Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

Где стартапам место

ИT-парки Татарстана делают ставку на пермские разработки

Поделиться

За четыре года международной экспедиции по поиску перспективных стартапов StartUP-Сабантуй команда ИТ-парка Республики Татарстан вместе с экспертами и инвесторами посетила шесть стран и 56 городов. Организаторы экспедиции подчёркивают, что самые сильные программисты живут в Перми. «Пермь всегда покоряла мощным ИТ-пулом, активными стартапами, профессиональными командами, интересными идеями и качеством представленных проектов», — говорится на сайте StartUP-Сабантуя. Но контакты стартаперов с соседней республикой этим не ограничиваются. Они активно общаются с инновационным сообществом Татарстана, отправляясь туда целыми делегациями.

Она из таких групп вернулась из поездки на слёт молодых инноваторов, изобретателей и рационализаторов регионов России, который состоялся в конце апреля в Казани. Итог — несколько пермских проектов вновь получили приглашение в ИТ-парк Набережных Челнов. Сегодня несколько участников этой поездки рассказывают о своих проектах и о том, что их привлекает в соседнем регионе.

3D-технологии

Проект разработки технологии плазменной наплавки разнородных материалов представил в Татарстане Сергей Неулыбин из Пермского национального исследовательского политехнического университета. Поездка для него была полезна с точки зрения обмена опытом. Кроме того, проект нуждается в финансовой поддержке, а соседи известны свой активной инвестиционной средой.

В Перми пока с поисками потенциальных инвесторов сложно. Крупные промышленные предприятия идеей плазменной наплавки интересуются, но поддержать опасаются, поскольку крупное производство зачастую имеет отношение к «оборонке» и строго регламентировано нормативными документами. Там стартапам не место.

Сергей Неулыбин, лаборант-исследователь ПНИПУ:

— Наш проект представляет собой плазменную установку для 3D-наплавки. Аддитивные технологии в последнее время широко развиваются, и мы решили этим трендом воспользоваться. Они основаны на использовании лазеров и позволяют печатать с использованием цифровой модели трёхмерные объекты (как их отдельные компоненты, так и целые изделия). При этом они делают производство более гибким, снижают затраты и позволяют выпускать уникальные изделия.

Мы разработали абсолютно новый источник тепла — плазменный источник нагрева. Разработка полностью наша, мы начали над ней работать ещё студентами университета. В настоящее время переходим к созданию центра, завязанного на наше оборудование, программное обеспечение, с помощью которого будет происходить анализ модели и последующее выстраивание формы.

Основным преимуществом нашей технологии является то, что мы используем для наплавки не порошки, а проволоку. Поскольку импортные порошки очень дороги (в России порошки для наплавки производит всего шесть предприятий, а качественные — только три из них), наш проект имеет серьёзные конкурентные преимущества. Производителей проволоки, как российских, так и зарубежных, много, претензий к качеству этого материала меньше.

Мы первыми опробовали плазменный источник нагрева и различные виды наплавки. Это в перспективе открывает нам путь к обработке разнородных материалов, что на данном этапе пока технологически недостижимо. Получается, что мы на шаг впереди.

Наша технология даёт значительную экономию при производстве сложных и ответственных изделий, в которых используются специальные сплавы.

Мы ориентируемся на промышленность, даже не на крупносерийное производство, а на изготовление особо ответственных изделий. Для наглядности можно привести пример: наплавка лазером для изготовления вышедших из строя деталей во время дальних походов используется на американских авианосцах. Если наша работа благополучно завершится, мы сможем делать аналогичные вещи быстрее и намного качественнее.

Пока исследования подтверждают, что мы на правильном пути.

Наш проект выиграл грант программы «УМНИК» в 2014 году. Следом за мной мой коллега выиграл «УМНИК» со своим проектом из смежной области. Сегодня мы объединили усилия и работаем в команде при поддержке нашего вуза. Есть перспективы участия в программе «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также создания для реализации проекта самостоятельного предприятия, поскольку на базе университета продвигать разработку тяжело из-за обилия бюрократических сложностей.

Мы побывали со своим проектом по программе «Эврика» в Мэрилендском университете (США), который нам организовал целый ряд встреч с экспертами и специалистами в этой области. Наша работа была оценена положительно, нам сказали, что у них пока аналогов нет.

К концу этого года мы будем готовы выйти на конкурс «Старт» с хорошим материалом, разработанной финансовой моделью. Будет хорошая разработка — будут деньги. В рамках импортозамещения у нас есть перспективы: разработка полностью наша, всё основано на отечественных комплектующих. Это просто вопрос времени.

Maugry

Проект Maugry приглашают в Татарстан с 2014 года, когда компания впервые победила в Startup-Сабантуй. Уже тогда команда состояла из семи человек, и разработчики проекта решили, что устраивать массовый переезд нецелесообразно. В настоящее время над проектом работают уже 20 человек, и вопрос перемещения в ИТ-парк Набережных Челнов стал ещё менее реальным. Но визиты авторов проекта в соседнюю республику не стали реже, просто они решают там другие задачи.

Так, в ходе недавней поездки на слёт молодых инноваторов, изобретателей и рационализаторов регионов России была запланирована презентация проекта перед президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым. К сожалению пермской делегации, это мероприятие не состоялось, хотя на выставке глава республики пообщался с разработчиками, проявил интерес к сотрудничеству и дал поручения своим подчинённым сделать мобильное приложение для музеев на татарском языке.

Автор проекта Андрей Дураков рассчитывает на отдачу, поскольку Татарстан — крупный туристический регион с отличной посещаемостью, и платформа Maugry может принести музеям неплохой доход. Тем более что сегодня вокруг проекта появился достаточно широкий спектр сопутствующих туристических услуг. Сейчас продукт пермской компании представлен в трёх музеях Татарстана, их количество может вырасти и до 30, уверены разработчики проекта.

Андрей Дураков, генеральный директор компании «Лаборатория мультимедийных решений»:

— Проект Maugry — мобильного приложения для музеев — появился в 2010 году, когда молодые преподаватели — я и мой коллега Кирилл Юрков — решили позаниматься технологиями уже не в научной сфере, а в коммерческом секторе. Нашли несколько тем, которые можно было объединить в одну. Как раз в это время получили широкое распространение смартфоны, мобильный интернет, а технология дополненной реальности (augmented reality) оказалась на пике популярности. Мы нашли сферу, где эти технологии, как нам казалось, не вполне используются, а именно — музеи. Так родился проект Maugry (Museum AUGmented RealitY).

Идея заключалась в том, чтобы внутри музея на планшете или смартфоне показать дополнительный контент прямо в видеопотоке, в процессе распознавания экспонатов. Тогда второй раз мы подали заявку на конкурс «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В 2010 году мы выиграли конкурс, вышли на Пермскую государственную художественную галерею, которая заинтересовалась новыми возможностями. 1 декабря 2011 года мы представили в галерее прототип своего приложения. Оно было мало похоже на то приложение, что можно сейчас скачать в AppStore или GooglePlay. Главным отличием от современной версии была ориентация на единственный музей, и, конечно, там была технология распознавания экспоната по внешнему виду, которой мы очень гордились. После опыта работы с галереей мы поняли, что сложно создавать отдельные приложения для каждого музея, их очень много.

Мы решили создать агрегатор аудиогидов внутри множества музеев и начали разрабатывать эту платформу. Получили поддержку в 2012 году по программе «Старт», в 2013 году запустили мобильное приложение Maugry, в котором тогда было представлено порядка 10 музеев.

С 2012 года мы начали ещё более активно общаться с музеями. А в мае 2013 года, в «Ночь музеев», выпустили единое приложение в общий доступ. Тогда к нему было подключено всего девять пермских музеев. Ради массовости пришлось отказаться от технологии распознавания по внешнему виду в пользу более универсальных маркеров, таких как QR-коды.

В художественной галерее, в частности, эти QR-коды можно видеть под некоторыми картинами, рядом с этикеткой. Смартфон на базе кода распознаёт картину, рассказывает о ней и запускает аудиоэкскурсию, снабжённую дополнительными материалами (фото, видео). Примерно в этом виде приложение дошло до 2016 года.

Сейчас компания концентрируется на подготовке экскурсий для разных аудиторий. Например, есть традиционная публика, которая приходит в музей, чтобы послушать, посмотреть. Для неё нужен свой подход. А есть дети, которые ведут себя довольно буйно. Для того чтобы привести их активность в приемлемое русло и дать возможность усвоить полезные знания, мы внутри мобильного приложения разрабатываем тему квестов для самых разных музеев. Эта работа идёт в ходе подготовки к массовому мероприятию — «Ночи музеев».

Пермский край будет хорошо покрыт этим сервисом, а также соседние области (Татарстан, Екатеринбург) и, конечно, центральные музеи в Москве и Санкт-Петербурге (Московский Кремль, Кунсткамера, Исаакиевский собор). Сейчас приложение доступно более 400 музеям страны с разной степенью наполнения. Большинство музеев находится в начальной стадии освоения нового сервиса, поскольку рынок достаточно консервативный, новые технологии быстро приживаются только в топовых музеях.

С финансированием проекта всё непросто. Вначале мы планировали внедрить абонентскую модель. Предполагали, что создадим один раз приложение, и музею не надо будет разрабатывать что-то своё, тратя на это значительные ресурсы. Стоимость подписки предлагалась порядка 50 тыс. руб. в год для того, чтобы музей был представлен в платформе. К сожалению, эта идея не оправдалась по целому ряду причин. Во-первых, не всякая бухгалтерия понимает, что за сервис такой, чтобы за него платить ежегодно. Плюс издержки бюджетирования, когда основные деньги поступают музейщикам в конце года. Пришлось от этой идеи отказаться.

Теперь для музеев приложение предлагается вообще бесплатно. Посетитель может установить его на свой смартфон, а может получить внутри музея и готовое устройство наподобие смартфона и с теми же функциями. Музей услугу может оказывать платно и зарабатывать себе дополнительно деньги на развитие.

Помимо аудиогидов на базе платформы Maugry создаётся софт для киосков и отдельные мобильные приложения, которые компания разработала, в частности, для петербургской Кунсткамеры (совместно с КАМИС), а сейчас готовится вариант для Московского Кремля, Оружейной палаты.

Но стратегически компания ориентируется на зарубежные рынки, поскольку там более высокая посещаемость, другая структура музеев. В США большинство из них частные и работают как бизнес, нацелены на то, чтобы монетизировать трафик посетителей.

Этот рынок интересен и в Китае, поскольку там любой региональный музей имеет свыше миллиона посетителей в год.

Мне удалось побывать в некоторых из китайских музеев. Во-первых, они новые, современные, хорошо оснащены (жилые кварталы в Китае строятся вместе с музеями). В то же время туристического сервиса там нет. Там даже аудиогидов нет. Мы сейчас думаем о том, как бы выйти на этот рынок. Безусловно, существует языковая проблема, есть и великий китайский файервол, «благодаря» которому наши основные приложения, зависящие от серверов на территории России, работают очень медленно. Там чуть ли не модемная скорость десятилетней давности. В Китае нужно поднимать инфраструктуру, а значит, договариваться с компартией. Но поскольку музеи — объекты культуры, есть надежда получить одобрение.

Ну, и самая главная китайская особенность — создавать всё своё. Мы с ней уже столкнулись, будем убеждать, что есть готовая платформа, которую можно развивать совместно.

Американский и китайский рынки нам наиболее интересны, поскольку они большие и однородные. Европейский рынок неоднородный, поэтому его осваивать намного сложнее. Слишком много стран, языков и национальных особенностей. Хотя в Италии в паре музеев наш продукт уже используется.

В США пока ищем партнёров. В Канаде такой партнёр уже есть, пилотный проект готов к реализации. После того как он будет запущен этим летом, можно будет говорить о более серьёзных шагах.

К слову, эти технологии могут быть востребованы не только в музеях, но и торговых, выставочных центрах. Виртуальная реальность — видео с обзором на 360 градусов, была предложена для мультимедийной выставки «Микеланджело. Сотворение мира» (центр дизайна ARTPLAY). В процессе работы над «дополненной реальностью» вместо планшета стали использоваться очки Epson Moverio BT-200 (проект реализован в Астраханском краеведческом музее совместно с ГК «Пилот»). С помощью таких очков экспонаты оживают: мамонт начинает двигаться, древний человек — охотиться, ловить рыбу.

В Москве во время праздника, объединявшего Новый год и Рождество, у стен Кремля работали интерактивные всепогодные киоски, где произносили поздравления исторические личности и выдающиеся современники. Здесь же можно было запустить игры с новогодней тематикой. Киоски выдержали полтора месяца эксплуатации в очень жестких условиях ветра, снегопадов и обеспечили сервис для 150 тыс. активных пользователей. Эти направления имеют перспективы и на российском рынке.

Tenzori

Команда Tenzori прошла отборочный акселератор ФРИИ (Фонд развития интернет-иницатив), а также стала резидентом ИТ-парка в Набережных Челнах. «Нас там ждут, мы утрясаем юридические вопросы. Мы готовы перерегистрировать юридический адрес, потому что там очень много бонусов для таких, как мы. Эксперты и менторы акселератора «промывают» мозги, снимают с глаз розовые очки и говорят по существу, что и как надо делать. Кроме того, они оказывают юридическую и бухгалтерскую помощь», — поясняет генеральный директор компании Василь Каюмов.

Его коллега Константин Федотов также считает, что в Татарстане очень большие возможности для развития. «Там больше влияет сама атмосфера, потому что в ИТ-парках собираются такие же ребята, как мы, со всей России, чтобы создать что-то новое, интересное. Уезжаем в основном из-за этого», — поясняет он мотивы перебазирования в соседний регион.

Василь Каюмов, генеральный директор Tenzori:

— Наша команда выиграла конкурс Startup-Сабантуй. Мы ставили перед собой цель создать полноценный виртуальный обзор достопримечательностей, мест культурного и исторического наследия, всего туристического и бизнес-сегмента с применением новейших технологий. Мы делаем обзор с использованием 3D-туров и совмещением их с профессиональными видеосюжетами.

Монетизация проекта идёт через коммерческие структуры, потому что места массового пользования муниципальные, у государства на них, как правило, денег нет. Поэтому пока проект больше ориентирован на бизнес, которому мы можем ярко и образно показать результаты его деятельности.

Мы начали с того, что познакомились с Российским союзом туриндустрии, проехали по всем муниципалитетам Прикамья, активным в туристической сфере. Рассказали им, как с помощью современных технологий можно демонстрировать достопримечательности, расположенные на их территории, возможности туристического бизнеса. Потом проект несколько преобразился. Мы его «упаковали» в новую оболочку под названием Tenzori, по аналогии с названием компании. По нашей задумке это слово в переводе должно означать «десятая заря» (в России девять часовых поясов, мы таким образом хотели сказать, что намерены работать по всей России плюс ещё частично за её пределами, скорее всего на Востоке).

Началось всё с создания статических виртуальных туров в виде сферической панорамы, где можно пройти, посмотреть, что вокруг. Затем пошли дальше, приобрели квадрокоптер и начали делать то же самое, только сверху. Например, работали со строительной компанией ПЗСП, для которой было важно показать, на каком этапе строительства находится тот или иной дом, чтобы эффективно заниматься продажами.

По заказу «Ростелеком» сделали для гостей компании обзорный вид светящейся телевышки, подниматься на которую нельзя из-за соображений безопасности.

Ещё один стратегический партнёр проекта — компания «Уралавтоимпорт»; для её клиентов мы создали виртуальный тур, позволяющий максимально ознакомить потенциального покупателя с автомобилем за пределами автосалона. Человек приезжает в салон только для покупки автомобиля. Выбор он, как правило, делает заранее, опираясь на советы друзей, знакомых, интернет-информацию. Перед нашей командой была поставлена задача — облегчить выбор потенциальным клиентам. Сегодня наш инновационный продукт размещён на сайте «Уралавтоимпорта». С его помощью покупатели могут рассмотреть, что представляет собой та или иная модель, выставленная в салоне, узнать краткие технические характеристики, примерную стоимость и даже забронировать авто либо записаться на тест-драйв. Если клиенту нужно углубиться в тему, можно посмотреть, что творится под капотом, открыть его, разглядеть, что внутри. Мы хотели бы довести сервис до того, чтобы можно было все «потрогать».

Теперь компания-партнёр предоставляет нам бесплатно автомобили при необходимости выезда в рабочую зону на территории края. Например, в Соликамск для «оцифровки» храмов и других туристических объектов.

По историческому зданию Пермского научного центра УрО РАН, который также является партнёром проекта, сегодня можно пройтись виртуально, познакомиться с архитектурой, рассмотреть детали интерьера, лепнину.

Как пояснили авторы, работа над проектом ещё продолжается и не все наработки пока можно озвучивать, поскольку они ещё не запатентованы. «Для этого нас и приглашают в акселератор, где нам придётся попотеть», — рассказывает Василь Каюмов.

«У нас пока ещё начинающий стартап, хотя уже есть продажи и систематическая абонентская плата за обслуживание сервиса. Есть очень интересные перспективы для создания виртуального города. Но сама идея подходит для любого рода бизнеса. Самое главное — обеспечить лояльность клиентов. Тема банальна, конкуренция на рынке большая. Просто мы делаем качественнее и обеспечиваем хороший сервис», — добавил Константин Федотов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться

IT