Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Пермь и PERMM

Музей современного искусства отметил семилетие

Поделиться

День рождения музей празднует в самую подходящую дату — 18 мая, Международный день музеев. По традиции всем именинным гостям был обеспечен бесплатный вход и подарки — симпатичные буклеты-карты «Ночи музеев», которая прошла тремя днями позже, и сувенирные значки. Неудивительно, что музей в этот день посетило более 1300 человек!

Вообще, на низкую посещаемость PERMM не жалуется. На привязанности пермяков, особенно молодёжи, не сказались никакие пертурбации, случившиеся с музеем за его недлинную жизнь: ни увольнение его основателя Марата Гельмана, ни переезд из здания Речного вокзала в арендованное помещение бывшего магазина бытовой техники довольно далеко от центра, на бульваре Гагарина. Любитель современного искусства ещё и не так далеко готов ехать!

Буквально на днях пресс-служба музея похвастала необычными посетителями: семейная пара из Австралии, муж и жена 1939 года рождения, путешествуют по России вдоль Транссибирской магистрали. Расстраиваются, что визу им дали всего на месяц, а планы у них были расписаны на шесть недель. Пришлось их подсократить, но оставить самое важное, в том числе и музей PERMM.

Библейский проект

«Библейский проект» Дмитрия Врубеля — одна из первых выставок PERMM. Сейчас ни такая выставка, ни такое фото не были бы возможны
  Сергей Копышко

Музей начинался с выставки «Русское бедное», которая открылась в сентябре 2008 года, её экспонаты стали основой музейной коллекции, но сам музей как юридическое лицо был образован 18 мая 2009 года. Сейчас музей почти не показывает работы из «Русского бедного». По словам арт-директора PERMM Наили Аллахвердиевой, в арендованном здании нецелесообразно создавать постоянную экспозицию: во-первых, она всё равно будет временной, ведь аренда — не навсегда, а во-вторых, помещение такое маленькое, что разместить там и постоянную экспозицию, и временные выставки просто не удастся. Если же пожертвовать временными выставками, то посещаемость снизится, поэтому жертвовать пришлось собственной музейной коллекцией. Остаётся надеяться, что постоянная экспозиция будет создана после возвращения «на родину» — в здание Речного вокзала.

Тем не менее экспонаты из бывшего «Русского бедного» постоянно работают — ездят на гастроли. Скоро поедут в Самару.

Музей современного искусства PERMM

«Музей не должен быть похож на музей»
  Алиса Калипсо

В госзадании музея на год — проведение семи выставок на собственной площадке. Если в былые годы PERMM критиковали за то, что большинство выставок так или иначе вертится вокруг двух десятков имён любимых Гельманом художников, то сейчас выставки — разнообразнее не придумаешь. Впрочем, Наиля Аллахвердиева считает, что все проекты укладываются в несколько тематических линеек, всё логично и продуманно. «Вся выставочная политика — у меня в голове, — говорит арт-директор музея. — Я понимаю, с какими рисками связан каждый из проектов».

В перечне выставочных линеек Наиля Аллахвердиева на первое место ставит большой пермский блок. «Это не дань конъюнктуре, а формирование самостоятельности, — говорит она. — У музея должна быть локальная база! Это и коммуникация с сообществом, и вопрос экономии: пермские выставки дешевле. Так что мы выращиваем пермских звёзд современного искусства».

Музей современного искусства PERMM

  Александр Хомутов

Чтобы «звёзды» росли качественнее, используется особый механизм: выставки пермских художников делают приглашённые кураторы, которые, будучи дистанцированными от пермской ситуации, могут презентовать Пермь внешнему миру в непривычном ракурсе. Так куратор Катя Бочавар поступила с известнейшими пермскими мастерами Михаилом Павлюкевичем и Ольгой Субботиной, а куратор Пётр Белый — с пермской творческой молодёжью.

Эта линия должна продолжиться — музей планирует работать в этом ключе и с молодёжью, и с признанными классиками, причём не только в Перми, но и на выезде. Уже в сентябре планируется пермская выставка в Москве, в центре современного искусства «Винзавод». Куратор Пётр Белый намерен предъ-явить столичной общественности явление, которое он и Наиля Аллахвердиева называют «пермская серебристость».

Музей современного искусства PERMM

  Александр Хомутов

Ещё одна линия проектов музея PERMM — это творческие резиденции: приехавшие издалека художники надолго поселяются в Перми и через некоторое время предъявляют своё представление о ней. В минувшем сезоне это сделали испанец Эскиф и швейцарцы Герда Штайнер и Йорг Ленцлингер. Продолжит эту традицию Александр Шабуров, некогда свердловчанин, теперь москвич. Ему предложено сделать выставку к 100-летию Пермского университета. Казалось бы, логично поручить это человеку из самого университета, но Наиля Аллахвердиева так не считает. По её словам, Шабуров, которого большинство публики знает как «половину» хулиганистого арт-дуэта «Синие носы», ещё и глубокий эрудит и въедливый исследователь. С его выставки, посвящённой трём векам образования на Урале — XIX, XX и XXI, зрители будут выходить в слезах. Наиля Аллахвердиева гарантирует.

Не менее важна и выставочная линейка, направленная на показ в Перми коллекций главных российских музеев. Их прошло две: Государственная Третьяковская галерея провела в Перми выставку Дмитрия Пригова, а Государственный Русский музей — выставку актуальной графики. Это одно из преимуществ нового помещения: на Речном вокзале подобные выставки не были возможны, потому что там не было так называемого музейного контура, то есть специальных условий — климата, освещённости, охраны. В здании на бульваре Гагарина эти условия удалось создать, теперь пора думать, как воссоздать их снова на Речном. Ведь «музейные» выставки, по словам Аллахвердиевой, «это наш карт-бланш в общении с музейным сообществом».

Никуда не деться от выставок, основанных на общероссийской повестке. Арт-директор музея утверждает, что их никто не навязывает, но всегда можно найти интересный повод, чтобы сотрудничать с российским обществом в самом широком смысле. Так, Год литературы в PERMM был отмечен уже упомянутой выставкой Пригова, а нынче, когда отмечается 55-летие выхода человека в космос, планируется выставка о Космосе — вот именно так, с большой буквы. Наиля Аллахвердиева считает, что это прекрасный повод обыграть нынешнее место расположения музея: на бульваре Гагарина, в здании, принадлежащем компании с «космическим» названием «Сатурн-Р», рядом с издательством «Звезда», а также с кладбищем и крупнейшим в Перми бомбоубежищем. Харизматичное, мифологичное, космогоническое пространство.

Наконец, последняя — но не наименее важная! — выставочная линейка связана с показом в Перми лучших образцов русского и зарубежного современного искусства. К ней относятся в первую очередь выставки художников из разных стран, такие как нашумевшая по разным причинам азербайджанская выставка. До сих пор в этом направлении создавались в основном сборные, коллективные выставки, но планируются и персональные. Мечта Наили Аллахвердиевой — показать современное искусство Китая. Может быть, она осуществится, но не в этом году — это очень дорогая история.

Зато в этом году снова, после длительного перерыва, будет большая выставка из собственных фондов музея. По словам арт-директора, они изрядно выросли со времён «Русского бедного». Пора предъявлять их публике. Чтобы всё прошло достойно, приглашён особый куратор — заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков, и есть задумка ежегодно представлять этот материал с новым куратором, чтобы показать разнообразные возможности его интерпретации. Так медленно, вдумчиво музей идёт к созданию постоянной экспозиции.

Это, однако, не сделает PERMM более «музейным» учреждением. Ни в коем случае. «Музей не должен быть похож на музей», — считает Наиля Аллахвердиева. Это верно в первую очередь для детских проектов. Здесь существует особая детская программа. Так, выставка Герды Штайнер и Йорга Ленцлингера «Пикник» была рассчитана на семейную аудиторию, включая самых маленьких. Для следующего подобного проекта планируется пригласить архитектора Михаила Лабазова и его студию ДЭЗ №5. По словам Аллахвердиевой, это будет «сумасшедшая выставка, где экспонаты создадут сами дети», и она позволит музею приблизиться к его базовой цели — образовательной, ведь музей, по словам той же Наили, «это машина для изменения сознания человека».

Вообще, в PERMM одна из сильнейших в России команд по разработке и применению образовательных технологий. Это общепризнано. Осенью специалисты из Перми будут проводить курсы повышения квалификации для музеев со всей России, в том числе федеральных.

Можно долго говорить о самых разнообразных проектах музея PERMM. Например, издательских. Планируется издание толстой, яркой книги-раскраски для детей, этакого путеводителя-самоучителя по музейной коллекции. Она будет называться «Книга, которую ты назовёшь сам». За предыдущую детскую книгу — «Мама, прости, я стану художником» — музей получил премию Пермского края в сфере культуры.

Сохраняются и планы выхода за «музейный контур», то есть осваивания городской среды. Правда, пока что работа в сфере паблик-арта касается лишь ремонта существующих объектов, но и это лучше, чем ничего. Удалось отремонтировать «Яблоко», на очереди ремонт «Пермских ворот».

Наиля Аллахвердиева постоянно говорит о том, что у музея нет установки на эпатаж и провокацию. Сейчас в PERMM такие жёсткие возрастные цензы и такой строгий контроль доступа к контенту «18+», что возникают «обратные» конфликты: молодёжь возмущается, что её не пускают в музей без сопровождения взрослых. Тем не менее некий скандальный шлейф и вполне определённые ожидания в СМИ сохраняются. «Музеи современного искусства во всём мире являются поставщиками острого содержания, — говорит Наиля Аллахвердиева. — За это нас и любят».

Сегодня PERMM стоит на пороге нового приключения. Руководство музея долго добивалось знакомства с проектом реконструкции здания Речного вокзала, и наконец этот проект им предоставили. Он, конечно, не имеет никакого отношения к красивому эскизу московского бюро «Проект Меганом», который в своё время победил в конкурсе, проведённом ещё сенатором Сергеем Гордеевым. Впрочем, сегодня и Наиля Аллахвердиева, и директор музея Елена Щербакова признают, что тот проект был нереалистичным и совсем не учитывал высокие разливы Камы. Нынешний, реалистичный проект предусматривает просто восстановление здания в том виде, каким оно было до музея. После завершения ремонта предстоит адаптировать здание к музейным задачам — наладить свет, климат, безопасность, то есть снова проделать то, что сделано сегодня в помещении на бульваре Гагарина.

По словам Елены Щербаковой, при разработке проекта интересы и потребности музея не учитывали, никто даже не спросил, сколько в музее сотрудников, какая площадь нужна для хранилищ и т. п. Тем не менее базовые требования к музейному помещению соблюдены: создано водяное потолочное отопление (во время первой «инкарнации» Речного в качестве музея обогрев в зимнее время производился воздушными пушками), будут установлены противопожарные системы.

Площадь «нового Речного» будет больше, чем та, что занимал музей в 2009—2012 годах: так, левое крыло, которое в те годы было закрыто по причине аварийного состояния, будет отреставрировано, и там расположатся офисы, рабочие кабинеты сотрудников музея. Центральная часть будет, как и раньше, экспозиционной, хранение разместится в подвале, а правое крыло, где раньше были офисы и множество пустовавших помещений, будет отдано под кафе, лекторий, помещения для образовательных проектов.

Согласно контракту ремонт здания Речного вокзала должен завершиться в сентябре 2017 года, однако адаптация и ввод в эксплуатацию могут занять ещё несколько месяцев. Так или иначе, в 2018 году музей PERMM должен вернуться «на родину» и своё 10-летие в 2019 году отметить уже на Речном вокзале.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться