1959 | Серийное производство ракетного двигателя РД-214 на моторном заводе
В космическую и реактивную эру, которая в полной мере началась на пермском моторостроительном комплексе в 1958 — 59 годах, завод вошел с именем Сталина в названии. По секретному постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР здесь решено было развернуть серийное производство жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) РД — 214 для космических и боевых ракет. Тех самых, из-за которых спустя несколько лет чуть не разразилась третья мировая война в результате Карибского кризиса.

Фото: Архив ИД «Компаньон»
В те времена главным инженером пермского завода был Александр Бендебери (1907-1984). Он напутствовал специалистов, назначенных на новую тему, такими словами:
— В ЖРД я такой же профан, как и вы, но Антон Павлович Чехов говорил, что если зайца каждый день бить по носу, то он научится зажигать спички. А мы не зайцы, и я не сомневаюсь, что с нашим уникальным коллективом ИТР и производственников мы, если требуется, блоху подкуем и научимся делать ЖРД не хуже авиационных двигателей.
Для организации нового производства, которое стали называть «вторым», были выделены лучшие руководители завода, которым, в свою очередь, дали право отбирать в штат самых высококлассных специалистов.

Фото: Пермский моторный завод
Одним из первых шагов стало установление дополнительных постов с вахтерами и кодовых замков. Так на секретном производстве возникло еще одно, гораздо более секретное, которое впоследствии выльется в отдельное предприятие, которое сейчас мы знаем как АО «Протон».

Фото: Архив ИД «Компаньон»
В декабре 1958 года первая партия ракетных двигателей уже была собрана и успешно прошла испытания в подмосковных Химках. Вместе с новым изделием на предприятие пришли и новые стандарты: рассказывают, что директор Михаил Субботин проверял чистоту в цехах спецпроизводства носовым платком.