Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Ночь открытий

В Перми снова прошла Длинная музейная ночь, и снова — с небывалым размахом

Поделиться

О том, какие немыслимые толпы осаждают музеи во время акции, приуроченной к Международному дню музеев, приходится писать ежегодно. Посетители приходят тысячами! В нынешнем году пермские музеи впервые объединили усилия: создали специальный сайт, буклет и даже мобильный путеводитель по Долгой музейной ночи, и любители прекрасного благодарно откликнулись: социальные сети запестрели не просто фотографиями с мастер-классов и вернисажей, но и отчётами, кто сколько музеев успел посетить до полуночи.

Музейная ночь

  Константин Долгановский

Многие начинали музейный марафон в новом Центре городской культуры. Команда Музея советского наива при-урочила к музейной ночи открытие нового проекта: по адресу Пушкина, 15, в помещении бывшего модного магазина, открылось новое арт-пространство, которое обещает стать многофункциональным. Здесь будут проходить не только выставки, но и образовательные, медийные, музыкальные, театральные и другие проекты. Именно Центр городской культуры станет главной площадкой общественного фестиваля «Мосты» 15—19 июня.

Центр негосударственный и абсолютно независимый. На открытии бойко раскупались кружки и сумки с надписью «БЕЗ поддержки Министерства культуры Пермского края». Выставка, которая здесь открылась, отличается заводным, провоцирующим зрителей на сотворчество характером, и это прекрасно олицетворяет суть проекта в целом: Центр городской культуры — это не музей, а особое пространство творческой инициативы горожан.

Выставка Соавтор

  Константин Долгановский

Выставку под названием «Соавтор» придумала и осуществила московский художник и куратор Катя Бочавар, активно и с увлечением работающая в Перми. По словам Бочавар, все любят рисовать на обоях, и на выставке можно это сделать. 68 художников, 12 из которых — пермяки, с удовольствием откликнулись на эту идею и создали чёрно-белые орнаменты, которые были напечатаны на длинных бумажных рулонах и расклеены на стенах помещения. По всем залам были разложены фломастеры, и посетители вернисажа — и трёхлетние дети, и молодёжь, и вполне солидные люди — с наслаждением бросились раскрашивать стены. Не случайно, стало быть, книги-раскраски для взрослых считаются в наши дни весьма ходовым товаром!

Казалось бы, забавная безделица, но участие в «соавторстве» приняли в том числе и весьма известные художники, и по поводу каждого их произведения Катя Бочавар написала целое мини-исследование. Эти тексты сопровождают все экспонаты в Центре городской культуры.

Есть среди «обоев» и собственная работа Кати Бочавар — «Полдюжины Брежнева», которая сопровождается авторским текстом:

Я прожила первые 18 лет своей жизни вместе с Леонидом Ильичом Брежневым, и ничего, кроме того, что он — старый маразматик, помешанный на наградах, и главный герой самых смешных анекдотов, у меня с ним не ассоциировалось... Прошли годы, и, как ни странно, Брежнев стал мне интересен. Я стала смотреть о нём фильмы, разглядывать фотографии, читать мемуары. Он воспринимается мной теперь как кусок моего собственного прошлого, очень лично и... очень тепло... Странные метаморфозы. Размышляя обо всём этом, я начала рисовать Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза. Мои исследования продолжаются, а для вас пока «Полдюжины Брежнева». Красьте с любовью!

Самой популярной «раскраской» стала работа Олега Кулика «Мадонна»: множество одинаковых силуэтов, в которые каждый из «соавторов»-посетителей дорисовал женское лицо. Получилась галерея очень разных женских образов.

Выставка Соавтор

  Константин Долгановский

После Центра городской культуры любители современного искусства направились в здание первой городской электростанции на ул. Газеты «Звезда», 5, где в пустом помещении разместилась тотальная инсталляция петербургского художника Сергея Деникина «Две лестницы». Название совершенно случайное — просто в помещении действительно две лесенки. Инсталляция же представляет собой магическое пространство, где живое соединяется с неживым, а макромир — с микромиром.

Оптика наблюдения всё время смещается. Посетитель выступает в роли наблюдателя, когда разглядывает банки с водой, в которой плавают чудесно свежие водные растения: если посмотреть сквозь воду, на задней стенке банки обнаруживаются фантастические антропоморфные образы; но когда посетитель отрывается от их разглядывания, он обнаруживает, что сам находится в каком-то сосуде, пронизанном лучами видеопроекторов, под целым лесом белых, словно заснеженных деревьев, окружённый изображениями человеческих сердец, лёгких, артерий… Зритель сам оказывается экспонатом.

Впрочем, в этой инсталляции гораздо больше красоты, чем философии. Это как раз тот случай, когда можно и не искать смыслы, а просто любоваться.

Выставка Соавтор

  Константин Долгановский

Поклонники родного пермского искусства предпочли частную галерею «Марис-арт». Здесь вечер был посвящён Перми: пермские картины, пермские книги, пермские писатели… Пространство галереи — совсем маленькое, а народу набилось несколько сотен!

Вообще, ни один музей, даже самый отдалённый, не испытал в этот день недостатка в посетителях. Эпицентр, по традиции, был в Пермской государственной художественной галерее, где художник Леонид Тишков с невероятным терпением и обворожительным юмором обучал детей вязанию и изготовлению мягкой игрушки, а посетители постарше наслаждались искусством Тишкова на выставке «Взгляни на дом свой» или слушали концерт артистов Пермской оперы.

В завершение музейной ночи публика разбилась пополам: кто-то предпочёл концерт Александра Смирнова в Музее современного искусства PERMM, кто-то — фейерверк на Соборной площади перед Пермской художественной галереей.

По свидетельствам очевидцев, фейерверк был не хуже, чем на 9 Мая.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться