Олег ЧИРКУНОВ: ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ
Формально еще исполняющий обязанности, а фактически уже губернатор объяснил читателям «Нового компаньона» логику своих действий в новом качестве
- Олег Анатольевич, изменилось ли ваше видение будущего проекта «Пермский край» в связи с состоявшимся утверждением в должности губернатора?
- Сам факт утверждения в восприятии мной окружающего мира ничего не изменил. Очевидно, что точку зрения меняет другое: это тот объем информации, который был получен за предыдущие полтора года. То, что казалось важным и значимым на старте, сейчас отходит на второй план, а другие вопросы вырисовываются более четко.
Сегодня для областной администрации основной приоритет - экономический рост. За благополучие, которое сегодня есть в Пермском крае, мы во многом должны благодарить сложившуюся экономическую конъюнктуру. Но для того чтобы быть устойчивыми, нам нужна тенденция роста. Главная задача - создать условия для того, чтобы Пермский край стал оазисом экономического роста в России. Думаю, это возможно, у нас для этого есть многое. Есть желание, есть позитивное отношение к бизнесу, есть воля, чтобы отказаться от собственных доходов и сохранить их для бизнеса. Есть, наконец, ресурсы, в первую очередь газ, избыточная электроэнергия, транспортные развязки, не используемые пока водные пути. Нет благоприятного природного климата. Но есть местоположение в центре России. Хорошо это или плохо - зависит от конкретного вида бизнеса.
- Сколько понадобится времени для превращения края в «оазис»? Иначе говоря, сколько вам потребуется губернаторских сроков, чтобы реализовать свою часть работы?
- Мне кажется, в любом месте, если человек работает честно, он вырабатывает свой курс на этом направлении в течение четырех-пяти лет. Я слабо себе представляю, как можно трудиться на такой жизненно емкой должности очень долго, человек все равно отдает свою жизненную энергию. Другими словами, я слабо себе представляю, как можно работать здесь очень долго. А 10 лет - это уже почти вся жизнь.
Очевидно, что все наши планы должны быть в рамках одного срока. После этого должны прийти новые люди, которые сейчас вырастут, накопят энергию и с энтузиазмом подхватят «эстафетную палочку».
- Вы стали губернатором в силу сложившихся обстоятельств или это закономерно?
- Меня этот вопрос не мучает. Исхожу из того, что есть желание тот потенциал, который накоплен командой, реализовать на проекте развития края. Есть ли другие сильные коллективы и управленцы? Конечно, есть. Много ли их? Конечно, нет. В принципе, не мы, так другие - важно, чтобы это были честные и сильные люди.
- Кем вы себя сейчас больше ощущаете - антикризисным управляющим или все-таки политической фигурой?
- Скорее политиком или технологом?.. Наверное, нечто среднее. Стараюсь больше быть технологом, но политика все сильнее и сильнее затягивает.
А что мы понимаем под политикой? В первую очередь, это выстраивание взаимоотношений с федеральным центром. Чем больше в центре ресурсов, тем важнее характер отношений с ним. То, что с надсадой можно годами зарабатывать для региона здесь, при каких-то условиях можно получить там одним росчерком пера. В то же время все, что ты там получишь, не пойдет впрок, если не будут выстроены четкие и ясные управленческие процессы здесь.
Мы убедились в том, что лозунг «Чем больше денег, тем лучше для края» - неправильный. Привлечение федеральных денег порой несет еще большее текущее расходование средств.
- В том смысле, что деньги развращают?
- Не только. Деньги можно вложить в те проекты, которые приносят не пользу, а вред. Можно понастроить то, что экономически неразумно, потом вечно нести нерациональные текущие издержки.
Если говорить о других аспектах политики, то это, в частности, характер взаимоотношений с населением. Люди должны понимать, что мы делаем. Полагаю, пока мы с этой задачей не справляемся. Не сомневаюсь, что есть определенный слой людей, в том числе читатели вашей газеты, которые чаще нас понимают, чем не понимают. Но крайне сложно донести до широких слоев населения, почему мы делаем то или иное. Почему не повышаем зарплату или социальные выплаты? Наверное, не потому что мы такие «злые дяди». Если бы это можно было делать без нанесения ущерба чему-то другому, то мы пошли бы на это с радостью.
Специфика работы по управлению регионом в том, что ты руководишь по поручению людей и для людей. Важно, чтобы они понимали, почему ты принимаешь то или иное решение.
Еще один важнейший аспект - взаимоотношения с группами влияния, элитами, как угодно называйте. Для того чтобы экономика развивалась, те, кто является ее стержнем, - собственники крупных, средних и малых предприятий, управленцы - должны понимать, что мы делаем. Они не должны чувствовать рисков с нашей стороны. А это тоже всегда не только действия, но и объяснение того, что ты делаешь. В этом смысле наша важная задача - установление доверительных отношений с целыми группами людей.
- А представители бизнеса считают вас своим или чужим?
- Разве мне надо задавать этот вопрос? Его надо задать им. И мне бы хотелось тоже знать ответ.
Думаю, есть люди, которым понятна наша политика, и таких много. Но есть целые сферы бизнеса, которых, возможно, напрягает наша позиция. И здесь надо общаться, понимать друг друга. Блокада информационных потоков дорого стоит и нам, и им. Будем прилагать все усилия, чтобы бизнес нас понимал.
Совсем не страшно, если нас не будет любить бизнес, который раньше сидел на финансовых потоках и потихонечку вытягивал бюджетные средства. Я даже не употребляю слово «приворовывал», ведь если бизнес может зарабатывать на бюджетных средствах, он на них и зарабатывает. Это ведь скорее задача руководителя муниципалитета - защищать интересы населения. Задача бизнеса - зарабатывать. Если у него были возможности зарабатывать, но теперь сфера сужается, он начинает напрягаться и понимает, что теряет свое хлебное место. Такие напряжения не очень пугают нас. Мы изначально говорили, что хотим быть «прозрачными», создавать равные условия для всех видов бизнеса, чтобы бюджетные средства расходовались наиболее эффективно. А вернем эти деньги всему бизнесу путем снижения налогового бремени.
Там, где наши слова расходятся с делами, теряется доверие к власти. Наш путь - прозрачность, прозрачность и прозрачность, и мы будем по нему идти. Но при этом нельзя все делать разом. Более того, многие вещи просто нельзя изменить. Например, ранее взятые обязательства.
- Вы говорите, что ваша точка зрения на происходящее в Пермской области претерпела значительные изменения за полтора года. Изменилось ли мнение относительно пресловутых правил игры для бизнесменов по сравнению с последним вашим обращением к областному парламенту?
- В этом формате мы стараемся быть постоянными, но какие-то акценты могу расставить сейчас по-новому.
Тогда мы говорили в сослагательном наклонении: мы хотели бы снизить налоговое бремя. Сейчас это уже сделано. Налог на прибыль снижен до 20%. Теперь уже проговариваем с бизнесом ответные шаги. Коллеги, а вы пойдете нам навстречу?
В некоторых регионах налоговое бремя снижается, но из другого кармана бизнесменов берут деньги на социальные проекты, строительство и т. п. Мы идем по другому пути: просто хотим увидеть, как деньги вернутся в экономику. Есть несколько вариантов, причем обязательства бизнеса здесь скорее моральные. Мы хотим, чтобы выросла налогооблагаемая база или экономия от снижения ставки была проиндексирована на территории края в соотношении 1 к 4 или 1 к 5, на областной рубль добавьте еще четыре. А вот если нет ни увеличения налоговой базы, ни роста инвестиций, тогда давайте посмотрим, как эти деньги уже используются в социальных проектах. Главное, чтобы средства не ушли из области. Но все это лишь наши просьбы к представителям бизнеса - делать или нет нам шаг навстречу, решают они сами. Мы им шаг навстречу уже сделали. Налог снижен.
По сравнению с прошлым посланием к Законодательному собранию, я бы сделал следующий акцент, заключающийся в отношении к бизнесу. Нам сегодня надо разъяснять населению и, как ни странно, госчиновникам, что бизнес - это та курочка, которая несет нам золотые яйца. Слова-то мы эти привыкли говорить, но общественное сознание даже в анекдотах воспроизводит картинку нового русского, добившегося всего без особого труда. Как эту картинку изменить? Надо думать.
- Правильно ли я понимаю, рычаги влияния на развитие бизнеса по-прежнему будут налоговыми?
- Нет. Первое - для бизнеса важна справедливость власти. Причем это сложная задача, потому что власть - она большая. Это и государева власть, и судебная власть, и «силовики»… Но мы обязаны сформировать более комфортный климат, нежели в других регионах.
Второе - снижение издержек бизнеса. Кроме налогов, это еще и тарифы. В этом смысле Пермский край идет правильным путем и конкурентен по сравнению с другими субъектами Федерации. Но все же главное - это стабильность, предсказуемость и справедливость власти, а уж потом издержки.
- В связи со снижением налогового бремени: есть ли российские компании, желающие зарегистрироваться в Пермской области?
- Сейчас ведутся переговоры, обозначать конкретные компании преждевременно.
Не думаю, что этот процесс пойдет взрывообразно, скорее, постепенно. Но переговоры ведутся не единичные. Это еще не система, но уже тенденция.
- Вы не будете называть компании или сферы их деятельности?
- Да, вообще не буду, поскольку это не совсем корректно. Ведь любой человек, регистрирующийся здесь, откуда-то уходит.
- Насколько крупные это компании?
- Совершенно разного масштаба.
- Как меняется отношение к иногородним инвесторам в целом?
- Об условиях для пермского бизнеса мы уже говорили, они такие же и для приходящих. Давайте разберемся, кто такой инвестор и кто нужен нам. Не раз уже говорил, нам нужны те бизнес-структуры, которые контролируют рынки сбыта.
Вот, например, проблема с «Пермалко». Мы сейчас фактически не можем его продать. Не из-за цены. Нам важно, чтобы сюда пришел инвестор, который бы потом свою продукцию продавал в других регионах. Что толку от того, что кто-то придет и заплатит огромные деньги за приобретение предприятия, которое на 50% загружено и проигрывает внешним поставщикам алкоголя? Главное сегодня в том, что это должна быть бизнес-структура, которая контролирует рынки и может на эти рынки вывести наши товары. Денег-то в регионе достаточно, вопрос в том, куда их вложить. Нам нужны такие операторы на рынках, которые в состоянии нас на эти рынки вывести.
- Последние полтора года характеризовались непрекращающейся кадровой чехардой в верхушке обладминистрации. Стоит ли ожидать серьезных перестановок в высшем эшелоне власти в ближайшее время?
- Я не считаю, что кадровые перестановки были постоянными. Происходил процесс формирования команды управленцев. В очень значительной мере он завершен, но структура управления многослойна.
На сегодняшний день я достаточно хорошо понимаю, как выстраивают свою работу люди на уровне вице-губернаторов и руководителей департаментов. Но чтобы машина работала в принципе, кадровая политика должна дойти до самого низа и цели должны быть доведены до всех и каждого. Каждый из чиновников должен сегодня понимать, что мы спросим с него через год, каков результат работы. Этот процесс пойдет.
Существенных кадровых изменений в высшем эшелоне власти не предвидится. Если вы считаете, что то, что было в последние полтора года, - это существенные изменения, то вам предстоящее в ближайшее время покажется полной катастрофой. Но мы сейчас создаем новую структуру управления областью, структуру управления краем.
- Приняты ли какие-либо кадровые решения в отношении будущей администрации Коми-Пермяцкого округа?
- Не готов пока отвечать на этот вопрос.
Сейчас важно в целом понять, как мы унифицируем систему управления. Округ и область очень разные. Речь идет о работе с людьми.
