КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ АУДИТОРА

Аудит исчез как «обязаловка», но, являясь своеобразной страховкой, он, тем не менее, остается «живее всех живых» как неотъемлемая часть грамотного ведения бизнеса

Поделиться

Лариса АЛИНА, директор аудиторской фирмы «Актив»

Не могу не согласиться с тем, что любая страховка более чем в 95% случаев с рациональной точки зрения представляет собой напрасно выброшенные деньги. Но, как умный человек не может надеяться на «авось» и поэтому страхует свое имущество и жизнь, так и здравомыслящий собственник или руководитель обеспечивает себе поддержку в лице аудитора.

Никто, вероятно, не будет спорить с тем, что все знать невозможно, поэтому каждый должен заниматься своим делом. Аудитор - это консультант-эксперт. Как показывает практика, при возникновении сложной проблемы всегда намного выгоднее обратиться к эксперту, чем пытаться решить задачу самостоятельно. Из этого понимания роли аудитора мы и исходим.

Что же касается форм оказания аудиторских услуг, то они могут быть самыми разными. Аудиторская проверка доказала свою практичность и удобство в том случае, когда необходимо получить общую оценку способов ведения учета и налогообложения в организации. В свою очередь, консультационное сопровождение значительно экономит время бухгалтера.

Пословица «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» работает безотказно и в плане услуг. Следует твердо понимать, что дешевые услуги качественными не бывают. К сожалению, дорогие тоже не всегда отличаются высоким качеством. И где найти ориентиры? Ориентиры следующие: средняя расчетная величина стоимости одного часа работы аудитора 10-20-ти крупнейших аудиторских российских фирм превышает $50. Если убрать надбавку «крупнейших» за имидж и перевести в рубли, а также учесть ценовую разницу между столицей и Пермским краем, то в качестве разумной цены за качественные аудиторские услуги для нашего региона можно принять сумму в 4-5 тыс. руб. за один день работы аудитора. При таких расценках и в зависимости от внутренней политики аудиторской организации зарплата аудитора-специалиста будет изменяться в пределах от $500 до $1 тыс. в месяц. Это - нижний предел для привлечения квалифицированных, опытных специалистов. Поэтому, если вам обещают проверить учет за два года и просят за это 30 тыс. руб., значит, предлагают «халтуру».

При решении вопроса о том, кто должен выбирать аудитора, оптимальной является ситуация, когда руководитель предприятия контролирует выбор своего бухгалтера. Аудитор необходим и бухгалтеру, и руководителю. Аудитору должны доверять оба. В то же время нормальные личные отношения бухгалтера с аудитором обеспечивают более высокое конечное качество оказываемых услуг. Поэтому навязывание бухгалтерам аудиторов также представляется не лучшим выходом, хотя в большинстве случаев к открытым конфликтам не приводит. Исключением из этого правила может явиться выбор аудитора собственником, когда у последнего имеются какие-либо сомнения в правдоподобности бухгалтерской отчетности.

Итак, утвердившись в мысли, что аудитор необходим, у представителя компании возникает вопрос: где его искать? И здесь многочисленные примеры из практики подтверждают теорию классика маркетинга Филиппа Котлера: «Поскольку качество сервиса определяется, в лучшем случае, только после его получения, приобретение услуг сопряжено с относительно высоким риском (в сравнении с покупкой материальных товаров). В результате потребители услуг доверяют не столько рекламе, сколько отзывам и рекомендациям других потребителей». Этот вывод справедлив для сферы услуг вообще и для аудита в частности.

Таким образом, есть два наиболее действенных способа быстрого поиска аудитора. Первый называется «пальцем в небо» - из перечня фирм случайно выбирается одна. Как ни странно, но этот способ обеспечивает удовлетворительный выбор в 25-30% случаев, что является достаточно хорошим показателем. Второй способ выбора - по рекомендации знакомых. Этот способ обеспечивает хороший результат в 60-70% случаев. Все остальные способы, включая хитрые конкурсы и тендеры, представляют собой напрасную трату средств, времени и сил (своих и чужих). Есть, например, такие потребители, которые никому не верят и все выслушанные рекомендации специалиста с маниакальной настойчивостью проверяют и перепроверяют еще в нескольких местах; результат обычно бывает плачевным: 90% подобных потребителей выбирают самый неудачный вариант.

Котлер говорит об удовлетворенности покупателя как об основном факторе повторной покупки. А по мнению героя известного фильма, «счастье - это когда тебя понимают». Поэтому задача формулируется следующим образом: нужно найти специалиста, консультанта, с которым может установиться взаимопонимание и доверие. Очень важно при этом чувствовать, что консультант имеет более высокий уровень подготовки, превосходит бухгалтера. Это основной фактор доверия. К сожалению, готовых решений этой задачи нет.

Для разумного выбора нужна информация, нужен собственный опыт. Поэтому копите информацию и пробуйте. Если вам понравилась статья в газете или журнале - запомните, кто ее написал. Если вам понравилась консультация по телевидению и радио - запомните, кто давал эту консультацию. Как уже отмечалось, не стоит пренебрегать рекомендациями знакомых. Ищите и вы найдете того, кто вам нужен.

Как известно, один ум хорошо, а два лучше. Поэтому я бы рекомендовала иметь двух консультантов. Аудитор тоже человек и может ошибаться, поэтому необходим контроль. При возникновении спорных моментов целесообразно обратиться к другому консультанту и сравнить мнения обоих. Это простая мера обеспечит надежную защиту от возможных ошибок за счет более полного анализа ситуации. И, разумеется, нужно думать самостоятельно.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться