БИЗНЕС ПОД ПРИКРЫТИЕМ
Франчайзинг похож на игру в «рулетку»: число желающих в него «поиграть» будет расти, несмотря на риск остаться с пустыми карманами
История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возник в 1990-х годах, когда практически одновременно в стране появилось несколько систем, построенных на основе продажи концессионных договоров - как отечественного происхождения, так и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались.
Сладкая несвобода
Во всем мире франчайзинг считается самым оптимальным способом для крупной компании стать еще крупнее, а для бизнесмена среднего уровня - начать свое дело. По оценкам специалистов Buybrand.ru, восемь из 10-ти франчайзинговых компаний в России успешно преодолевают пятилетний рубеж и продолжают работать на благо своего владельца и его старшего партнера. Самостоятельным фирмам, большая часть которых умирает, не дожив и до двух лет, остается только завидовать такой живучести.
В Перми сегодня схема франчайзинга отрабатывается преимущественно в продовольственном и непродовольственном ритейле и общепите, а также - крайне редко - в других отраслях (например, в сфере IT). Бизнесмены привлекают в регион известные марки одежды, дорогой косметики, розничные сети, фаст-фуды. Аналитики связывают это с наметившейся тенденцией резкого увеличения конкуренции на рынке розничной торговли и предприятиях общепита. Это связано как с расширением уже действующих сетевых операторов, так и с приходом все новых и новых ритейлеров. Одним из способов выживания и развития отдельного торгового предприятия становится работа по франчайзингу - покупка торговой технологии, методологии и торговой марки.
Пионером во франчайзинге на пермском рынке считается компания «Алендвик». Она первой в 1993 году заключила франчайзинговый договор с компанией Kodak. По этой же схеме с 1998 года в «Алендвике» стали работать с Baskin Robbins Production International, крупнейшим производителем всемирно известного мороженого «Баскин Роббинс», а в 2000 году заключили франчайзинговый договор с владельцем торговой марки SFC Express, компанией Fast Food Systems Ltd.
Суть франшизы в том, что предприниматель за вступительный взнос и роялти получает «входной билет» на розничный рынок, минуя жесткую конкуренцию. А вот неискушенный в этом бизнесе новичок, решивший открыть собственное дело, берет на себя значительные риски и «головную боль» по разработке схемы работы, прежде чем начнет получать прибыль.
«Можно самому собирать машину по частям, но гораздо проще ее приобрести целиком. К тому же зачем изобретать велосипед, если можно купить технологию, зарекомендовавшую себя как эффективную в других регионах», - говорит Сергей Лютаревич, генеральный директор группы компаний «Фуд Трейд», посредством своей «дочки», компании «Кама Ритейл», владеющий франшизой на пермскую «Пятерочку».
Слова Лютаревича можно рассматривать и в другой плоскости. До сих пор бизнесмены в регионах явно не дотягивают до уровня своих столичных коллег. Проблемы, возникающие на их пути, объясняются не только отсутствием желаемой государственной поддержки, но и попросту неумением продвигать свой товар и организацию на рынке.
Приобретая франшизу у какой-либо брэнд-компании, предприниматель получает апробированную концепцию, методику ведения бизнеса и право использовать нематериальный, но дорогостоящий актив франчайзера - брэнд. Его раскрученность позволяет относительно легко проходить через спады на рынке и кризисы. Взамен предприниматель должен соблюдать выдвигаемые франшизодавателем условия, делиться с ним прибылью и частью своей независимости. Главное в таком партнерстве - соблюсти баланс интересов, причем если сделать это еще на этапе приобретения франшизы, никаких проблем не возникает.
«Наша степень свободы четко регламентирована. Все магазины сети «Пятерочка» в разных регионах похожи, но у каждого есть свои отличительные черты. В этом плане мы абсолютно свободны и не чувствуем никакого диктата со стороны правообладателя», - отмечает Сергей Лютаревич.
Взаимоотношения между питерскими обладателями прав на брэнд «Чайная ложка» и обладателя пермской франшизы на сеть чайных Антона Астафьева строятся примерно по такой же схеме: «В принципе, мы самостоятельны, но, несомненно, франчайзер контролирует нас, например, следит за качеством продукции. Но мы не чувствуем себя ущемленными, ведь, если мы начнем продавать еду плохого качества, тень ляжет сразу на всю сеть», - убежден бизнесмен.
С приобретением франшизы предприниматель получает комплекс исключительных прав, включающий саму марку и ряд ноу-хау. Ноу-хау - это «опытные наработки»: системы документации, описывающие бизнес, решения по организации торговых объектов (от архитектурно-планировочных до логистических схем), программное обеспечение и технологии рекламы. Однако не стоит полностью полагаться на успехи правообладателя брэнда. Руководитель компании «Алендвик» Александр Никифоров уверен, что всегда надо помнить о том, что бизнес, который доказал свою жизнеспособность на рынке, для покупателя франшизы будет только в том случае иметь успех, если к его развитию «на местах» приложить максимум своих усилий. «Это абсолютно точно не дублирование успешно развивающегося бизнеса, а создание нового, но по готовой схеме», - говорит Никифоров.
Но не все так радужно, как хотелось бы. Франчайзеры очень трепетно относятся к своим региональным «двойникам». В частности, когда в начале этого года пермская «Пятерочка» фактически рухнула, правообладатель франшизы - компания «Агроторг» - во избежание подобных случаев решила получить долю собственности своих региональных франчайзи. Так, «Агроторг» намерен выкупить долю в «Кама-Ритейле».
Сегодняшний рынок франчайзинга в России находится лишь в зачаточном состоянии, но, несомненно, он будет развиваться. Неслучайно все собеседники «Нового компаньона» заявили, что не планируют топтаться на одном месте. Это подтверждается и постоянно растущим количеством торговых точек, работающих по франчайзинговым схемам. Так, например, «Алендвик» на сегодняшний день «разросся» до 11-ти кафе «Баскин Роббинс», девяти точек SFC-Express в Перми и одного кафе в Березниках, 27-ми точек «Кодак-Экспресс» по Перми и области. А гендиректор «Фуд Трейда» Сергей Лютаревич планирует в следующем году увеличить свою торговую сеть два раза - до 30-ти магазинов. При этом, говорит он, «Пятерочка» должна быть представлена во всех городах Пермской области с населением свыше 30 тыс. человек.
Расплата за счастье
В целом по России франчайзинг развивается пока только в 8-10-ти отраслях, в Перми - и того меньше. При этом те рынки, которые почти на 80% на Западе заняты франчайзинговыми сетями, у нас вообще не охвачены. Это, например, автосервисы или бытовые услуги. Активно развивается в Америке даже франчайзинговая сеть, предоставляющая услуги по заполнению налоговых деклараций. У нас же этот механизм лучше всего работает в тех отраслях, которые на данный момент имеют наиболее высокую норму прибыли. Ведь сначала компания должна сама стать успешной, а уж потом думать о развитии сети франчайзинга.
На сегодняшний день о возможности развивать бизнес по этой схеме подумывают, в частности, в пермской сети блинных «Сковородка». Используя франчайзинг, расти можно не за счет внутренних ресурсов предприятия, а с помощью экспансии, продавая франшизы либо на своем, либо на новых рынках. Однако полной уверенности в эффективности действия этой системы, по словам директора «Сковородки» Максима Максимовича, у него нет.
«У нас есть уже потенциальные покупатели франшизы как в Пермской области, так и за ее пределами. Сомнения же возникают на почве отсутствия четко прописанного законодательства. Вполне может получиться так, что самостоятельное развитие окажется для нас более эффективным, нежели продажа франшизы. Например, нет гарантии, что предприниматель, работавший с нами некоторое время, не начнет такой же бизнес отдельно или даже параллельно», - говорит Максимович.
Действительно, по мнению многих специалистов, несовершенное российское законодательство задерживает развитие и подрывает доверие к этому направлению. «Франчайзингу закон не писан», - шутят предприниматели. Однако, по словам Сергея Лютаревича, владельца франшизы на «Пятерочку», их юристы нашли приемлемые формулировки, которые позволяют действовать в рамках правового поля. Тем не менее в арбитражных судах по всей стране рассматривается несколько тысяч исков, поданных предпринимателями к коллегам по бизнесу.
Кроме правовой проблемы, для франчайзинга в России актуальны еще и неурядицы в национальной экономике. Последнее десятилетие, в течение которого франчайзинг получил ускоренное развитие, характеризуется частым возникновением негативных явлений в экономике, резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи. Учитывая, что многие из предпринимателей вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и франчайзинговой системы в целом.
Еще одна проблема в развитии франчайзинга в Перми, как, впрочем, и во всей России, кроется в низкой предпринимательской культуре. Зачастую представители малого и среднего бизнеса не имеют даже малейшего представления о франчайзинге. Собеседники «Нового компаньона» также считают, что российские бизнесмены еще просто не понимают, с какой стати надо платить деньги за торговую марку.
Несмотря на все трудности, генеральный директор компании «Алендвик» Александр Никифоров смотрит на развитие франчайзинга в Перми оптимистично: «Хотя многие пермские предприниматели и по сей день незнакомы с понятием «франчайзинг», темп роста франчайзинговых предприятий в Перми набирает обороты. Благодаря франчайзингу появился шанс стать специалистом в новом бизнесе, не имея опыта в незнакомой сфере деятельности».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.