Александр КОВАЛЕВ: У НАШИХ ВЫПУСКНИКОВ - ОБШИРНОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Начальник Военно-космической академии им. Можайского утверждает, что вуз готовит специалистов самых конкурентоспособных специальностей
Начальник Военно-космической академии им. Можайского утверждает, что вуз готовит специалистов самых конкурентоспособных специальностей
Генерал-лейтенант, начальник Военно-космической академии им. Ф. Ф. Можайского, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ и лауреат премии Правительства РФ Александр Ковалев - уроженец Ныроба. Для него Прикамье - не только край, где он вырос и окончил школу. Здесь до последнего времени находился один из центров подготовки специалистов для космических войск. Ковалев, будучи выпускником Харьковского военно-технического училища, многие годы работал рядом с пермяками и отдает должное их профессионализму. Он уверен, что выпускники школ Прикамья имеют все шансы ежегодно поступать в «Можайку», чтобы впоследствии составить золотой фонд космической отрасли.
- Александр Павлович, Пермское высшее военное командно-инженерное училище (ПВВКИУ) стало единственной жертвой реформы армии или трансформации прошли по всей системе?
- Трансформации прошли в системе военного образования в целом. Под сокращение попало не только пермское училище, но и многие другие военные учебные заведения. Этот процесс будет идти и дальше.
- Ликвидация ПВВКИУ не означает, что потребности в кадрах ракетчиков больше не существует?
- Специалисты того профиля, которых выпускало пермское училище, по-прежнему нужны в космических войсках. Более того, потребность в механиках, электриках, специалистах по электронно-вычислительной технике остается и в других родах Вооруженных Cил. В настоящее время очень много офицеров-выпускников Пермского высшего командно-инженерного училища проходят службу в российских Космических войсках.
Я сам с 1972 года много лет служил на космодроме Байконур вместе с пермяками. Это была дружная, толковая команда, очень преданная делу, которым занималась.
Среди выпускников ПВВКИУ много выдающихся людей. В частности, нынешний глава Роскосмоса Анатолий Перминов, который воссоздавал космические войска, учился в Перми.
Когда шло расформирование пермского училища, те курсанты, которые написали рапорты о переводе в Военно-космическую академию им. Можайского, заканчивали учебу в ее стенах. Они блестяще учились и в Перми, и в нашем вузе, который продолжает подготовку специалистов подобного профиля.
- В каких именно специалистах нуждаются сегодня космические войска?
- Наша академия имеет шесть факультетов, которые готовят специалистов по 33 специальностям: механики (четыре специальности), электромеханики (пять специальностей), радисты (от четырех до шести специальностей, в зависимости от заказа). Есть факультеты сбора и обработки информации, а также автоматизированных систем управления и связи.
Наши выпускники трудятся во всех составляющих космической системы, распределяются в космические войска и проходят службу в частях запуска на космодромах Байконур, Плесецк, Свободный, а также в частях управления Главного центра испытаний - от крайней западной точки наших измерительных комплексов в Красном Селе до Камчатки. Уходят от нас курсанты и в другие силовые структуры государства.
Так распорядилось время, что в Перми училища не стало. Но осталась молодежь, которая потенциально могла бы стать контингентом академии им. Можайского.
- В последние годы много говорилось о том, что космические программы сокращаются из-за недостатка финансирования. Сказывается ли это на потребностях в специалистах?
- В целом общий объем космических программ никогда не сокращался, просто произошла некоторая перегруппировка интересов в этой сфере. Она стала менее политизирована, прекратились политические заказы на запуски (и другие героические свершения), приуроченные к знаменательным датам. Освоение космоса, наконец, становится обыкновенной отраслью, которая должна не только тратить деньги, но и приносить реальную пользу.
Космос уже давно стал той четвертой средой (наряду с сушей, морем и воздухом), где все развитые страны, желающие сохранить свою самостоятельность, достаточно широко представлены. В том числе - наша страна. В российских войсках, безусловно, жив лозунг «Россия была, есть и будет великой космической державой».
Если говорить о средствах запуска, то идет разработка новых носителей, которые должны пройти испытания уже в первом десятилетии ХХI века. К примеру, всем известная ракета-носитель «Ангара».
Недавно на 50-летии космодрома Байконур, в котором принимали участие президент РФ Владимир Путин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, было подписано соглашение о создании ракетно-космического комплекса под названием «Байтерек», основу которого составит именно «Ангара».
Если вести речь о запуске спутников, о доставке так называемой полезной нагрузки в космос и из космоса, то и в этой сфере существует много интересных разработок, связанных с решением научных, народно-хозяйственных и военных задач.
Значительные перемены претерпевает направление, связанное со средствами управления орбитальной группировкой: здесь необходимо обеспечить такую надежность, чтобы каждый сеанс связи гарантированно достигал своей цели. Чтобы та информация, которая достигнута такой дорогой ценой (в материальном смысле), обязательно доставлялась на Землю и доходила до потребителя. Это тот ответ на затраты, которые государство вкладывает в эти космические программы.
Для наших выпускников здесь самое широкое поле деятельности. В этом году академия выпустила более 600 специалистов. Все они востребованы и уже добрались до места назначения.
- Как финансируются космические программы?
- Директор каждой из таких программ скажет, что денег мало. Но если сравнить нынешнюю ситуацию с началом 1990-х годов, то период безвременья отрасль прошла. Финансирование космических программ позволяет при рачительном, хозяйском подходе решать те задачи, которые ставит руководство страны.
- Тем не менее вам предложили и самостоятельно зарабатывать?
- В рамках законов, которые сегодня существуют в сфере военного образования, вузам позволено зарабатывать деньги. Разумеется, тем способом, для которого они предназначены. Во многих военных вузах уже открыты платные отделения по специальностям двойного назначения, которые носят конверсионный характер. А это - практически большая часть специальностей академии им. Можайского.
Из 33-х специальностей пятилетнего цикла обучения для высшего военного специального образования 20 вполне «конвертируемы». Мы готовимся к выходу на этот рынок, но решили внедрить платное образование только со следующего года. Нам надо лучше подготовиться, тем более что подобный опыт в целом по стране есть. Военно-медицинская академия, Академия связи, Военно-технический университет уже готовят курсантов по чисто гражданским специальностям.
- Насколько дорого такое обучение?
- Стандарт определяет регион, рынок не даст произвольно устанавливать планку. Мы не будем браться за то, чего не умеем. То есть не станем готовить ни экономистов, ни юристов. Наша специфика - специальности инженерного профиля. Если ориентироваться на то, что предлагают вузы Северо-Западного региона, то инженерное образование стоит в год примерно 50-60 тыс. руб.
- Много ли желающих получить военное образование в стране, где армия не слишком популярна?
- В этом году был довольно большой конкурс - порядка трех человек на место. Но есть такие специальности, в основном связанные с электронно-вычислительной техникой, которые считаются наиболее престижными. Там конкурс достигал 15-ти человек на место.
Набор прошел успешно. Другое дело, что мы впервые в этом году участвовали в эксперименте с Единым государственным экзаменом. По итогам первого семестра посмотрим, каких выпускников школ приняли. Пока выводы делать рано.
- То есть можно сказать, что вопроса о выживаемости перед военными вузами не стоит?
- Наш вуз, учитывая потребности войск, расширяется. Недавно была открыта совершенно новая специальность - «психология». Мы приступили к подготовке психологов, но со своей спецификой - хорошей математической подготовкой. Так что наших специалистов нельзя отнести к категории гуманитариев.
В этом году открыт факультет по подготовке командиров, которые получат высшее образование по двум специальностям: для частей запуска и частей управления орбитальной группировкой. Это на базе высшего образования и после прохождения службы в таких частях.
Кроме того, курсы переподготовки нынче преобразованы в факультет. Академия имеет лицензии по 100 наименованиям специальностей, по которым может проводить переподготовку кадров. Этот факультет уже работает и в платном варианте, по остродефицитным специальностям там есть военные и гражданские группы.
Очень хороших специалистов мы готовим по гостехнадзору. Для этого у нас есть как преподаватели, так и учебно-материальная база. Школа метрологов в «Можайке» считается одной из лучших.
- Большинство российских вузов в перестроечные годы растеряли свои лучшие преподавательские кадры. Вашей академии не коснулись такие проблемы?
- У нас работают 200 докторов наук, 1 тыс. кандидатов наук. Функционирует адъюнктура на 100 мест и докторантура на 25 мест. Очень много среди преподавателей заслуженных деятелей науки и техники. Хотя нельзя сказать, что общие проблемы страны для нас не были характерны.
Другое дело, что сегодня мы восполнили то, что когда-то потеряли. Некоторые преподаватели вернулись в вуз, несмотря на то, что в гражданской жизни в какой-то момент оказались преуспевающими бизнесменами.
Помните «Флаги на башнях» Макаренко? Там один из персонажей задает риторический вопрос примерно такого содержания: вы хотите сказать, что куча молодых людей, полных сил и здоровья, не может заработать себе на кусок хлеба с маслом?
Так вот, мы реализуем в академии аналогичный подход. Не может быть, чтобы такое количество ученых не могло заработать себе денег на нормальную жизнь. Вуз имеет целый ряд научных школ, которые занимаются продвижением в реальную экономику результатов своего труда.
Одна из них работает над темой продления технического ресурса оборудования, имеет лицензии и проводит большой комплекс работ на российских космодромах и других серьезных объектах. Ее специалисты проводят исследования состояния технических систем, после чего дают прогноз на изменение их ресурса. Не только в космосе, но и на Военно-морском флоте.
Еще одно очень интересное направление - малые космические аппараты (весом от десятков до нескольких сотен килограммов). Их можно пристраивать в качестве субспутников для решения локальных задач. К примеру, перепрограммирования потребления энергетики, которой занимались многие серьезные конструкторские бюро.
Академия им. Можайского - единственный вуз в стране, который имеет свою орбитальную группировку в количестве двух космических аппаратов и свой пункт управления. Эта школа тоже динамично развивается.
Очень серьезно представлена школа, где наши ученые занимаются подготовкой специалистов для строительства комплексов и их эксплуатации. У этого направления есть аналог - промышленно-гражданское строительство, но есть и специфика, свойственная космическим войскам. Эта специфика - «изюминка», которая позволяет ученым этого направления не только не бедствовать, но и с интересом работать на благо Космических войск Минобороны РФ.
Я уверен, что сегодня Военно-космическая академия им. Можайского - один из самых конкурентоспособных вузов страны. И надеюсь, что выпускники школ Прикамья по-прежнему будут формировать лучшую часть контингента нашей академии и космической отрасли в целом.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.