Михаил ВОРОБЬЕВ: МЫ ПОМОГАЕМ ЛЮДЯМ ВСТУПИТЬ В ВЕК ВПЕЧАТЛЕНИЙ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Исполнительный директор компании «ЭР-Телеком» считает, что телекоммуникационные проекты компании - «рельсы», интегрирующие Прикамье в мировое сообщество и формирующие новую реально
Компания «ЭР-Телеком» приступает к реализации очередного проекта построения широкополосной телекоммуникационной сети на территории пяти городов России: Самары, Волгограда, Уфы, Ростова-на-Дону, Перми. Стоимость проекта - $33 млн.
По словам исполнительного директора «ЭР-Телеком» Михаила Воробьева, в настоящее время идет подготовка к собранию акционеров, намеченному на конец октября, где будет принято решение о дополнительной эмиссии акций компании. В рамках этой работы идут консультации с существующими акционерами, а также с потенциальными стратегическими инвесторами, в том числе Европейским банком реконструкции и развития.
- Как вписывается в отрасль то направление деятельности, которым вы занимаетесь на протяжении последних двух лет?
- Прогнозы, которые наша команда давала по поводу развития отрасли несколько лет назад, когда планировала строительство широкополосных телекоммуникационных сетей, подтверждаются как на региональном, так и на российском уровне. Интерес инвесторов к альтернативным сетям растет в разы. Последние сделки свидетельствуют: все крупные компании, от «Системы-Телеком» до «Реновы», хотят, так или иначе, видеть этот бизнес в своем портфеле.
Сегодня в сфере телекоммуникаций сплелись в единый клубок несколько рынков, которые ранее казались несовместимыми: кабельное телевидение, интернет, сотовая связь. Еще недавно, скажем, рынок кабельного телевидения жил сам по себе, не пересекаясь с интернетом. Каналов было мало, качество сигнала оставляло желать лучшего. Сейчас это направление получило новый импульс в развитии. В интернете сегодня происходят настолько мощные технологические сдвиги, что подключение к сети по модему и по выделенным каналам связи уже язык не поворачивается назвать одной отраслью. Это совершенно разные вещи, как, например, автомобильный и железнодорожный транспорт.
- Можно ли оценить темпы развития этой рыночной ниши?
- В сформированных отраслях можно считать рост рынка в процентах. Здесь пока не получится. Статистика говорит о том, что рынок интернета растет на 70% в год. Если же взять подключение к сети по выделенным широкополосным каналам связи, то мы увидим тысячи процентов роста в год. Но это растет не сам рынок, как таковой, а количество подключений, число пользователей, у которых раньше не было возможности получить эту услугу.
Наша рыночная ниша еще только формируется. Но прогноз, что отрасль зародится и будет развиваться стремительными темпами, сегодня подтверждается.
Оправдалась и наша ставка на технологию «оптика до дома», в этом направлении компания «ЭР-Телеком» остается первопроходцем. Еще два года назад, когда мы начинали в Перми проект строительства Городской телекоммуникационной широкополосной сети, в глубине души не были уверены, что трафик начнет так быстро увеличиваться. То есть проект кабельного телевидения «Диван-ТВ» просчитывался достаточно просто, а вот то, что скоростной интернет окажется настолько востребованным, не могли предвидеть даже аналитики.
Сегодня развитие сетей идет тем же путем, которым шла 10 лет назад сотовая связь. Сначала сотовые компании (местные и федеральные) осваивали «миллионники». Потом пошла экспансия в города поменьше. Затем начал кристаллизоваться пул из нескольких компаний федерального уровня, поскольку своими силами можно построить сеть в одном-двух городах, а крупные проекты реализовать невозможно.
Сейчас в нашей рыночной нише идет формирование нескольких крупных игроков, которые ведут строительство сетей с помощью сложных инвестиционных механизмов, с привлечением как частных средств, так и государственных.
В ближайшие три-четыре года основные действующие лица на этом поле определятся. Это будут три-четыре компании федерального масштаба, акционерами которых станут институциональные инвесторы - финансово-промышленные группы и зарубежные фонды. Они сначала построят свой бизнес в «миллионниках», затем пойдут в населенные пункты с населением в 500-700 тыс. жителей. Модель бизнеса будет примерно одинакова, отличия могут отмечаться лишь в технологиях.
- Значит, у вас уже есть реальные конкуренты?
- Конкуренции как таковой нет, поскольку участники рынка территориально не пересекаются. Но она зарождается.
В Москве работает компания «Конкор-ТВ» (ее собственник - американская компания Columbus Nova Capital, контролируемая Виктором Вексельбергом), которая начала свою работу с самого емкого московского рынка. Но у них целый год ушел на закрытие сделки и реструктуризацию бизнеса, и только сейчас они переходят к реализации стратегических планов. Как себя проявит команда приглашенных иностранных специалистов на стадии строительства и набора абонентской базы, пока непонятно, поскольку реального опыта работы на территории России у них нет. Кроме того, столичный рынок слишком конкурентный, и это тоже может серьезно повлиять на скорость набора абонентской базы.
Вторая точка роста - структура «Национальных кабельных сетей» в Санкт-Петербурге. У них другой подход к организации бизнеса: они скупают кабельные сети, построенные по старым технологиям. Их стратегическое преимущество - не долгосрочное развитие компании, а консолидация бизнеса и, в конечном счете, перепродажа. Следовательно, инвестировать в модернизацию сетей будет уже тот, кто приобретет этот бизнес.
Третий участник - «Система-Телеком», который более фундаментально входит в рынок, при этом планомерно вкладывает деньги в собственные телевизионные компании (сегодня у них со спутника вещают четыре канала различной тематики). Эта компания руководствуется зарубежным опытом, где кабельный оператор и производитель контента - одно и то же. Сфера интересов этой команды - Центральный и Северо-Западный федеральные округа.
У «ЭР-Телекома» есть информационная база по всем городам-«миллионникам». В зависимости от объема акционерного капитала, которым будет обладать компания, мы намерены выстраивать программу максимального в них проникновения. А дальше не исключено, что вольемся в один из зарождающихся на территории России проектов. Возможно сотрудничество с Columbus Nova. Эта компания развивается сегодня так, как когда-то развивался «Билайн», где московский и региональный проекты шли параллельно (ЗАО «Вымпелком» и ЗАО «Вымпелком-Регионы»). Это были разные юридические лица, разные команды менеджеров. Когда стадия строительства сети была завершена, оба направления соединились под единым брэндом. Нас такая модель принципиально устраивает.
- То есть «ЭР-Телеком», продвигаясь в регионы, не строит амбициозных планов захвата российского рынка?
- Мы видим «ЭР-Телеком» как базовую компанию для создания одного из федеральных операторов. Мы строим сеть с запасом на десятки лет вперед.
Нас спрашивают: зачем вы делаете такие масштабные инвестиции, если в краткосрочной перспективе можно было бы добиться аналогичных финансовых показателей с несравненно меньшими затратами, создать менее капиталоемкую сеть? Действительно, построенная нами сеть пока загружена на 10-15%. Но мы нашли возможность при внедрении высоких технологий снизить стоимость капитальных вложений без потери качества выполняемых работ и обеспечить уровень дохода и возврата инвестиций, устраивающий акционеров. При этом сформировать задел на будущее.
- Инвесторы соглашаются с таким подходом?
- Они нас поддерживают. Наши аргументы таковы: мы должны наращивать стоимость компании, ее акционерного капитала. Сегодняшние инвесторы со временем начнут выходить из проекта. В тот момент, когда это произойдет, новых партнеров будут интересовать не наши прошлые успехи, а перспективы.
Крупные финансово-промышленные группы и западные фонды оценивают бизнес не только по текущему денежному потоку и по занимаемой рыночной нише. Они оценивают будущие финансовые доходы. С этой точки зрения у нас бесспорные преимущества: производственные мощности, в которые уже не надо вкладывать средства и развитие рынка.
Долгосрочное стратегическое развитие компании в тех городах, где мы присутствуем, направлено на удовлетворение спроса в постоянно растущих потребностях в продуктах, связанных с передачей данных, любых: видео, голосовых, компьютерных и т. д.
- В какой стадии находится реализация проекта?
- Наша тактическая задача - выполнять показатели бизнес-плана. Сейчас работа идет в трех регионах, подготовительная ведется еще в 7-10-ти территориях России. Коммерческая эксплуатация и оказание услуг, кроме Перми, идут в Самаре, с октября начнется оказание услуг в Волгограде. Лицензии на оказание услуг получены еще на Уфу и Ростов.
Самое главное для нас сегодня - темп. Мы, возможно, допускаем шероховатости в соблюдении корпоративных процедур: чем крупнее становится компания, тем сложнее ею управлять. Это подтормаживает производственный процесс. Но все понимают, что скорость - наше конкурентное преимущество, и мы пытаемся двигаться вперед намеченными темпами.
- Насколько ваши предложения интересны потенциальным инвесторам?
- Интересуются нашим бизнесом многие. С кем-то в переговорах мы зашли дальше, чем с другими. Наиболее продвинулись наши взаимоотношения с Европейским банком реконструкции и развития, который предварительно принял положительное решение о вхождении в уставный капитал «ЭР-Телекома».
С Columbus Nova был подписан меморандум на полную сумму финансирования проекта. Это более $30 млн. Но все согласовательные процедуры мы не смогли пройти к намеченному сроку и реализовали дополнительную эмиссию, небольшую, на $2,8 млн, без участия этого инвестора. Тем не менее переговоры с ним продолжаются, так же, как и целым рядом фондов.
С «Пермской финансово-производственной группой» мы не вели предварительных переговоров, но ее собственники и менеджеры свои управленческие решения приняли быстрее, чем Columbus, и летом нынешнего года ПФП-группа зашла в проект, воспользовавшись промежуточной эмиссией. Тогда же акционером «ЭР-Телекома» стал и Владимир Рыбакин, прежний генеральный директор ОАО «Уралсвязьинформ».
Но мы не можем дальше двигаться маленькими шажками. Мы думаем, что следующая эмиссия должна быть на полную сумму, чтобы избежать недостатков «рваного» графика капвложений, обеспечить более четкую стратегию и формирование долгосрочной маркетинговой политики.
При этом у нас существует модель производственной деятельности, которая не привязана к способу финансирования. Мы определились, какой должна быть стоимость компании к 2010 году. А модели достижения этой цели можно варьировать. К примеру, решать задачу либо за счет акционерного капитала (полностью или частично), либо за счет привлечения банковских кредитов.
- У вас есть особые требования к вашим потенциальным партнерам? Берете в компанию всех, у кого есть деньги?
- Берем всех. Другое дело, устроят ли потенциальных партнеров наши условия, цели и задачи, которые мы перед собой ставим. Прежде всего, мы настроены на наращивание капитала для выхода компании на публичные финансовые рынки (IPO), а не на получение дивидендов в краткосрочной перспективе. На максимальное инвестирование для обеспечения столь же максимального темпа развития.
Инвесторам, которым нужна быстрая отдача, с нами не по пути. Инвесторам, которым требуются ликвидные материализованные активы, которые при необходимости можно быстро продать, наши предложения тоже неинтересны.
С нами ведут переговоры те партнеры, которые верят в отрасль, которые готовы сегодня, к примеру, переплатить, не ориентируясь на текущие финансовые показатели компании (к примеру, у нас по этому году в проект заложены операционные убытки). Для тех, кто подходит к оценке бизнеса формально, наши финансовые показатели сегодня неинтересны. Если же видеть общий тренд роста, то можно найти точки соприкосновения.
Процесс вхождения в наш бизнес инвесторов - дорога с двусторонним движением: мы должны понравиться друг другу.
- В какой стадии готовности находится пермский проект?
- Все проекты проходят две стадии. Первая - это строительство сети и запуск ее в работу. Вторая - собственно процесс эксплуатации, который подразумевает набор абонентской базы, продержку продукта на заданных параметрах, квалифицированную отчетность перед инвесторами.
Пермский проект вышел на стадию эксплуатации. Мы очень быстро протянули сеть в 157 тыс. квартир областного центра. В четвертом квартале этого года планируем строительство в Закамске, в результате доведем в Перми сеть до 200 тыс. квартир.
У нас 40 тыс. абонентов кабельного телевидения и 6,5 тыс. пользователей интернета. Это касается частных потребителей, доля в общей выручке которых составляет 70%; 30% в выручке на сегодняшний день занимают услуги для корпоративных клиентов. И нам при очень жесткой конкуренции удалось занять около 60% рынка Перми.
- В чем секрет достижения таких результатов?
- Мы предоставили такое конкурентное преимущество, как дешевый внутрисетевой трафик, поэтому все компании, имеющие сеть филиалов по Перми, воспользовались нашим предложением. К примеру, дилеры по продаже сотовых телефонов, которых около десятка, и у каждого из них - 30-40 точек продажи. Для таких клиентов подключение к сети - не элемент моды, а производственная необходимость, без этого они не могут подключать телефоны к сотовому оператору. И это лишь одна из сфер привлечения наших корпоративных клиентов.
- Насколько конкурентоспособна стоимость ваших услуг?
- Для удобства клиентов мы делаем несколько видов трафика. Междугородный в четыре раза выше, чем по Перми, и в 40 раз выше, чем внутрисетевой. То есть внутри сети обмен информацией между двумя пользователями стоит 10 коп., а аналогичная связь через интернет - 4 руб.
Если два наших пользователя поставят WEB-камеры для обмена звуковой и видеоинформацией, то 1 мегабайт - одна минута видеоконференции. Если учесть, что трафик считается только в одну сторону (платит один пользователь), то суммарно за минуту видеосвязи по городу наш потребитель заплатит 10 коп. при цене обычного телефонного разговора 19 коп. за минуту.
- Потребность в ваших услугах не ограничивается производственной деятельностью пользователей?
- Мы реализовали очень интересный проект в сфере образования: выиграли конкурс и создали на базе «ЭР-Телекома» Городскую образовательную сеть, к которой подключили более 70 школ. По нашей инициативе городской комитет по образованию и науке в этих школах запускает проект преподавания уроков в электронном виде. Для такого нововведения сегодня существуют электронные учебники, очень красивые и удобные в использовании.
То есть мы сегодня говорим уже не об уроках информатики, а о преподавании с помощью компьютерных технологий физики, химии, истории, с использованием видеоматериалов, анимации, звукового оформления. Если раньше на картах, висящих на доске, показывали наступления и отступления войск в сражениях указкой, то теперь баталии демонстрируются наглядно. При этом преподаватели могут пользоваться не только готовыми учебниками, но и самостоятельно делать подборки видеоматериалов для своих уроков, трафик внутри образовательной сети неограниченный.
Такого проекта нет ни в одном городе России. Для детей, их родителей и учителей работа в сети в 40 раз дешевле, чем скачивание этих ресурсов через интернет.
Ведутся переговоры с медицинскими учреждениями, предприятиями ЖКХ. Там тоже множество процессов можно поставить на информационные рельсы. В частности, работу с медицинскими полисами, которые оплачиваются из фонда обязательного медицинского страхования: там очень важен точный учет и оперативный обмен информацией. В медицине с помощью широкополосной сети есть возможность организовать консультации уникальных специалистов в режиме online.
На базе нашей сети начал действовать проект «Безопасный город», в ходе реализации которого на перекрестках Перми установлено около 130 видеокамер. Он будет продолжен в следующем году.
Видеонаблюдение, кстати, можно использовать не только для охраны общественного порядка. В ближайшее время мы готовим к запуску сеть видеокамер, с помощью которых любознательные пермяки, сидя у себя в квартирах, смогут наблюдать за событиями, происходящими в разных частях города. Просто для развлечения.
- Думаете, на этот «прикол» будет спрос?
- Конечно. Тем более что этими камерами можно будет управлять, буквально сидя на диване: повернуть камеру, увеличить изображение (обзор 360 градусов и увеличение возможно 80-кратное). Такие вещи очень популярны за рубежом. Представляете, идет ваш знакомый по центру города, звонит вам и говорит: «Могу помахать тебе рукой». Даже если несколько любознательных пермяков пару раз посмотрят в такую камеру, трафик компании увеличится очень существенно. Молодому поколению такие «штучки» очень интересны, это для него новый вид развлечений.
Соответственно, мы смотрим, что в нашей системе можно сделать еще для развлечения клиентов. Мы такие проекты готовы реализовать либо собственными силами, либо с помощью партнеров.
- Можно привести пример партнерского проекта?
- Типичный партнерский проект мы осуществим с компанией «Алендвик», собственником сети «Кодак». Вскоре владелец цифрового фотоаппарата сможет с домашнего компьютера при помощи нашей сети отправить фотографию на специальный сервер, и через некоторое время ему доставят отпечатанные фотографии на дом. Таким образом, и наш партнер реорганизует свой бизнес - ему не надо будет содержать сеть салонов «Кодак» по всему городу, достаточно будет иметь только печатное оборудование.
Есть проект с разработчиками специального программного оборудования (ПО) для обмена файлами между пользователями. Мы стимулируем таких пользователей, чтобы они создавали собственные контенты, которые было бы интересно скачивать самым различным потребителям и платить за это деньги владельцу ресурсов. Мы установили специальное ПО, которое позволяет пользователям завлекать на домашний компьютер потенциальных клиентов.
В интернете нынче популярны художественное творчество, компьютерная графика, любительское видео. Безусловно, все это еще только зарождается, но мы уже готовим технические возможности для развития такого рода увлечений.
- Вы призываете своих клиентов к перемещению в виртуальную реальность?
- Авторы книги «Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма» (А. Бард, Я. Зодерквист, Стокгольмская школа экономики - ред.) уже доказали, что это глобальная тенденция. Они проанализировали различные общественные формации и сделали ряд интересных выводов. По их мнению, при феодализме единицей человеческой общности был город. При капитализме единицей измерения общности стала страна, объединяющая людей на принципах патриотизма. После капитализма наступает время общения без границ, людей будут объединять глобальные сети.
Еще один тезис авторов: при феодализме было счастьем умереть как можно ближе к королю. При капитализме нужно к концу жизни иметь как можно больше денег. В жизни после капитализма человек должен получить как можно больше впечатлений, ощущений, развлечений.
По всем признакам это время уже наступает. Мы делаем свой бизнес для удовлетворения именно этих потребностей. Мы помогаем людям создавать полноценную виртуальную общность. Раньше ее создавали компьютеры, оснащенные модемами, такую технологию коммуникаций можно сравнить с повозкой, курсирующей между городами. Сегодня наши широкополосные сети можно считать «рельсами» для скоростного движения, которые объединили весь мир.
Я побывал в США и убедился, что там у местной власти существует две обязанности: создать на конкретной территории благоприятную ситуацию для жизни людей и рассказать об этом всему миру. В Америке администрации штатов не строят дороги, не занимаются коммунальным хозяйством, а создают благоприятную среду, поддерживая, в том числе, различные общественные организации. Для того чтобы рассказывать о своих успехах миру, они приглашают соответствующих специалистов.
Так вот, «ЭР-Телеком» является одной из ячеек подобной инфраструктуры, поскольку наши сети вносят свой вклад в создание комфортных условий для проживания в Прикамье.
Такую же комфортную среду мы пытаемся создать и в других регионах. Руководители областей должны были бы становиться в очередь на наши услуги, приглашая нас к себе наперебой. Ведь наличие подобной инфраструктуры в городе повышает его инвестиционную привлекательность, приближает его жителей к европейскому уровню цивилизации. Как ни странно, очередь из губернаторов у наших дверей не стоит, очевидно, они решают другие задачи. Поэтому мы сами оцениваем, куда нам идти дальше и какими критериями руководствоваться.
- Это касается проекта, в котором задействованы пять городов?
- Первый проект, пермский, который мы готовили для венчурной ярмарки, был рассчитан с 2003 по 2008 годы. Когда мы его запустили, параллельно родился новый: на 2004-2009 годы. Потом появился проект на пять городов (Самара, Волгоград, Уфа, Ростов-на-Дону, Пермь) со сроком реализации с 2005 по 2010 годы. Все они осуществляются одновременно, показатели выполняются по первому, второму и третьему.
В Самаре построена сеть на 50 тыс. квартир, 5 тыс. абонентов насчитывает кабельное телевидение «Диван-ТВ», около 500 пользователей подключились к интернету. В Волгограде строительство началось в сентябре и уже подключено
5 тыс. квартир, с 1 октября начинается оказание услуг. В разных городах скорость реализации различна. В Самаре и Волгограде компании создаются с нуля. Где-то, возможно, логичнее будет покупать действующего оператора и его модернизировать.
Чтобы реализовать третий проект, компания нуждается в дополнительном объеме финансирования. Это более $30 млн.
После осуществления проекта «ЭР-Телеком» подорожает в несколько раз (сейчас стоимость компании - от $15 до $18 млн). Проект рассчитан на пять лет, но, как показывает наша практика, срок - не догма, планы могут реализоваться быстрее.
Одной из ближайших перспектив для нас является развитие видеосервисов. Сейчас единственным препятствием для его продвижения является то, что бытовое устройство для подключения к телевизору, которое производят Китай и Корея, несколько недоработано. Но скоро специалисты справятся с этой задачей. Это станет новым витком в развитии рынка телекоммуникаций.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.