Юлия БОГУШЕВСКАЯ: ОБЩАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕРМСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ – НИЖЕ СРЕДНЕГО

Своим видением перспектив развития франчайзинга с читателями «Нового компаньона» поделилась директор регионального представителя международного партнерства Deloshop «Магазин готового би

Поделиться

Одна из пермских сетей быстрого питания - блинная «Сковородка» - на днях заявила о намерении продавать франшизу на развитие своего бизнеса в Пермской области. Некоторые предприниматели настороженно отнеслись к этому заявлению, имея перед глазами не очень успешный пока опыт реализации в Перми франчайзингового проекта сети «Пятерочка».

- Юлия Викторовна, кто в Перми работает сейчас по франшизе?

- Схему франчайзинга отрабатывают бизнесмены, привлекающие в Пермь известные марки одежды, эксклюзивных дорогих вещей (часы, украшения), дорогой косметики, производство красок, фаст-фуды.

Как показывает статистика, больше других развивают франчайзинг предприятия общепита, потому что это наиболее быстро окупаемая и востребованная отрасль. По оценке столичных рестораторов, в Перми ниша предприятий быстрого питания - блинных, суши-баров, кофеен и чайных - не заполнена. Есть много скоплений бизнес-центров, где этих точек - немного, так что перспективы есть.

- В чем выгода продажи франшизы с точки зрения владельца торговой марки? Не лучше ли открыть собственное предприятие?

- Чаще всего на франчайзинговую схему переходят как раз потому, что очень сложно, например, из Санкт-Петербурга руководить предприятием общепита в Перми. Дешевле продать франшизу, сопровождать ее и осуществлять контроль за маркой, уровнем отчислений, чтобы не скрывались доходы и франчайзор получал свою часть. Кстати, она бывает весьма скромной, 3-5% от чистой прибыли.

- А для того, кто покупает франшизу, в чем преимущество?

- Франчайзинг - это наиболее легкий способ вхождения в бизнес. Нацеленный на эффективность человек не будет сам заводить натуральное хозяйство. Он анализирует чужой опыт, берет оттуда самое ценное и совершенствует это.

- Недавно сеть блинных «Сковородка» объявила о том, что собирается продавать франшизу. Как вы оцениваете потенциал пермского бизнеса для распространения собственных торговых марок по франчайзингу?

- Мне очень больно и обидно, что эта замечательная технология развита у нас на чрезвычайно низком уровне. В Перми огромный потенциал. Много предпринимателей, которые уже имеют зарегистрированную торговую марку, продолжают развивать свой бизнес. Кроме расширения собственной сети, торговую марку можно оформить в пакет франшизы и получить дополнительный источник дохода от продажи интеллектуальной собственности. Я считаю, что это неиспользованный источник дохода предпринимателей и возможность поднять престиж Пермской области. Даже в Челябинске есть оформленные франшизы по общепиту, например сервис-кухня «Оливье».

- Почему франчайзинг медленно развивается в Перми?

- Общая грамотность большинства предпринимателей - ниже среднего. Некоторые представители среднего и очень крепкого бизнеса спрашивают: «Что такое франшиза?»

Есть еще одна проблема. Большая часть предпринимателей полагаются только на себя и считают, что контроль за каждой единицей процесса должен быть осуществлен лично ими. Широко развитая сеть предполагает невозможность лично контролировать все, а франшиза - это деятельность самостоятельного юридического лица, контроль которого осуществляется только по определенным параметрам. Любой потенциальный франчайзор заинтересован в увеличении доходов партнера, беспокоится о том, сохранится ли лицо брэнда.

- Но ведь такой риск действительно присутствует. До каких границ может простираться контроль франчайзора?

- Все оговаривается в договоре, который заключается на определенный срок. Там предусмотрены штрафы, которые можно будет предъявить в адрес франчайзи в судебном порядке. Опасаться нечего, главное, чтобы договор был заключен с учетом всего опыта франчайзинга в России.

- Каковы причины неудач франчайзинговых проектов и можно ли их избежать?

- Недостаточно оформленный пакет франшизы: там могут быть какие-то пробелы, недостаточно стандартизированы процессы. Второй момент: договор не предусматривал всех возможных нюансов во взаимоотношениях франчайзора и франчайзи. Продав франшизу, франчайзор должен сопровождать ее. Если у купившего ее возникают вопросы, трудности, он может обратиться за помощью. Обязательно должны быть отмечены моменты контроля, взаимодействия, материальные моменты: в каких случаях договор может быть расторгнут, какая должна быть при этом кредиторская задолженность.

- Предусмотрена ли при этом финансовая ответственность сторон?

- Финансовые обязательства сторон обязательно фиксируются в договоре. Величина паушального взноса, размеры роялти, вознаграждение за рекламу, возмещение корпоративных расходов. В договоре прописаны сроки и ответственность сторон.

- Каким образом франчайзор может поддерживать своего партнера?

- Различные проекты предусматривают различную поддержку. Например, одно из предприятий общепита присылает к франчайзи на три месяца своего шеф-повара и платит ему зарплату. Другой франчайзор приглашает к себе на обучение высшее и среднее звено коллектива франчайзи.

- Какова роль бизнес-консультантов, если они участвуют в сделке?

- Если в сделке участвует консультант, он несет ответственность за безопасность как приобретающей, так и продающей стороны. Мы продаем не кота в мешке, а реальный бизнес, который должен приносить реальные доходы, и мы должны отследить, чтобы эти доходы наш покупатель получил. В грамотно составленном договоре уже предусмотрены 133 удачи и 133 неудачи, риски обеих сторон сведены к минимуму. Считаем, что сделка проведена успешно только в том случае, когда все стороны, участвующие в процессе, получили материальную выгоду и моральное удовлетворение.

Также мы сейчас ведем переговоры с банками и банковским союзом, чтобы предприниматели, имея стартовый капитал до 50% необходимой суммы, с привлечением финансовых инструментов и третьих предприятий в качестве залоговой базы, могли воспользоваться кредитной поддержкой. Возможно, пермский «Магазин готового бизнеса» сможет выступать поручителем в подобных случаях.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться