МИФЫ ВОКРУГ ТАРИФОВ

«ЕЭС России» пытается сдерживать рост цен на электроэнергию

Поделиться

Общеизвестно, что цены на услуги естественных монополий находятся в сфере госрегулирования. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает тарифы на электроэнергию для структур РАО «ЕЭС России» и станций регулируемого оптового рынка электроэнергии. Она же диктует предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию для конечных потребителей всех регионов России. В регионах функции утверждения тарифов возложены на Региональную энергетическую комиссию (РЭК).

Энергетики по договоренности с Правительством РФ удерживают темп роста среднеотпускного тарифа на электроэнергию ниже темпов роста инфляции. Однако цены на энергоносители остаются одной из главных тем публичных обсуждений, а любое действие энергетиков, обрастая разнообразными мифами, вызывает резкое отторжение как у руководителей предприятий, так и у населения.

Между тем именно РАО «ЕЭС России» демонстрирует самый низкий темп повышения цен на свой «товар». Есть и другие свидетельства, подтверждающие, что компания входит в рынок крайне осторожно, стараясь не нарушить баланса в экономике страны.

Рост энерготарифов - ниже инфляции. Два года назад накануне вступления отрасли в рынок глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс убедил федеральных чиновников определить сразу на три года вперед (начиная с 2004 года) предельные уровни повышения энерготарифов, ориентируясь на прогнозные цифры инфляции. Два года из трехлетнего эксперимента показали, что контролировать рост тарифов возможно: на фоне непредсказуемого поведения цен в других отраслях экономики, энерготарифы ведут себя вполне достойно: повышаются раз в году и ровно настолько, насколько было обещано.

Так, предельный рост среднеотпускного тарифа на электроэнергию в 2005 году установлен на уровне 9,5%. Реальный рост тарифа составляет 9,2% при инфляции, которая, по данным экспертов, превысит в этом году 10,5%. Статистика говорит о том, что процент роста тарифа ежегодно снижается: 11,4% в 2004 году (инфляция - 11,7%), в 2006 году эта цифра составит 7,5% (инфляция, по прогнозам экспертов, составит не менее 10%).

Рост энерготарифов - ниже общего подорожания товаров и услуг. По сводным данным Федеральной службы по тарифам, Минэкономразвития и Росстата, в 2004 году оптовая цена природного газа в России выросла на 20%, а рост цен в угольной и нефтеперерабатывающей промышленности составил, соответственно, 51,4 и 65,4%.

При этом тарифы на электроэнергию в 2004 году выросли всего на 11,4%.

В 2005 году рост среднеотпускного электротарифа составит 9,2%, в то время как цена на уголь поднимется на 46,5%, на газ - на 20%, а стоимость цемента возрастет на 40,8%.

Цены на продукцию и услуги в смежных отраслях непосредственно влияют на стоимость электроэнергии. Доля расходов на покупку газа, угля, оплату железнодорожных перевозок в товарной продукции предприятий энергетики составляет 30% (если в 2003 году РАО «ЕЭС России» закупило топлива на сумму 204,2 млрд руб., то в 2004 году эта цифра выросла до 227,3 млрд руб.)

Похожие тенденции наблюдаются и на потребительском рынке. По данным Росстата, стоимость минимального набора продуктов питания с начала текущего года увеличилась на 10,3%, цены на мясо и птицу выросли на 26,7%, а на рыбу и морепродукты - на 19,2%.

Исследования показывают: при росте цен на электроэнергию на 1% рост потребительских цен составляет 0,15-0,17%, рост цен товаропроизводителей (при постоянной рентабельности) по различным отраслям находится в диапазоне от 0,05 до 0,21%. Рост цен на коммунальные услуги составляет порядка 0,3%. Эти данные говорят о том, что доля электроэнергии в инфляционных процессах более чем скромна.

Рост энерготарифов отстает от роста тарифов ЖКХ. С августа 2004 года по август текущего услуги ЖКХ в целом подорожали на 33,1% (водоснабжение и канализация - на 35,4%, вывоз мусора - на 32,2%, газоснабжение - на 25%). При этом в структуре коммунальных платежей затраты на электроэнергию составляют не более 20-25%. И эта доля постоянно сокращается, поскольку тарифы на электроэнергию растут в два раза медленнее, чем тарифы ЖКХ: с 2000 года стоимость услуг ЖКХ выросла в 4,6 раза, цены на электроэнергию увеличились в 2,31 раза.

Рост энерготарифов для населения превышает аналогичный показатель в промышленности. Доля расходов на электроэнергию в доходах населения в среднем по России составляет 0,7% (до 3% в отдельных регионах). В общем объеме потребления электроэнергии доля населения составляет всего 18%, при этом предприятия РАО «ЕЭС России» напрямую обслуживают лишь половину жителей страны. Остальные имеют дело с предприятиями-перепродавцами.

Экономически обоснованный тариф для населения выше, чем для предприятий, поскольку транспортировка электроэнергии по сетям низкого напряжения (именно по ним получают электроэнергию жители территорий) более затратна, чем по магистральным сетям. Правительство планомерно повышает тарифы для населения быстрее: рост их для населения в 2005 году составил 18% (от уровня 2004 года), аналогичный показатель для промышленных потребителей составит 4-5%.

Рост энерготарифов необременителен для большинства граждан. В реальном исчислении прирост платежей за электроэнергию в 2005 году был незначительным - 17 руб. на человека. В месяц обычная семья платит за электроэнергию в среднем 250-300 руб., что не превышает 3% от ее совокупного дохода. Для семей с достатком выше среднего расходы на эту статью вообще незаметны.

Доходы населения растут быстрее, чем тарифы на электроэнергию. В 2005 году тариф для населения в среднем увеличился на 20%, при этом, по данным Росстата, только за пять месяцев 2005 года денежные доходы в расчете на душу населения выросли на 34,5%. Кроме того, монетизация льгот не коснулась расчетов за электроэнергию. Выплаты на поддержку малообеспеченных слоев населения по оплате коммунальных платежей не отменялись, и такие категории населения имеют право на получение специальных субсидий. С увеличением тарифов на электроэнергию будут расти и объемы субсидий. Сегодня около трети населения России пользуются натуральными льготами и оплачивают 50% от фактически потребленной электроэнергии.

Перекрестное субсидирование и проблемы российской промышленности. Отечественные производители нуждаются в устранении перекрестного субсидирования, которое заключается в занижении тарифов на электроэнергию для населения за счет их завышения для крупных промышленных предприятий. Объем перекрестного субсидирования накапливался год от года, и, по официальным данным, в 2005 году его суммарная величина для населения оценивается приблизительно в 60 млрд руб.

Начальник департамента экономической политики РАО «ЕЭС России» Игорь Кожуховский назвал «перекрестку» гигантским системным препятствием на пути не только развития отрасли, но и экономики страны в целом.

Увеличение себестоимости продукции в промышленности, к которому ведет перекрестное субсидирование, отражается на ее цене: «перекрестка» бумерангом возвращается населению. Переплачивая за электричество, предприятия закладывают эти расходы (в еще большем объеме) в стоимость своих товаров и услуг. В результате «экономия» населения оборачивается возрастающими затратами.

Энергетики считают, что инструментом оптимального перераспределения финансовой нагрузки, вызванной удорожанием электроэнергии в результате перекрестного субсидирования, между бюджетами, населением и другими потребителями электроэнергии может стать социальная норма потребления электроэнергии. Она предусмотрена федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». В пределах этой нормы население должно получать электроэнергию по льготным тарифам, сверх нее - по экономически обоснованным. Предполагается, что семьи с низким достатком уложатся в заданные нормативы потребления, а состоятельные люди оплатят свои расходы полностью.

РАО «ЕЭС России» предлагает, чтобы социальная норма потребления электроэнергии была максимально большой (минимальный предел норматива должен составлять 50-60 кВтч на человека в месяц (согласно статистике, в среднем по стране потребление электроэнергии на одного человека в месяц составляет около 60 кВтч).

Как утверждает Игорь Кожуховский, холдинг планирует следовать курсом на сдерживание роста энерготарифов и дальше. Но делать это, по его словам, становится все труднее. Причина - несовпадение официального прогноза уровня инфляции и ее реальной величины. По словам руководителя, в последние два года компании удавалось удержаться в столь жестких ограничениях за счет реализации масштабных программ сокращения издержек. Кожуховский уверен, что такое большое отставание роста энерготарифов от реальной инфляции становится рискованным с точки зрения обеспечения надежности электроснабжения, так как значимых резервов для сокращения затрат уже не остается.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться