ОПТИМИЗАЦИЯ «ВЕРТИКАЛИ»
В Пермском крае территориальные органы федеральной власти будут создаваться с учетом интересов региона
Административная реформа в России длится уже около полутора лет. Пермская область в ходе ее проведения оказалась на особом положении, поскольку общие административные преобразования, происходящие во всех российских регионах, накладываются на процесс объединения ее с Коми-Пермяцким автономным округом. Каждый из этих факторов приводит к принципиальным изменениям в сфере деятельности как федеральных органов власти, так и их территориальных подразделений. При этом любой из этих двух причин достаточно, чтобы перемены оказались существенными.
Если в части собственно административной реформы действуют факторы исключительно федеральные, то в части преобразований, связанных с изменением статуса территории, - региональные. Сегодня Прикамье оказалось в выигрышном положении по сравнению с другими субъектами Федерации: оно получило шанс в русле объединительного процесса оптимизировать структуру с учетом территориальной специфики.
Если бы не процесс объединения, считают региональные власти, то реформирование проходило бы исключительно по усмотрению федеральных министерств. В том числе - с учетом исторических, политических, субъективных и многих других факторов, которые зачастую вступают в противоречие с интересами территории. В переходный период у региона появилась возможность формировать свои предложения по построению «вертикали».
В частности, одна из проблем, которая подлежит обсуждению - количество государственных органов, имеющих дублирующие функции. Эта проблема до сих пор никем не решалась, хотя попытки со стороны региональных властей оптимизировать систему предпринимались многократно. До настоящего времени существует определенное количество госструктур, в какой-то мере дублирующих друг друга, перетягивающих функции и полномочия на себя.
Органы государственной власти, действующие на территории Пермской области, которым предстоит работать впоследствии на территории Пермского края, можно условно разделить на две группы. Одна из них - государственные органы субъекта Федерации, входящие в структуру обладминистрации. Другая - территориальные федеральные органы исполнительной власти, не имеющие отношения к региону с точки зрения структуры управления. Они подчиняются по федеральной «вертикали» соответствующим министерствам, агентствам и службам.
По государственным органам субъектов Федерации в настоящий момент есть достаточная ясность. Принципиальная схема этой властной вертикали должна заработать с 1 сентября 2005 года. Всем, кто взаимодействует с этими органами, информация уже начинает предоставляться.
Что же касается территориальных федеральных органов исполнительной власти в Пермском крае, то они должны приобрести свою окончательную конфигурацию к 1 января 2006 года.
Правда, наблюдатели считают, что до сих пор неясно, кто этим вопросом должен заниматься. Формально подготовка структуры функционирования на территории Пермского края территориальных федеральных органов исполнительной власти поручена Правительству РФ. Однако не существует механизма разработки подобной схемы функционирования властных структур для такого нового субъекта, как Пермский край.
Частично эта работа может быть поручена Министерству регионального развития РФ. Но предложения для федеральной структуры могут быть сформированы на территории Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
Новая структура в своей основе повторяет базовую схему, предлагаемую для всех остальных субъектов Федерации: органы власти Пермского края будут состоять из двух составляющих - региональных (то есть краевых) и федеральных.
Отдельные решения уже налицо. К примеру, по части территориальных федеральных органов исполнительной власти решение соответствующими министерствами уже принято с учетом образования Пермского края.
Так, территориальное управление Росимущества в Пермской области распространит свою деятельность на Пермский край, у него будет лишь скорректировано название.
Федеральная налоговая служба все организационные решения приняла ранее, и теперь ее региональное представительство называется Управление федеральной службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу.
Представительство Минэкономразвития РФ по Пермской области, как предполагают в аппарате главного федерального инспектора по Пермской области, будет ликвидировано, его функции возьмет на себя централизованная структура, которая будет сформирована в Приволжском федеральном округе.
Если сравнить прежнюю и нынешнюю структуры территориальных федеральных органов исполнительной власти, то можно найти несколько существенных отличий. Например, вместо прежнего Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по Пермской области сейчас в рамках Минприроды на территории региона будут действовать четыре управления.
Решение о создании Управления Росприроднадзора по Пермской области (структура Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) изначально принималось с расчетом на Пермский край, что будет впоследствии отражено в названии. Кроме него появились Территориальное управление агентства по лесному хозяйству по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (структура Агентства лесного хозяйства), территориальное агентство по недропользованию по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (структура Агентства по недропользованию). Неизменным остается лишь Камское бассейновое водное управление.
Это - лишь часть предполагаемых изменений, которые должны произойти в рамках изменения структуры территориальных федеральных органов государственной власти в Пермском крае.
В соответствии с указом президента РФ от 2 июля 2005 года «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», изменяются полномочия губернаторов в части взаимодействия с территориальными федеральными органами исполнительной власти. Губернатор будет обеспечивать координацию их деятельности.
Кроме того, губернатору в соответствии с этим документом уже предоставлено право согласования кандидатур на замещение вакантных должностей руководителей всех территориальных федеральных органов исполнительной власти, за исключением прокурора, председателя суда и начальника ФСБ.
Концентрация львиной доли полномочий на губернаторском уровне в большей степени поможет снять административные барьеры в регионах, так как более понятная система подчиненности всегда более прозрачна и эффективна, полагают разработчики этого документа.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.