- Несколько недель муссируется информация об уходе со своего поста вице-губернатора Алексея Каменева. Аналогичные слухи - о посте главного федерального инспектора и фигуре Виктора Шеина. Вы можете это прокомментировать?
- Такой информации у меня нет, и я думаю, что она лишена всяких оснований.
- Изменилось ли ваше отношение к схеме управления Пермью в части мэра и сити-менеджера?
- Я всегда высказывался вполне определенно. Решает все городская дума, как вы понимаете.
Год назад я обрисовал свое видение, оно заключается в следующем. Каждая схема имеет свои плюсы и минусы. Всенародно избираемый глава исполнительной власти, вне всякого сомнения, более свободен в принятии решений, и это существенный плюс. Но есть несколько проблем. Первая - в случае ошибки в течение пяти лет нет возможности ее исправить. Второе - волей-неволей любое избранное лицо должно ориентироваться на тех, кто за него голосовал, это хорошо. Плохо другое - у нас далеко не все голосуют, молодежь и люди среднего возраста по тем или иным причинам менее активны, чем пенсионеры.
Далее. Представьте себе выборы директора на предприятии. Если люди в принятии решения исходят только из того, чтобы иметь более высокую зарплату, то это предприятие - банкрот. Должно быть принято другое решение: предприятие работает, чтобы захватить долю рынка, быть прибыльным, а опосредованно получится высокая зарплата. На предприятии выборность директора из-за этого не работает. Такое ощущение, что не очень хорошо работает и в городе.
И еще один аспект, возможно, самый главный. Нам нужен хороший управленец. Человек, который руководит городским хозяйством. А хороший управленец и хороший политик - это далеко не всегда одно и то же. И тот человек, который умеет управлять, востребован.
Сегодня нормальные контракты на средних предприятиях для топ-менеджера - от $100 тыс., а хорошие управленцы стоят полмиллиона долларов в год. А тут еще человеку надо отстоять на выборах, что называется, в бою, чтобы за него проголосовали.
Необходимо разделять функции управленца и функции политика, это точно. Это значит, что можно избирать главу на прямых выборах, но пусть он будет политическим руководителем, у которого есть политические рычаги власти, утверждение бюджета и назначение сити-менеджера через депутатов. Сити-менеджер - наемный специалист, который подотчетен исключительно гордуме и на нее ориентируется. Более того, его права должны быть существенным образом защищены, ведь и гордума, и Законодательное собрание подвержены влиянию популизма, будучи выборными органами. В этом ничего плохого, в этом суть демократии, ее плюсы. Но есть и минусы.
Мы должны сформировать такой баланс, чтобы и демократические ценности не пострадали, и регион развивался быстро. На этом этапе развития для муниципалитетов вариант, когда население избирает думу, дума назначает сити-менеджера и население избирает своего политического лидера, который руководит думой, вполне приемлемый. Но решать населению.
Понимаете, это вопрос конкуренции. Допустим, будет принят один механизм, а в соседнем городе, Нижнем Новгороде, Ижевске или Екатеринбурге - другой, и там будет лучше, то люди начнут понимать и механизм в итоге поправят. Возможны оба механизма, я убежден.
Мне кажется, что наличие в качестве руководителя исполнительного органа профессионального управленца, который назначен думой, на данном этапе развития общества - существенный плюс.
- Какой была подоплека дорожного конфликта, разыгравшегося летом-осенью между городом и областью? Исчерпан ли он сейчас?
- Здесь точно нет никакой политики. Строили и область, и город один определенный объем дорог. Дорожный комплекс был способен к решению определенного уровня задач. Потом была поставлена задача совершенно других параметров, другие деньги были направлены на это, и другие цели решались. Не слой асфальта снять и закатать поверх, а сделать так, чтобы дороги стояли, по крайней мере, гарантийный срок - пять лет.
Не бывает ситуации, когда работали все по одним стандартам и вдруг стали работать хорошо по другим. Надо честно признать: большую часть дорог можно было бы сделать лучше, чем сделали, хоть в городе, хоть в области. Без всякого сомнения, сделали уже лучше, чем в прошлом году. Претензий хоть к городским, хоть к областным подрядчикам - масса. Разница только в одном. Я исхожу из того, что, когда мы предъявляем требования к дорожникам и говорим: «Вы дорогу построили плохо», мы не теряем в имидже. Управление городского благоустройства исходит из того, что им нужно защищать честь мундира. Я считаю, что это принципиальная и грубая ошибка.
Как поступить в дальнейшем? Необходимо создать систему относительно независимого контроля. Сегодня происходит так: сделали дорогу, по ней проехал губернатор, увидел яму, начистил такое-то место - и все зашевелились. Надо же сделать так, чтобы существовала полномочная организация, которая бы в соответствии с регламентом несколько раз в год проводила полное сканирование дороги (а это возможно), выявляла все нарушения и выдавала соответствующие подтверждения на объемы ремонта, которые нужно произвести. И лучше это делать на аутсорсинге, то есть не «государевой» структурой. Лучше, чтобы эта структура билась за заказ и понимала, что это и ее деньги.
Вторая вещь: четкая увязка гарантийного обслуживания дороги и тех, кто осуществляет ее эксплуатацию. У нас что происходит? Построили дорогу, бордюрный камень через год разрушен. Тот, кто эксплуатировал, говорит, что неправильно построили. Тот, кто строил, говорит, что неправильно эксплуатировали. Надо четко прописать регламент, мы должны знать, кто за что отвечает.
Так что в дорожном строительстве нет никакой политики. Мы еще подведем все итоги. У нас в конце ноября будет большое мероприятие с дорожниками. Пока наша задача сделать так, чтобы гарантийные сроки были соблюдены и в течение пяти лет все недоработки устранялись за счет подрядчиков.
- Ваша работа в обладминистрации хронологически совпала с очередной серией рейдерских атак на пермские предприятия. Как вы оцениваете свои действия в этих ситуациях? И как будет губернское руководство участвовать в этих спорных вопросах в дальнейшем?
- Можно сказать, что определенные правила все-таки мы вырабатываем. Они заключаются в следующем.
Первое - все должно происходить строго в соответствии с действующим законодательством. Второе - государственные и силовые структуры не вправе вмешиваться. Они обязаны обеспечивать законность и правопорядок, и не более того. Во всех случаях мы удержались на этой позиции. И я не знаю ни одного руководителя предприятия, который может предъявить претензии, что мы действовали в ущерб его бизнесу. Если так произойдет, напишите об этом в газете. Но не с точки зрения аналитиков, а с точки зрения тех, чьи интересы они защищают.
Наша задача в том, чтобы закон и справедливость существовали, но не исходя из собственного разумения. Я не знаю, кто должен владеть, к примеру, Пермским фанерным комбинатом. Но в масках вы туда заходить не должны, оружие вы там применять не должны. Если вы это сделаете, будете лежать на земле.
- Как вы относитесь к критике в свой адрес, звучащей в газетах, на митингах, в областном парламенте?
- В любом обществе есть определенный слой людей, которые в принципе настроены негативно. Для них подобная информация как манна небесная, им необходимо ее поглощать. Соответственно, и критика предназначена для этих людей.
Что касается позиции тех, кто формирует такое мнение, у них есть свои интересы. Я не считаю возможным оправдываться по любому поводу. Если вопросы мне будут кем-то заданы, то я на них отвечу, но мне никто вопросов не задает. А если кто-то изливает негатив в мой адрес, причем любому разумному человеку очевидна его тенденциозность, то он делает для меня доброе дело, «прививку». То есть те, кто может заболеть болезнью сугубо негативного восприятия, потенциально выслушали столько, что уже воспринимать это не могут. Скоро, на мой взгляд, у нормальных людей появится отвращение к подобного рода информации.
По любому из пунктов критики я готов общаться с теми, кто готов воспринимать. С теми, кто не готов, общаться не буду.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.