Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Большой подарок нефтяникам США

К моменту введения новых ГОСТов битум в Перми производиться не будет

Поделиться

Ввод с 1 сентября 2016 года нового ГОСТа для дорожных битумов поставил российских нефтяников перед необходимостью срочной модернизации производств по переработке нефтяных остатков. Возможно, часть из них просто примет решение не производить битум, поскольку соответствовать новым требованиям слишком дорого. «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» заявил о прекращении производства битума в апреле, за три месяца до введения нового ГОСТа. Правда, как заявляет руководство предприятия, причиной стали не новые ГОСТы, а ввод в строй новой установки по переработке нефтяных остатков.

Пермнефтеоргсинтез

В ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» заявляют, что производство дорожного битума прекращено «в связи с повышением эффективности переработки нефтяных остатков»
  Константин Долгановский

Новый ГОСТ 33133-2014, в котором определены усовершенствованные требования к качеству дорожных битумов, был утверждён Евразийской экономической комиссией в конце декабря 2015 года. Несмотря на то что выпуск битумов в соответствии с новыми стандартами является делом добровольным, несоответствие им может стать причиной потери отечественными нефтепромышленниками заказов на битум, поскольку требования ГОСТа, скорее всего, будут закреплены в документации конкурсов на проведение ремонта российских дорог.

Как сообщают отраслевые аналитики, ежегодно в мире производится порядка 100 млн т битума, из них по 30% производят Северная Америка и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), порядка 20% — страны ЕС. На долю России и СНГ приходится около 6% производства битума в мире.

В России производством битума занимаются «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ». Порядка 80% российского производства битума составляют именно дорожные битумы. В России они производятся по технологии окисления нефтяных остатков кислородом воздуха при повышенной температуре. По данным отраслевых аналитиков, наибольшие объёмы нефтяных и сланцевых битумов производятся предприятиями Приволжского федерального округа.

Как сообщает информационное агентство «Интерфакс», в апреле 2016 года в Минэнерго России состоялось совещание, на котором представители нефтяной промышленности РФ высказались против столь поспешного введения новых ГОСТов. В частности, на совещании говорилось о том, что компаниям необходим переходный период, во время которого можно было бы провести модернизацию производств для изготовления битума по новым стандартам.

По мнению нефтепромышленников, новый стандарт предъявляет завышенные требования к качеству нефтяного дорожного битума, не имеющие отношения к безопасности дорог. Были высказаны предложения сохранить в перечне стандартов оба ГОСТа. Представители «ЛУКОЙЛа» в ходе совещания сообщили, что компания остановила производство битума по старому ГОСТу в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» и рассматривает возможность организовать выпуск продукта по новому стандарту на других заводах.

Как сообщили «Новому компаньону» в пресс-службе ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», в 2016 году битум этой компанией действительно производиться не будет. В распоряжение «Нового компаньона» было предоставлено письмо на имя главы администрации Перми Дмитрия Самойлова, подписанное генеральным директором ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Василием Анисимовым. В письме сообщается, что в 2015 году компания ввела в промышленную эксплуатацию комплекс переработки нефтяных остатков (КПНО), что позволило увеличить выпуск дизельного топлива на 1,1 млн т в год и сократить выпуск продуктов мазутной группы, а также довести глубину переработки нефти до 99%. «В связи с пуском КПНО и повышением эффективности переработки, с 2016 года производство дорожного битума на ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» прекращено. При этом предусмотрена возможность обеспечения всей потребности Пермского края полным ассортиментом битумной продукции через единого координатора поставок битумов производства НПЗ группы «ЛУКОЙЛ» — ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт» (Москва)», — сообщается в письме.

В пресс-службе ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» акцентировали, что решение о прекращении производства битумов связано именно с завершением строительства комплекса переработки нефтяных остатков, а также с реализацией стратегии ПАО «ЛУКОЙЛ» по повышению эффективности НПЗ компании за счёт увеличения производства высоколиквидной продукции и прекращения производства продукции с низкой добавочной стоимостью (в данном случае речь идёт о производстве битума — ред.).

Александр Трусов, директор Пермского центра научно-технической информации — филиал федерального государственного учреждения «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики РФ, заявляет, что на самом деле переходный период у нефтепромышленников был — о подобных изменениях на государственном уровне сообщается заранее. По мнению Трусова, государство через требования к конечному продукту пытается подтолкнуть нефтеперерабатывающие заводы к модернизации.

Александр Трусов, директор Пермского ЦНТИ — филиала федерального государственного учреждения «Российское энергетическое агентство»:

— Применение ГОСТа является добровольным делом, и это никак не влияет на производство и использование производимого дорожного битума в частных целях при строительстве дорог.

Но органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе в конкурсной документации на строительство дорог и их ремонт в качестве одного из критериев использовать требование соответствия дорожного битума новому стандарту.

Я считаю, что введение нового стандарта подтолкнёт нефтеперерабатывающие заводы более активно заниматься модернизацией производства и тем самым приступить к выпуску продукции, которая значительно улучшит качество и долговечность дорожного покрытия.

Сетование нефтеперерабатывающих компаний на то, что нет времени на модернизацию производства, — это не более чем уловка и нежелание вкладывать деньги в обновление. Как правило, все проекты разрабатываемых нормативных актов задолго до их принятия публикуются на сайтах соответствующих ведомств, по ним проходят публичные обсуждения и известен срок ввода их в силу. Те, кто желал приступить к выпуску продукции по новому стандарту, нашли средства и провели модернизацию.

Стоит отметить, что, по данным аналитики 2014 года, объём импорта нефтяного битума на российский рынок вырос более чем в два раза, при этом, экспорт битума из России снизился за тот же период на 58%. Можно предположить, что тенденцию к росту ввоза битума из-за рубежа введение нового ГОСТа только закрепит, а экспорт будет падать. Ведь ввозимый из-за рубежа битум наверняка соответствует установленным Евразийской комиссией ГОСТам. А выиграют от этого основные производители битума в мире — Северная Америка, страны АТР и ЕС.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться