КТО ВИДЕЛ ПУТИНА С ДЕНЬГАМИ?

Даже если бы фотовыставка «Первополосные кадры» не сопровождалась приездом шеф-редактора издательского дома «КоммерсантЪ» Владислава Бородулина, она всё равно бы стала для Перми со

Поделиться

Выставка, посвященная 15-летию «Коммерсанта», демонстрирует одну-единственную разновидность фотографии: репортажную. Постановочному фото здесь места нет. И тем не менее все посетители вернисажа, в том числе профессионалы-газетчики и искусствоведы, единодушно назвали работу фоторепортеров «Коммерсанта» искусством.

По словам Эдварда Оппа, фотодиректора Издательского дома «Коммерсантъ» и одного из идеологов проекта, сначала была выбрана тысяча лучших снимков, из которых после мучительных раздумий было отобрано 150 наилучших. Они и составили экспозицию.

Все фотографии - о людях, но портретами их назвать нельзя. Это скорее сцены из жизни, зарисовки, скетчи. Есть небольшой раздел выставки, где главными героями являются канализационные люки и прочие неодушевленные предметы, но в большинстве со стен Пермской художественной галереи глядят известные лица.

Вот Михаил Ходорковский, а на лице у него - тень от букв «ВВП». Вот лицо самого ВВП через стекло, в котором отражается силуэт башни Кремля, - этакий «серый кардинал», искажающий реальность. Вот Борис Березовский и все тот же Владимир Путин в абсолютно одинаковых, симметричных позах. Каждая фотография - не только портрет человека, но и некий ключ к событиям эпохи.

А вот Роман Абрамович - хищный профиль, скрюченные пальцы. Этот снимок, или, как он предпочитает говорить, «карточку», Эдвард Опп привел в качестве примера взаимоотношений фотографа и его героя: обычно уравновешенный, слегка улыбающийся Абрамович на этой фотографии как будто снял маску. И это его собственный жест, его собственное выражение лица - фотограф лишь успел щелкнуть «затвором».

Вот люди искусства - вальяжный Никита Михалков, инфернальный Александр Филиппенко. Анни Жирардо - лица не видно, оно скрыто… большой кружкой с пивом. В перерыве между съемками актриса расслабляется, пока гример ее причесывает.

А вот Евгений Панфилов как будто показывает, что такое «Фигляр» и как исполнять танцевальный номер с этим названием… Кстати, фотография Панфилова сделана Евгением Запискиным - единственным пермским фотографом, оказавшимся в компании с «коммерсантовскими».

Есть кадры смешные. А есть очень страшные - из Грозного, из Беслана… Но все до единого «карточки» экспрессивны. Нейтральных, «никаких» здесь нет.

Разумеется, зрителей интересовал вопрос, как относятся к подобным кадрам их «жертвы». По этому поводу Владислав Бородулин рассказал забавную историю.

В редакции «Коммерсанта» работает известный писатель Александр Кабаков, который всегда на редколлегиях высказывается в пользу публикации самых забавных портретов. Но как-то во время вручения ему «Букера» фотограф «Коммерсанта» снял его собственный портрет, по поводу чего Кабаков заявил: «Почему это фотографы «Коммерсанта» вечно снимают людей вот та-а-к?!» - и скорчил неимоверную рожу…

Пермь - восьмой город, в котором «гастролируют» «Первополосные кадры». «Коммерсантовцев» привели в восторг и помещение, в котором выставлены фотографии, - лучший выставочный зал Пермской художественной галереи, и количество людей, пришедших на вернисаж.

Кстати, далеко не все российские города с пониманием отнеслись к выставке. В Самаре, например, родительский комитет школы, перед которой висела растяжка, рекламирующая «Первополосные кадры», выразил протест по поводу того, что на одной из фотографий президент Путин считает тысячные купюры. Мол, дети стали подозревать, что российский президент - вор… Оказывается, как и 15 лет назад, когда первый шеф-редактор «Коммерсанта» Владимир Яковлев задумал издавать деловую газету в стране, где не было капитализма, россияне считают, что богатый человек не может быть честным.

Следовательно, «Коммерсанту» еще работать и работать…

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться