Александр Жунёв: Я могу делать разное искусство — хоть красивое, хоть злое
Главный актор пермского стрит-арта рассказал о моральных принципах социального художника
В преддверии общественного фестиваля «Мосты», который состоится в Перми 15—19 июня, прошла серия мероприятий по фандрайзингу, на которых деятели искусства проводили бесплатные концерты, творческие встречи, мастер-классы и лекции для пермяков с призывом «скидываться» на фестиваль. Среди таких событий была и встреча с художником Александром Жунёвым, автором многочисленных произведений стрит-арта, который, несмотря на все свои достижения последних лет, навсегда останется в сознании пермяков как «автор «Есенина».
Тема встречи звучала как «Уличное искусство и активизм». Жунёв рассказывал о тех своих работах, которые рассчитаны на общественный резонанс.
По словам художника, стрит-артисты в последнее время всё чаще заигрывают с официальной идеологией:
«В Москве очень много граффити «Крым наш» и «Отдыхайте в Сочи», бывает, закрашивают работы знаменитых, на весь мир известных художников и поверх пишут вот это… Есть даже военно-патриотическое объединение уличных художников — «Минин и Пожарский». Мне бы в этом не очень хотелось участвовать». Пермский художник считает, что настоящий патриотизм проявляется в таких его работах, как портрет Василия Каменского, «потому что он был крутой чувак и наш земляк».
В противовес «официально-патриотическим» работам появляется всё больше протестных, направленных на выражение несогласия с какими-то официальными точками зрения. Многие из них делаются нелегально, поскольку, по словам Жунёва, «всё равно никто не согласует».
Пермяки, пришедшие на встречу, узнали много нового о творчестве популярного автора уличных картин. Оказывается, он много работает в жанре микрограффити, и многочисленные трафаретные надписи на стенах домов на актуальные темы — его работа. Например, он инициировал появление массовых граффити с призывом отказаться от одежды из натурального меха: Александр и его жена Анна — принципиальные веганы.
Существует немало любопытных работ Жунёва, которые мало кому известны. Например, небольшая фреска «Бесконечное терпение», где наручники образуют знак бесконечности. Эта работа была в отдалённом микрорайоне — возле НПО «Биомед», поэтому её мало кто видел. Зато её фотоизображение приобрёл на «Арт-Перми» какой-то коллекционер.
Знаменитая надпись на заборе «Дорогу за вас Пушкин чинить будет?» с изображением узнаваемого профиля Александра Сергеевича — тоже творение Жунёва. Подобные высказывания — его способ вступить в диалог с государством. По словам автора, способ весьма эффективный: эту надпись показали в «Дежурном по городу», и дорога, о которой шла речь, очень быстро оказалась отремонтированной.
Гражданская позиция плюс творческий подход — основа не только работы Александра, но и его личной жизни. В 2010 году он затеял борьбу с серыми заборами под девизом «Искусство против серости», к которой подключилась поэтесса Анна Емелина. Она сочиняла двустишия: «Снова серая стена. Ощущается вина!», «В пермской моде — серая стена, чтобы грязь была не так видна» или «Серой стенки грязнота — бюрократам красота!», а Жунёв писал их на серых заборах. Под работами стояли две подписи: изображение футболки со смайликом — подпись Жунёва и буква Е с косичками — подпись Емелиной. В процессе совместного творчества они создали семью и завели ребёнка, а их война с заборами подготовила в Перми почву для проекта музея PERMM «Длинные истории», в котором Жунёв тоже принял участие.
Одной из самых поучительных и «многосерийных» историй в творческой биографии Александра стала история с Губкой Бобом, в которого художник превратил серый распределительный шкаф на углу улиц Ленина и Газеты «Звезда», рядом с гимназией №17.
В первый раз за раскраску этого шкафа он попал в милицию, правда, быстро был отпущен. Шкаф закрасили серым. Жунёв комментирует это очень иронично:
«У нас к 1 Мая и к Дню Победы все шкафы в городе красят в серый цвет. Наверное, чтобы красиво было…» Тогда художник подал свой проект на фестиваль «Живая Пермь», его утвердили, и Губка Боб появился в Перми уже легально. Но его снова закрасили! Это так возмутило пермяков, что флешмоберы устроили митинг в его защиту. В мэрии заволновались, извинились: «Коммунальщики перестарались», купили на бюджетные средства краску, и Жунёв нарисовал Боба в третий раз с надписью «Я жив».
Всего Губка Боб был нарисован на этом шкафу четыре раза.
Александр говорит о себе: «Я делаю разное искусство. Могу сделать красивое, а могу — злое, с политическим подтекстом». Однако актуальное, злободневное, социальное искусство ему интереснее всего. Такое, например, как очень многозначительная, многоплановая работа «Кариес»: стенку мусорной площадки он раскрасил красным, а мусорные баки — белым, как зубы. Когда в баках рылись бездомные, получалась очень острая картинка.
Среди произведений Жунёва есть целые нелегальные скульптуры. Так, он из пустых баллончиков из-под краски смастерил руку на пружинке, держащую бомбу. Это был своего рода монумент граффитистам-«бомбистам», художникам, которые быстро малюют граффити из баллончиков и убегают. Скульптуру Александр поставил на аллее Компроса, где установлены другие скульптуры из старого металла, и никто не заподозрил, что она здесь нелегально. Долго простояла, больше года, и стояла бы, наверное, поныне, но пружина оказалась ненадёжной.
Самое известное нелегальное произведение Жунёва — это, конечно, «Распятый Гагарин». Сам художник недо-умевает из-за его скандальной славы: он уже неоднократно рисовал иконы и распятия на фоне, например, камуфляжа, но никакого шума вокруг них не было. А с Гагариным, что называется, раздули историю, которая самому художнику принесла не только неприятности, но и выгоду: он получил премию на конкурсе активистского искусства, некий коллекционер заказал ему картину, аналогичную знаменитому граффити, а небольшая компания Жунёва наладила производство футболок с принтом Гагарина.
Уже в этом году Александр Жунёв устроил стрит-арт-акцию в Москве в поддержку художника-акциониста Петра Павленского. Портреты Павленского наклеивались на распределительные щиты, которые в Москве защищены проволочной сеткой, но она редко когда закрыта. Жунёв сам покупал замочки, чтобы её закрыть. Слоган акции — «Пока мы зависаем в «сетке», Павленский мучается в клетке».
Полиция на акцию, разумеется, отреагировала. Открыть сетку служители закона не смогли и закрашивали портрет из баллончиков прямо через сетку. Получилось, по мнению Жунёва, новое произведение искусства: черты акциониста проглядывали сквозь неровную серую краску, словно через слой пепла.
Вообще, пермский художник не слишком расстраивается из-за уничтожения своих работ. «Стрит-арт живёт в фотографиях», — считает он.
По мнению Александра Жунёва, стрит-арт — это самый эффективный способ вести диалог с обществом. Десять литров краски стоят всего 380 руб., а хватит её чуть ли не на весь город, если просто писать надписи. Поэтому за стрит-артом — будущее.
В планах самого Жунёва — продолжить проект «Стена почёта», к которой относится портрет Каменского. Следующим будет, скорее всего, Дягилев, и возникнет он уже к Дягилевскому фестивалю.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.