ПОПЫТКА СТАТЬ СТОЛИЦЕЙ

На одну неделю Пермь примерила на себя звание «Культурной столицы Поволжья»

Поделиться

Проект «Культурная столица Поволжья» существует с 2000 года. Первой «столицей» был Ульяновск, затем - еще пять городов Приволжского федерального округа, а в 2005 году вместо «назначения» одной или двух столиц решили провести «Марафон культурных недель», в котором были задействованы все «бывшие» столицы и две будущие, «назначенные» на 2006 год - Пермь и Нижний Новгород. Для Перми это очень выгодный расклад: во-первых, генеральная репетиция перед большими событиями будущего года, во-вторых, дополнительные гранты на культурные проекты уже в этом году, и, в-третьих, Пермь стала завершающим городом «Марафона», следовательно, можно было учесть опыт предшественников. Но, как это часто бывает, пошли своим путем...

Многое в пермской «Культурной неделе» вызвало недоумение. С одной стороны, шквал событий, порой - весьма неординарных, с другой стороны... А кто их заметил? И что после них осталось? С одной стороны - бешеная деятельность оргкомитета (его сотрудники жаловались, что сами не успевают посещать культурные события, так много у них организационной работы), с другой стороны - путаница, накладки и почти полное отсутствие внятной информации для жителей Перми.

Между тем из отчетов «коллег по столичности», которые звучали на завершающем «Марафон» «круглом столе», понятно, что многие города использовали статус «Культурной столицы» для улучшения внешней среды города и для вовлечения жителей в массовые культурные мероприятия. И то, и другое для Перми весьма актуально. Во многих городах упор делался на уличные мероприятия - от программы развлечения пассажиров, ожидающих транспорта на остановке, до площадных концертов, собирающих тысячи зрителей. В Ижевске именно «культурно-столичные» гранты позволили возвести веселые уличные скульптуры - пресловутый памятник пельменю и памятник Ижевскому Крокодилу. В Ульяновске установили памятник букве Ё и «обломовский диван» у памятника Гончарову, в Новочебоксарске разрисовали стены домов - и вовсе не рекламой.

В Перми же все мероприятия проходили в залах, в узком кругу, и при этом сопровождались минимумом полезной информации. Смешно, но на турнире пианистов «Суперрояль» зал состоял сплошь из студентов музыкального училища, пришедших чуть ли не строем, а на заключительный концерт нижегородского ансамбля старинной музыки «Гальярда» прибыли, наоборот, в основном пожилые пермяки по приглашениям, выданным советами ветеранов.

Порядок включения событий в программу «Марафона» вызывает много вопросов. Так, фестиваль немецкого кино «Тайны Рейна» проходит в Перми уже восьмой раз, и до сих пор прекрасно себя чувствовал и без статуса «столичного мероприятия». Конкурс модельеров «Красное платье» тоже в прошлом году уже проводился. Премьера спектакля «Джулия Фарнезе» в Театре драмы вообще была назначена тогда, когда про «Культурную столицу» еще никто не думал. А вот творческий вечер Александра Журбина или юбилейные торжества хореографического училища, проходившие в те же дни, в программу «Марафона» почему-то не попали. А ведь если и считать Пермь культурной столицей, то в первую очередь - балетной!

Обмен грантами между Пермью и Нижним Новгородом выглядел очень мило и куртуазно. Столица округа поддержала Пермское отделение Союза композиторов России с проектом «Суперрояль», фонд «Юрятин» с его «Виртуальным театром поэзии», Хоровую капеллу мальчиков и юношей, а также Сергея Тетерина с проектом «Alt-FM - радио для художников». В первоначальном списке была еще Наталья Шостина с проектом «Танцы времени - песни памяти», но позже таинственным образом оттуда исчезла.

В свою очередь, администрация Перми выделила грант нижегородскому ансамблю «Гальярда».

Еще до официального старта «Культурной недели» в кинотеатре «Триумф» начался восьмой фестиваль современного немецкого кино «Тайны Рейна». Все четыре фильма были совсем свежими и так или иначе ориентированными на молодежную аудиторию. По мнению Немецкого культурного центра им. Гете, молодежь - основная целевая аудитория, на нее и надо работать. Почему при этом из программ фестивалей напрочь исчезли классические ретроспективы, так успешно проходившие в прежние годы (при другом руководителе Гете-института), все же непонятно.

В день открытия «Марафона» в Пермской художественной галерее презентовали проект Сергея Тетерина и Данила Лебедева «Alt-FM - радио для художников». Публика, прибывшая на презентацию, испытала легкий шок и полное недоумение. Это событие - яркий пример того, как можно получить грант на сотню тысяч рублей исключительно благодаря умению убедительно писать заявки.

Представьте себе: Тетерин сотоварищи приобрел передатчик FM-диапазона и крутит по нему музыку, которая ему самому нравится. Еще приобрели несколько портативных радиоприемников, настроили их на волну Alt-FM и расставили по залам галереи. Вот почему - «для художников». Все это подается под соусом борьбы с засильем коммерческой музыки в FM-пространстве. Для пущей импозантности была придумана история о том, как передатчик нелегально провозили через российско-финскую границу... Ну, насчет нелегального провоза сказать трудно, а вот официальная лицензия на соответствующую частоту у «грантополучателей» имеется. Ничуть не хуже, чем у любой коммерческой радиостанции.

Присутствовавшие на этой презентации журналисты никак не могли понять, в чем креативность? Купить на грантовые деньги передатчик и выдавать по нему музыку, которую ты сам считаешь альтернативной, всякий сможет. Мораль: учитесь искусству обольщения грантодателей!

Наиболее интригующим событием «Недели» был турнир пианистов Перми и Нижнего Новгорода «Суперрояль». В роли музыкального ринга и «суперрояля» выступил филармонический Steinway. Две команды соревновались в виртуозности и техническом мастерстве. Судьями стали зрители: победителя определяли по уровню громкости аплодисментов. Достоверность результатов обеспечивала специальная компьютерная программа, а сами результаты мгновенно высвечивались на мультимедийном экране.

Как сказала представитель Фонда «Культурная столица», координатор Приволжского окружного конкурса проектов Галина Муромцева (кстати, выпускница Пермского музыкального училища), профессиональные музыканты впервые получили возможность реализовать свой творческий потенциал за пять лет существования фонда. Из 80-ти воплощенных в жизнь проектов, поддержанных грантами, «Суперрояль» - единственный, где представлено академическое исполнительское искусство.

По-настоящему инновационный, соединяющий традиционный концертный зал с интерактивными медиатехнологиями проект председателя Пермской городской композиторской организации Игоря Машукова привлек внимание не только строгой экспертной комиссии, но и большинства профессиональных музыкантов. Не случайно пермская команда участников была весьма представительной. Капитаном стала Наталья Шамарина, лауреат городской премии им. Немтина, известная своим участием в проекте Пермского театра оперы и балета Ballet Imperial, где она исполняет Второй концерт Чайковского. Самым молодым участником проекта стал студент музыкального училища из Перми Максим Тарасов. Кроме него, Прикамье представляли Мария Калуга, Юлия Смирнова и трио преподавателей училища: Марина Окуневич, Галина Нелюбина и Ольга Соколова.

Представители Нижнего Новгорода даже в численном выражении уступали пермякам: две Анны - Федорова и Нижегородцева, Илья Тишков - студенты консерватории и капитан команды - Руслан Разгуляев, тем не менее, показали настоящий класс пианистического мастерства.

Давняя традиция состязания музыкантов-виртуозов (такие соревнования были популярны в Европе у средневековых мейстерзингеров и концертирующих солистов XIX века), преобразилась под влиянием КВН-концепций. Командная игра и конкурс капитанов, специальные конкурсы на исполнение трансцендентных произведений Листа, виртуозных пьес Шопена и Рахманинова, «домашнее задание» - музыка современных авторов и ведущий, шоумен Сергей Маленко - все было, как в настоящем КВНе.

Правда, Маленко признался, что находится не на своем месте. Безусловно, он попал в формат публики - в основном студенческо-молодежной, но совершенно не совпал «волнами» с музыкантами. Представьте: пианист сосредоточивается перед первым аккордом, и в это время раздается усиленный микрофонами возглас конферансье: «Илья Тишков!!! Ваши аплодисменты!!!» Тот даже подпрыгнул на стуле.

Самым ярким музыкальным произведением концерта-состязания стала пьеса Игоря Машукова «В Пермском зверином стиле». Публика, конечно же, встречала пермских музыкантов особенно продолжительными и громкими аплодисментами, что и повлияло на результаты соревнования - 24:19 в пользу пермской сборной. В личном зачете пальма первенства также у пермяка Максима Тарасова. Между тем сам пианист был так разочарован собственной интерпретацией Рахманинова, что не остался даже на церемонию награждения.

После завершения состязания автор идеи Игорь Машуков с некоторой растерянностью признал, что его профессиональная оценка прямо противоположна оценке зала. По его словам, наиболее интересное выступление было у Руслана Разгуляева, который набрал наименьшее число «децибелов». Однако предстоит еще второй тур состязаний, который пройдет в Нижнем Новгороде, и окончательный рейтинг пианистов-участников «Суперрояля» зависит от объективности и степени гостеприимства столицы Приволжского округа.

Литературный вечер «Виртуальный театр поэзии. Волга и Кама: геопоэтический диалог», состоявшийся 26 октября в кафе «Валида», превратился в... монолог. По словам организатора этого мероприятия Ольги Антипиной, первоначально вечер действительно задумывался как поэтический диалог городских культур Перми и других городов Поволжья. Но в процессе отбора поэтов для участия в литературных чтениях организаторы проекта столкнулись с парадоксальной неожиданностью. Оказалось, что в творчестве именно пермских поэтов (в сравнении с тематикой поэзии других приволжских городов) концепт города представлен наиболее ярко, рельефно. Поэтому масштаб диалога был сужен до нулевого предела.

Вместо разных поэтических переживаний города как явления культуры поэтами из городов Поволжья - два разных взгляда поэтов-пермяков на наш город. По мнению организаторов проекта, в стихах Юрия Беликова и Вячеслава Ракова - диаметрально противоположные образы Перми. Именно эти поэты прочли свои стихи на вечере. Поначалу несколько удивила подборка стихов Юрия Беликова. Где же в них Пермь? Она если и упоминается, то лишь слегка и вскользь.

Как признался сам поэт, он не очень любит Пермь, предпочитает Чусовой, где родился. Вероятно, поэтому город для него - это не ощутимая плотность конкретного места, а фон, дымка. Пермь в прочитанных Беликовым стихах либо незрима, либо ее просто нет.

Стихи Вячеслава Ракова, вдумчиво и спокойно прочитанные на вечере автором, напротив, рисуют абсолютно четкий, видимый образ Перми. Это мрачный, серый, даже опасный и страшный город. Не город даже, а «человечья нора». Признаться, серый промозглый вечер 26 октября почему-то удивительно располагал к именно такому восприятию Перми, в котором, пожалуй, немногие из нас способны себе признаться... Ведь в таком городе трудно жить, во всяком случае жить счастливо. Впрочем, как отметил сам Вячеслав Раков, поэзия не публицистика, посему в ней мало справедливого...

Виртуальность поэтических образов города - не единственная причина, по которой данный проект назван виртуальным. По итогам встречи при поддержке пермской киностудии документального кино «Новый курс» будет создан мультимедийный продукт в формате виртуального театра: диск с записью авторских чтений с поэтического вечера с комментариями. После выхода CD-тиража в свет диск будет распространяться через фонд «Юрятин» и городские библиотеки.

Завершающее мероприятие «Недели» - концерт нижегородского ансамбля старинной музыки «Гальярда» - мог бы стать аншлаговым событием в концертной жизни Перми, но не стал - по описанным выше причинам. Между тем в самом Нижнем Новгороде в рамках той же «Культурной недели» прошел целый фестиваль старинной музыки с приездом ведущих исполнителей из Франции и Польши, вызвавший настоящий ажиотаж.

Пермские концерты «Гальярды» были очень милыми. Это не вполне музыковедческое определение как нельзя лучше подходит к выступлениям очаровательных молодых людей (кажется, будто кастинг проводился по внешним данным), которые, увы, пока не являются виртуозами. Их исполнение грешит школьной старательностью, а концерты Вивальди, написанные для камерного оркестра, в переложении для маленького ансамбля звучат бедновато.

Концерт «Гальярды» - хорошая метафора для всей «Культурной недели». Да, душевно. Да, иногда очень необычно. Но порой весьма самодеятельно.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться