасить повседневность скучающей знати, а сочинение какого-то сумрачного русского гения, и в ней есть драма и загадка. Дебарг — не просто виртуозный исполнитель, он ещё и харизматичный артист, личное сценическое обаяние — важная составляющая его успеха.

Если Дебарга знали и ждали, то молодой баритон Андре Шуэн стал неожиданной сенсацией. Он уже был знаком пермякам по участию в опере «Дон Жуан», но сольный концерт Liederabend, где он исполнил песни Роберта Шумана, Гуго Вольфа и Франка Мартена, открыл его как совершенно невероятного исполнителя, который, прежде чем выйти на сцену, продумал и прочувствовал каждую ноту и каждое слово, а на сцене сделал максимум, чтобы донести это понимание до публики.

«Резиденты» фестиваля — оркестр и хор MusicAeterna — в то же время и его хедлайнеры. Каждый Дягилевский фестиваль — это их бенефис: в программе обязательно есть несколько концертов для оркестра и для хора. На сей раз кроме премьеры оперы для хора Tristia, о которой «Новый компаньон» уже писал подробно, хор блистал в совместной программе с французским ансамблем старинной музыки Le Poème Harmonique. Это было настоящее пение ангелов — звучала духовная музыка итальянских композиторов XVII века, и зрители то и дело поднимали «очи горе»: время от времени солисты пели с бельэтажа, а казалось, что откуда-то из другой реальности.

MusicAeterna

Le Poeme Harmonique и MusicAeterna создали на фестивале атмосферу священнодействия
  Эдвард Тихонов

Вершины

Думается, уже ясно, что вся программа фестиваля была прекрасной. Справедливости ради надо сказать, что неудачи тоже были — по крайней мере одна точно была. Но не будем о грустном. Лучше — о великом! Ведь даже в прекрасной программе есть место для событий, которые можно назвать не просто прекрасными, а хотя бы выдающимися.

Для тех, кто любит и понимает современную хореографию, потрясением стал короткий — меньше 20 минут — балет «Фавн» бельгийского хореографа Сиди Ларби Шеркауи. Прежде всего, пара-

фраз на тему «Послеполуденного отдыха Фавна» Дягилева — Дебюсси — Нижинского изящно подчеркнул дягилевскую тему и обозначил идеологию фестиваля: не реконструкция «Русских сезонов»

Сергея Дягилева, а их продолжение в новой реальности.

Музыку Дебюсси для балета Шеркауи талантливо дописал современный композитор Нитин Соуни, а хореография этого маленького шедевра достойна предшественника, но при этом демонстрирует немыслимую даже для «скандальных» дягилевских балетов чувственность. Человеческое и природное начала причудливо, но гармонично сплетаются в телах Фавна и Нимфы, танцовщики Королевского балета Фландрии Вирджиния Хендриксен и Евгений Колесник извиваются в немыслимых позах с естественностью змей или лиан, без малейшего намёка на то, что подобная пластика для человека вообще-то несвойственна.

Кстати, Евгений Колесник когда-то принимал участие в Открытом российском конкурсе «Арабеск» в Перми.

Когда послевкусие от «Травиаты» уже слегка ослабло, прогремела следующая сенсация — симфонический концерт, исполненный на закрытии фестиваля. Фестивальный оркестр — 140 музыкантов, один к одному подобранных Теодором Курентзисом, исполнял Шестую симфонию Малера, «Трагическую». Это был совсем не тот Малер, что год назад: в 2015 году играли Пятую симфонию, и музыка обволакивала слушателей, словно пуховое одеяло. Нынче же каждый звук был подобен удару, и публика замирала от того, насколько точными были эти удары.

Несмотря на расхожий эпитет «демонический», Курентзис — светлый демиург, и трагизм симфонии в его трактовке превратился в яростный драйв, в энергичную и эмоциональную лирику.

На бис оркестр исполнил «Танец семи покрывал» из «Саломеи» Рихарда Штрауса, и в нём был и соблазн, и ноты Востока, и настоящий танцевальный задор. Фестиваль завершился на возвышенной, почти героической ноте.

Социальные сети заполнили высказывания вроде: «Два часа слушал Малера, стоя на балконе верхнего яруса. Какое счастье!!!»

Публика

Публика — это ещё одна особенность Дягилевского фестиваля. Концертные залы заполняют люди, которые готовы не только сидеть в течение 70 часов, но и стоять, лежать, висеть, не спать ночами, брать отпуск за свой счёт, ехать за тысячи километров… Количество зрителей, посетивших буквально все, без исключения, события фестиваля, исчисляется десятками. Публика приходила на клубные события, на события для прессы — везде.

Цены на билеты достигали 10 тыс. руб., и их было не достать. Были и очень дешёвые билеты, в том числе 20 волшебных входных «вездеходов». Их счастливые владельцы занимали места, указанные администратором, но они находились не всегда. На заключительном концерте стоячие места на балконах были забиты битком, казалось, что здание вот-вот затрещит — ещё один аргумент в пользу того, что новый зал для театра надо строить как можно скорее.

Не было свободных мест и в гостиницах в центре Перми. Целый зрительский десант прибыл из Новосибирска: учёные из Академгородка, оказывается, ездят за Теодором Курентзисом и его оркестром по всему миру. И конечно, было огромное количество иностранцев.

Околофестиваль

Нынешний Дягилевский фестиваль — самый «настоящий» из всех прошедших ещё и потому, что фестивальная атмосфера царила далеко не только в театре и в концертных залах: она буквально выплеснулась за их пределы. В клубном шатре на площади перед театром пили кофе, слушали лекции, постили фото в инстаграм и распечатывали на инстапринтере. Здесь проходили поэтические чаепития, зооботанические и историко-литературные экскурсии, маркеты и танцевальные вечеринки. По вечерам для всех совершенно бесплатно пел Jazz Aeterna.

Фестиваль завершился не симфоническим концертом, а огромной — на целый день — клубной «афтерпати» с концертами лёгкой музыки, маркетом, танцами и флешмобами. «Ну, уж клубный-то шатёр могли бы оставить на всё лето!» — сокрушался народ. Ему явно не хватило этого счастья.

Большие буквы с легендарным дягилевским «Удиви меня!» второй год во время фестиваля украшают Театральный сквер…

Удивил так удивил!

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться