Дмитрий Потапенко

Дмитрий Потапенко

предприниматель

Предприниматели — шагреневая кожа экономики

Как вести бизнес в феодальном государстве

Поделиться

Известный российский предприниматель Дмитрий Потапенко провел мастер-класс на XII Краснокамском бизнес-форуме, в ходе которого рассказал, как в феодальной экономике можно и нужно строить успешный бизнес, которому не мешает наступивший в стране «стабилизец». Управляющий партнёр Management Development Group уверен, что для этого просто нужно «впахивать», и относиться к окружающей действительности, как «к восходу и заходу солнца», поскольку сам бизнес не в состоянии повлиять на ситуацию. «Если вы не можете дышать не только под водой, но в песке под водой, тогда вам — в парк аттракционов есть сладкую вату», — честно предупредил он своих коллег.

Дмитрий Потапенко

  Владимир Сыпачев

Особенности национального бизнес-климата

В 2030 году по расчётам различных экспертов экономика России будет занимать от мировой максимум 2,6% (реально 0,8%) от общего оборота. Если вы ждёте, что вдруг ни с того ни с сего произойдёт нечто и наша страна начнёт подниматься на уровень ведущих, то это иллюзия.

Напомню, наше место в экономике мира — 15-е, мы никогда выше восьмого не поднимались. При этом разрыв между первой и второй экономикой — Китая и США (примерно $26—28 трлн) — незначительный. У российской экономики — в лучшем случае $1,2 трлн. Разрыв, даже если мы занимали бы восьмое место, кратный.

Поэтому, когда после просмотра ведущих каналов ТВ в вашей голове возникают иллюзии по поводу каких-то договоров с Китаем, представьте себе, что вы заключаете договор с третьеклассником и воспринимаете его как серьёзного партнёра. Это возможно, пока у него граната в руке.

Надо понимать, что в этом случае с нами говорит не экономика. Когда Китай заключает с Россией, условно говоря, какие-то контракты на 100 млрд зарубежных денег, а в результате ему отдаётся весь Дальний Восток, то Китай может расторгнуть этот контракт на раз-два. То есть денег там физических нет. И завтра их тоже не будет.

Надо осознавать, что такое 2030 год. Золотовалютные запасы в России действительно вырастут. Проблема в том, что золото, которое государство сейчас вынуждено забирать у наших золотопромышленников, никому не нужно. Потому что на внешних рынках золото мы продать не можем.

Уходящий президент США Барак Обама и председатель КНР Си Цзиньпин заключают соглашение с 11 странами, очень крупными, которые являются как бы нашими партнёрами. Меняется энергетическая парадигма мира. В небольшом городе Амстердам в качестве такси ходит 100 автомобилей «Тесла». В Москве были два таких автомобиля, но они оказались разбиты.

Я с болью каждый раз приезжаю в Китай. Город Шаньчжи в 1990-х годах имел земляные дороги, население 200 тыс. человек. Сейчас это 15-миллионный мегаполис с электричкой, которая ходит со скоростью 360 км в час.

Китай и мы находились в одних и тех же условиях в начале 1990-х. Надо осознавать, кем мы являемся в международном разделении труда.

У российской государственной машины существует три замечательных программы поддержки предпринимательства. Первая называется «Не надо кошмарить бизнес», её результаты подводил недавно премьер Дмитрий Медведев. Он констатировал, что до принятия этой программы сидело 3500 предпринимателей, сейчас сидит 6100.

О второй говорил президент РФ Владимир Путин: «Возбуждено 200 тыс. уголовных дел, всего 15% по делу». То есть, 170 — не по делу. Это означает, что порядка 6 млн предпринимателей из 9 млн прошли через эту «машину».

Третья программа была презентована в Москве, как «Ночь длинных ковшей», когда были снесены более 100 малых и средних предприятий. Хотя на самом деле предприятий мелкорозничной торговли в Москве до прихода нового мэра было 31 000, сейчас осталось 3000.

Действия властей очевидны и понятны. Не тешьте себя иллюзией, что будет как-то по-другому. Предприниматели для большинства представителей власти — корм. Для большей части населения предприниматели — люди, которых ненавидят за то, что они заработали больше, чем те, кто сидит на месте.

Но это никак не снимает с нас ответственности. Да, мы живём в такой среде, если смотреть на неё без розовых очёчков. Она жёсткая. Но такова, какая есть. И по-другому она развиваться не будет. Дальше будет ещё жёстче, потому что денег у государства нет и фискальная и прочие нагрузки будут кратно расти. Будет расти пресс проверяющих органов — всех абсолютно. Если вы не можете дышать не только под водой, но в песке под водой, тогда вам — в парк аттракционов есть сладкую вату.

Но если вы вышли на поле предпринимательства, надо понимать, что таковы правила игры, которые создавались не без нашего участия. Не надо снимать с себя ответственность.

Если честно рассматривать место России в цикле развития, то страна осталась при царизме. От феодализма в капитализм ещё не перешла. И даже не собиралась переходить. Менялись некоторым образом надстройки. Если убрать логотипчики типа «царь», «генеральный секретарь», «президент» и говорить о дефинициях, о том, как управляется система (это — главное, а не как называются должности), то остаётся та же степень феодализма.

Относительная свобода начала 1990-х ничего не поменяла. Тогда к бизнесу не было интереса государства, но был интерес бандитов. В зависимости от прокачанности мускулов кто-то от них отбивался, кто-то нет. Сейчас бандиты просто поменяли внешнюю форму. Принципиально схемотехника — ставить вилы под горло — не поменялась. Даже лексикон людей, приходящих ко мне в погонах, не очень сильно отличается от, условно говоря, «солнцевских». Классическая фраза успешно передрейфовала из бандитского лексикона в лексикон наших государственных чиновников: «Ты находишься на моей земле, и ты мне должен». Получается, что просто пиджаки с малиновых на другие поменяли. Это земля чиновника, а он сам — не слуга, которого по формальным признакам бизнес нанял за свои налоги, а феодал.

Работать против бандитов было проще — у них были понятия. Было условное понятие чести. Здесь нет никакого слова «честь». Как в известной басне: «Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать». Сказал и в темный лес ягнёнка поволок».

Мы находимся в хорошей середине цикла. Переходить из феодализма в капитализм больно. Феодализм ментально выгоден. Капитализм — это ответственность за свою жизнь. Когда режиссёр Никита Михалков и председатель Конституционного суда вполне всерьёз рассуждают о рациональности крепостного строя, то прямо или косвенно наши сограждане их поддерживают. Мы находимся в застое, стагфляции, когда смена фамилии принципиально ничего не меняет.

К этому надо относиться как к восходу и заходу солнцу.

Ждать, когда наши феодалы повернутся к нам лицом, очень наивно. От 40 до 60% бизнеса ушло в «чёрную зону», и мне задают вопрос в верхах: «Что произошло?» Я отвечаю: «Это вы сделали своими феодальными руками». Не умеют наши феодалы работать с «чёрной» экономикой. У них есть только один способ — увеличивать количество проверок. Но чем больше проверок, тем больше будет расти коррупционная составляющая. Когда речь идёт о штрафе в 300 тыс., ты не исполняешь законы, потому что не можешь их исполнить физически.

Законы в РФ осознанно пишутся так, что представители бизнеса — всегда уголовники. Как граждане, так и предприниматели. Это не метафора. Как бы ты ни хотел, ты всегда нарушаешь закон. Это осознанная политика, потому что она выгодна. Наши законодатели вполне осознанно создают некоррелирующие законы. Тем самым они обеспечивают работой себя, людей во всех их комиссиях, эти законы приводят к тому, что возникает коррупционная составляющая, поток денег. То есть система работает идеально.

Существует наука управления системами. Там есть закон: если в системе управления количество субъектов переваливает за полторы тысячи, то в объекте управления система не нуждается. Сейчас если вырезать предпринимателей, активных граждан, государство будет прекрасно работать, потому что госмашина по передаче бумажек туда-сюда в нас давно не нуждается. И это абсолютная правда. Поэтому, когда бизнес ныряет в «чёрную» или «серую» схемы, это абсолютно нормальная реакция здорового организма на бездумную политику феодалов.

Я как предприниматель считаю, что надо закрыть все программы поддержки любого бизнеса, выгнать всех чинуш работать «в поле», офисы пораздавать, а потом бы всё свести в единую строку и дать налоговый вычет на всю сумму, которая сегодня тратится на поддержку бизнеса. И это было бы более эффективно. Мы бы не плодили толстомордых, которые сидят и распределяют нам помощь.

Впрочем, и помощь никакая нам не нужна, потому что количество проверок — это кирдык. Я работаю девять лет в разных странах, где у меня проверок — ноль. И не надо «ездить по ушам» про закон, который якобы за рубежом хуже.

Я могу сказать, как там со мной разговаривает налоговый инспектор. В Чехии бухгалтера я нанимаю один раз в год. Он стоит 12 тыс. руб. и несёт полную ответственность за мою отчётность. Первый раз, когда я пришёл к налоговому инспектору, он спросил: «Почему вы оформляете сотрудников в штат? У вас же 54% налогов будет. Если вы их оформите в ИП, то у вас налогов будет 9%».

И это говорит государственный служащий налоговой инспекции, который носит не форму, а гражданскую одежду. А я там, по сути, «гастарбайтер». Чиновник выступает в роли налогового консультанта. В России я справку о мой несудимости получал два месяца, там — 56 секунд. Поэтому рассказывать, как у нас улучшился климат, можно тому человеку, который всё время находится в некоей субстанции. Разница между нами становится просто фатальной, это понимают все. Госслужащие за рубежом общаются с предпринимателями только по электронной почте, которую государство заводит нам бесплатно.

От нас, предпринимателей, должен исходить наверх только один сигнал: оставьте нас в покое. Чем меньше о нас знают, тем нам спокойнее живётся. Чем больше чиновники нами занимаются, тем меньше нас становится. Нас просто физически душат. Количество регистраций нового бизнеса становится всё меньше, число людей, которым хочется этим заниматься, стремится к нулю. Надо перестать «рисовать» программы. Это моё мнение, но я его категорически никому не навязываю.

Мы не можем поменять бизнес-среду за феодалов. Мы не создаём бизнес-среду, мы ею являемся. Другое дело, что последние 25 лет нам целенаправленно транслируется, что мы не нужны стране. Это неприятно. Но завтра ничего не поменяется.

В России революции не будет, потому что предпосылок для этого существует всего две. Первое — это большое количество молодняка, которого у нас по факту становится всё меньше, мы находимся в очень глубокой демографической яме. И второе — молодняк должен быть голодным. Поэтому феодалы действуют правильно. Уничтожая нас, они увеличивают количество министерств и ведомств. Система легко поглотит приходящий молодняк и будет воспроизводить самоё себя.

Впрочем, за кадром эти «феодалы» — милые люди. Говорят: «Чего ты кипешуешь, земли у нас — как грязи, воды тоже, территории — как грязи». На ближайшие лет 200 им и их детям этого хватит. Надо просто сократить население миллионов на 40, и в стране будет Дубай. Так что в ближайшие 200 лет эта схема будет работать.

В Москве мэр говорит: за пять лет будет открыто 50 новых станций. Я в Шанхай приезжаю (год меня там не было) — за это время открыто 74 станции. Зачем ездить по ушам? Тогда закройте границы, поставьте файервол на интернет, чтобы и дальше думали, что мы живём в самой лучшей стране мира. Когда даёшь Google задание назвать 50 самых красивых зданий Пенсионного фонда в России, эти данные появляются. Когда такой вопрос задаёшь по поводу пенсионных фондов США — ответа нет. Это вопрос приоритетов. Человек, пришедший в государственный орган, через год—полтора имеет больше, чем любой предприниматель, который три года впахивает рогом, не видит ни зарплаты, ни отпуска и кормит сотни людей. Государственные приоритеты обозначены чётко.

Что делать предпринимателю, можно пояснить образно. Представьте себе порт, где краны переставляют контейнеры. Задача предпринимателя — не попасть под контейнер. Предприниматели — шагреневая кожа в экономике России, которая постоянно сжимается. Даже по официальным цифрам с нас дохода как с козла молока.

Правила успешного бизнеса

Большая часть того, о чём я буду говорить, не имеет отношения к словам «плохо» или «хорошо». Если вы оперируете понятиями «нравится» или «не нравится», можете закрывать бизнес и сразу на выход. Если есть некая эмоциональная привязка к тем экономическим событиям, которые происходят в целом вокруг вас, то вам нечего в бизнесе делать. Нефть падает, поднимается, якобы наступает какой-то «мировой кризис», вы не имеете к этому никакого отношения.

Пока вы не занимаете 100% этого рынка, который падает или растёт, то к этому не имеете никакого отношения. Вы можете развиваться, захватывать новые ниши. Не делаете этого, падаете вместе с рынком — закрыли предприятие на ключ и отвалите, не портите этот рынок физически.

Когда приходят федеральные и транснациональные компании и вас легко «сносят», это происходит не потому, что у них много денег. Всего лишь по причине того, что они технологичны. Если разваливается так называемый местный ритейл, общепит, когда приходит не к ночи помянутый «Макдональдс», это работают технологии, а не деньги. У вас должен быть базовый посыл: «Магнит», «Пятёрочка» начинались точно так же — с маленького регионального бизнеса. И никто туда никаких миллиардов не вливал, только все умно впахивали.

Даже если вы 30 лет в отрасли, это не означает, что вы технологичны. Выигрывает технологичный бизнес, и это не IT, а способность прописать бизнес-процессы и бизнес-план. В каждой аудитории я задаю традиционный вопрос: «У кого есть план продаж на сегодняшнюю дату, но через год, в товарных единицах?» Одна—две руки в ответ во всех аудиториях, тысячный это зал или 200 человек. О каком предпринимательстве здесь может идти речь? Ни о каком. Точка.

И следующий вопрос от предпринимателей: где взять деньги? Представим, что мы приходим в банк, фонд или к частному инвестору. Сидит человек с деньгами, которые он зарабатывает. И когда ему говорят, что надо миллион, 10, 20, то первый вопрос — насколько реальна возможность обеспечить возврат средств. Не залогами, упаси Господь. Банку не нужны ваши залоги. Ему нужна прозрачная картина того, как ведётся бизнес.

В банках деньги есть. Инвестиционные фонды тоже есть. Но инвестору нужно понимание прозрачности бизнеса с точки зрения маркетинговой, продуктовой, производственной стратегий. И ваша задача — не поставить производство ради производства, а уметь продать услугу.

Две руки в зале при ответе на главный вопрос — это фатально. Потому что не просчитывается, сколько будет продано товара в следующем году в эту же самую декаду. Не говоря уже о том, что горизонт планирования в наших условиях должен быть как минимум три года.

Надо понимать свою меру ответственности за то, что происходит в стране. Сегодня мы наблюдаем полное отсутствие горизонта планирования.

От великого надо смотреть вниз. Мы постоянно подставляем клиента, который не знает, будет ли завтра работать на этом месте наш магазин или столовая. В этом наша мера ответственности 100%-ная.

В последние два—три года произошли тектонические изменения в покупательских предпочтениях. Это означает, что нельзя продавать тот же продукт, который вы продавали 10—15 лет тому назад и даже три года назад, и ждать волшебную пилюлю от каких-то великих гуру, которую можно заглотнуть и продавать ту же хрень в том же объёме. Этого нет, не было и не будет. Вы чувствуете, что в кармане денег стало меньше, но почему-то бизнес не поменяли. Это ненормально. В «Основах маркетинга» Котлера написано, что человеку, покупающему сверло, нужно не сверло, а дырка в стене. Сегодня, быть может, эту дырку в стене можно сделать другими способами. Если вы не можете чётко представить потребности клиента, то на рынке нечего делать. Наша компания не открывает магазин, пока мы не знаем, как зовут кошку клиента.

Кто из представителей малого бизнеса сам мыл пол в магазине или продавал товар на кассе? Если вы, собственники малого бизнеса, не стоите на фронт-офисе, не общаетесь с клиентом — двери на ключ, печать на стол и отваливайте.

Когда наши сограждане выезжают за рубеж, им очень нравится, когда владелец кафе или ресторанчика, семья которого владеет этим бизнесом несколько сотен лет, лично обслуживает посетителей в зале. Почему над головой наших предпринимателей, которые имеют штат из 10 работников, зависает корона, и они считают, что должны заниматься только стратегией, а обслуживанием их клиентов — девочки и мальчики? При этом они не знают, что такое стратегия. Им кажется, что стратегия — платежи поставщикам. Хотя это банальная тактика, которой может заниматься даже секретарь.

До тех пор пока вы не в списке «Форбс», ваше место на фронт-офисе. Это наша работа. Это изучение потребностей клиента и чёткое понимание, что он хочет получить.

Если вы заставляете людей создавать отчёты, любые — бизнес на ключик, печать на стол, сами свободны. Если есть некий персонаж, который в вашей фирме делает обезьянью работу, берёт из базы данных какие-то цифры и передаёт вам, то возникает вопрос: почему вы лично не можете войти в эту базу, наложить «маску» и получить те самые данные, которые имеете от бездумной работы вашего сотрудника? Если у вас по электронной почте ходит хотя бы один отчёт — о продажах ли, о маркетинговой активности ли, то «ключик и печать».

Это вопрос технологичности.

Мы не делаем никакой отчётности. Есть массив данных, куда каждый руководитель заходит и получает сам тот отчёт, который хочет.

Бизнес — это шарик, не пирамидка. Хотя в этом шарике могут быть пирамидки. Задача, чтобы предприниматель как владелец был нужен клиенту и компании. Ему должны платить деньги, потому что у него есть услуга. Информационная база и массив данных — это всего лишь массив. Как мы его анализируем, зависит от нас. Функция и анализа, и управления — функции руководителя. Если человек не управляет функцией анализа и функцией управления, он не владелец бизнеса. Он владелец геморроя, печати и уголовной статьи 159-й, части четвёртой.

Маленький бизнес соревноваться с федералами не может никогда. Микробизнес — это нишевая история, при которой чем бы вы ни занимались, уходите в жёсткую нишу, делаете, условно говоря, фермерский магазинчик. Например, продаёте мясо. И тогда у вас будет высокая маржа, и вы всё время будете стоять на фронт-офисе, знать и уметь делать всё сами. Тогда «Магнит» вам не конкурент. Крупные сети — из другой оперы, у них тонны и километры. Мясо двух—трёх наименований по низкой цене, и это не про качество.

Если вариант семейного бизнеса вам не годится, то можно делать маленькие лавочки, и эта история исключительно сетевая. Знания высокооплачиваемого квалифицированного специалиста раскладываете на 20—30 прилавочков. Принцип организации одинаков как в маленьком городе, так и в большом. Ритейл не торгует товаром. Ритейл — это услуга, когда из множества кусочков набирается ассортиментная матрица.

«Стабилизец», который сегодня настал, — это феодальное государство. Но оно достаточно стабильно. И возможности работать и зарабатывать есть. Другое дело, конечно, надо пахать. А вот с этим у нас сложновато.

Тем, кто хочет на Запад, надо сказать: пирожками и здесь никто не запрещает торговать, посудомойкой можно устроиться и здесь. Там они не просто приедут на ту же позицию, в которой они здесь находятся. Примерно на пять лет они там будут «гастарбайтерами» с точки зрения квалификации. Они там будут проигрывать вьетнамцам, индусам и всем остальным.

Перспективы в России гигантские. Другое дело — надо корону стянуть, осознать, что свой диплом ты можешь спустить в шредер. В 18 лет надо становиться взрослым. Это — закон РФ.

Подготовила Татьяна Власенко

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться