Александр ФЕЛЬДМАН: СЕГОДНЯ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ГОСЗАКАЗОВ ВСЕ ПРИНОСИТСЯ В ЖЕРТВУ НИЗКОЙ ЦЕНЕ
Генеральный директор группы предприятий «Уралмост» - о конкурсах и перспективах строительства в Перми
- Александр Павлович, что представляет собой сегодня группа предприятий «Уралмост»?
- Сейчас группа предприятий «Уралмост» сосуществует с «Мостоотрядом №123». «Уралмост» имеет только пермских учредителей, все его имущество находится здесь, в управляющей компании группы.
Все знают «Мостоотряд №123». Это мощная компания с хорошей репутацией, но при этом с узкой специализацией. Строить мосты - это хорошо, но только если есть большой объем государственного заказа, такого, например, как мост через Чусовую или через Каму. Но госзаказы в большей степени дают организации престиж и в меньшей - экономическую выгоду по причине их бюджетного финансирования. Поэтому мы стремимся к расширению сфер деятельности - работать не только на администрацию Пермской области, Федеральное дорожное агентство, но и на свободном рынке. Это даст дополнительные источники дохода и стабильность.
С целью зайти на другие ниши пермского строительного рынка мы создали на базе «Мостоотряда» группу предприятий. Каждое из них - это бывшее подразделение «Мостоотряда».
- Как строятся отношения между ними?
- Все предприятия группы объединены договором о совместной деятельности, а в «Мостоотряде» остался только тот штат, который обеспечивает выполнение функций генерального подрядчика на таких значимых объектах, как мост через Каму, так как торги там в свое время выиграл именно «Мостоотряд».
- Зачем была создана такая структура?
- Такая организация дает гораздо более эффективные рычаги управления. Бывшие начальники цехов, став директорами предприятий, вместе с полномочиями получили финансовую ответственность. Теперь они вынуждены заботиться о сохранении прибыли. Сам собой решился вопрос экономии затрат, привлечения дополнительных объемов работ.
- Какие наиболее значимые объекты были построены «Мостоотрядом №123»?
- Это старый мост через Каму в Перми. Замена восьми пролетов железнодорожного моста. Чусовской мост на дороге Пермь-Березники. Мосты через Сылву и Ирень в Кунгуре. Мост через Сылву в Кишерти. Ряд мостов на автодорогах для калийных предприятий на севере Пермской области. Десятки мостов на дорогах нефтепромысла, сельхозпредприятий. Новый мост через Каму. Мост на дороге Пермь - Екатеринбург через Обву в Карагае и в Сивинском районе. Три моста через Мулянку в Перми. Мост через Егошиху на улице Революции, который еще называют «третьей дамбой», уникальный объект - он был построен с двукратным опережением всех сроков.
- Какие планы на будущее?
- В результате проведенных торгов группой предприятий «Уралмост» «выиграны» следующие объекты: реконструкция моста через Сылву в Кунгуре, реконструкция моста через Усьву в Чусовом, строительство моста через Мулянку по улице Строителей в Перми.
Одним из основных направлений развития мы планируем сделать гражданское строительство. Группа предприятий «Уралмост» уже ведет строительство стадиона «Энергия» по заказу ОАО «Уралсвязьинформ», в ближайшее время начнется строительство трех жилых домов.
Ведутся переговоры о строительстве фундамента второй очереди гипермаркета «Семья». Фундамент здесь очень сложный - много воды, а работы нужно вести на глубине 7 метров. Необходимо ограждение котлована, водопонижение - работа в особо сложных условиях. Недавно мы выполнили подобные работы на улице Елькина - создали фундамент жилого дома на оползневом склоне. Там понадобились технологии, которыми обладаем только мы.
Еще один перспективный проект - участие в программе строительства многоярусных парковок. «Уралмост» подтвердил городской администрации свою готовность выступить разработчиком этой программы в рамках ассоциации «Пермские строители». В ближайшее время будет заключено соглашение с мэрией об этом. Я думаю, через 1-1,5 месяца концепция будет подготовлена и вынесена на обсуждение Пермской городской думы. Она должна иметь характер закона, тогда появится элемент обязательности - застройщик не будет иметь права построить дом, не обеспечив парковочные места. Сейчас же пока все сводится к строительству гаражных мест для жителей дома.
- Сейчас много говорится о том, что конкурсы по распределению госзаказа проводятся неправильно. Какие вы видите изъяны в этом процессе?
- Все эти конкурсы имеют одну законодательную основу - это «ельцинский» указ №305. В то время он преследовал цель борьбы с коррупцией, но реально оказался однобоким: все приносится в жертву цене.
У нас хорошая организация - нас беспокоит качество, мы думаем об условиях труда. В то же время, появились организации «пиратского» толка, которые ничего не имеют, кроме нескольких умных голов - финансистов, проектировщиков и хватких менеджеров. Эти организации, участвуя в торгах, не несут обязательств по обеспечению качества. Пользуясь тем, что основной критерий на конкурсе - цена, они его соблюдают, то есть заявляют цену на 10-15% ниже, чем средняя по конкурсу. Работа с такими организациями в качестве подрядчика заканчивается длительными судебными разбирательствами, чтобы получить заработанные деньги.
У меня был опыт полуторагодовалого разбирательства с одной такой фирмой, а некоторые подрядчики вообще разоряются на этом.
Задача подобных фирм - построить объект, «срубить» свою прибыль, разорить подрядчика и использовать полученные средства, чтобы получить следующий заказ. Условие их существования - это непрерывное выигрывание конкурсов. Если они не получили необходимый объем заказа, у них образуется финансовая «дырка». Отсюда - цель выиграть любой ценой, демпинг. А фирмы, которые строят отношения с позиций добросовестности и порядочности, даже выиграв такие торги, остаются без средств на развитие.
- Почему складывается такая ситуация?
- Причина - в несовершенстве системы проведения конкурсов. Цена - это один из главных критериев. Однако должны учитываться и другие - нужно, чтобы генподрядчик выполнял большую часть работ своими силами. Это залог предотвращения мошеннических схем. Необходимо, чтобы фирма гарантировала качество и исполнение своих обязательств.
Залог успеха региона - в том, чтобы бизнес нормально функционировал и развивался: необходимо обновлять основные фонды, привлекать новые технологии. А развиваться мы сможем только тогда, когда нам позволят работать по нормальным ценам, подкрепив все это хорошей законодательной базой.
- И как, по-вашему, нужно проводить конкурсы?
- Надо, чтобы над заказчиком не довлел демпинг. Чтобы у него была система критериев по выбору - не только цена, но и качество, репутация строителей. Нужно сделать систему прозрачной: протоколы комиссии должны быть открытыми, а не для внутреннего пользования.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.