Олег ОЩЕПКОВ: МЫ БУДЕМ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЛЮБЫЕ РОСТКИ НОВОГО
Вице-губернатор ответил за ящеров, а также за Мисс Мира, Бориса Пастернака и переименование пермских улиц
- Олег Евгеньевич, приезд в апреле в Пермь Мисс Мира проходил под слоганом «Красота спасет мир». Ну и как, спасла?
- Какую-то часть, безусловно, спасла. Есть совершенно достоверные цифры.
Изначально мы планировали эту акцию как сбор адресных пожертвований, чтобы средства не распылялись по различным фондам и учреждениям, чтобы жертвователи знали, кому именно помогли их деньги. Совместно с облздравом мы выбрали пять ребятишек, которым срочно нужны были деньги на операции, однако собранных средств оказалось достаточно для лечения 13-ти детей, и еще на 100 тыс. руб. были закуплены медицинские инструменты для детских больниц. Так что мы «перевыполнили план» в два с половиной раза.
Вот Маша Г., 2002 года рождения. Она не успела начать жить, а у нее уже рак крови. Для этой девочки лично миссис Морли, организатор конкурса «Мисс Мира», дала деньги на трансплантацию костного мозга в Германии. 16 июня прошла операция, девочку спасли.
Вообще, большинство медицинских процедур, на которые были собраны деньги, уже прошли. Сейчас готовятся к операциям еще двое детей.
Мы увидели потрясающее единодушие людей бизнеса. Все приглашенные бизнесмены после этого звонили, благодарили за приглашение, за то, что им дали возможность участвовать в судьбе этих детей.
Но и это еще не все! Было ведь роскошное цирковое представление, куда съехались 2200 детей-сирот со всех уголков Пермской области. Красивое представление, вкусный обед и каждому - мягкая игрушка из рук Марии Мантиллы Гарсиа. Они никогда этого не забудут.
И вот интересная подробность для профессионалов шоу-бизнеса: вся акция обошлась в $25 тыс., причем ни копейки из них не было привлечено из областного бюджета. Все - за счет бизнеса.
- А за чей счет на наших улицах появятся «динозавры»? Над этими несчастными пермскими ящерами не посмеялся только ленивый. Вот, например, в одном из глянцевых журналов депутат Вячеслав Вахрин высказался: «Перми многого не хватает, но только не динозавров, которые к тому же плохо кончили».
- Смеются и возмущаются либо люди недалекие, либо популисты, которые преследуют сиюминутные политические цели.
Есть известное озеро Лох-Несс, в котором якобы живет ископаемое чудовище. Чудовища этого никто не видел, но все, кто живет вокруг озера, на этом заработали. Все до единого! В первую очередь, за счет въездного туризма. Вот и мы говорим о создании мифа. Мифа о тех, кто в древности населял нашу землю.
Пермские ящеры на 250 млн лет старше динозавров Юрского периода. И тем не менее здесь, в Пермской области, находят их останки. Причем эти кости, в отличие от лох-несского монстра, - чистая правда. Они существуют реально.
Когда я рассказал о проекте «Парк Пермского периода» французским журналистам, они слушали, как дети. У них глаза горели. Вот она, наша туристическая привлекательность! Почему состоятельные родители должны отправлять своих детей на выходные в Самару или в Казань в аквапарк, а на каникулы - в Евродиснейленд? А большинство семей вообще только мечтает о такой поездке и копит несколько лет деньги, ведь поблизости нет нормального парка развлечений. И при этом, отдавая наши деньги в Самару, в Казань или во Францию, мы ничего не получаем взамен. К нам-то не едут.
Поэтому мы продвигаем этот проект. Мы считаем, что это решение сразу многих проблем: повышение туристической привлекательности Пермского края, проблем досуга детей и подростков, проблем производства сувенирной продукции. У нас что, все в этой области хорошо - с этими бесконечными селенитовыми яйцами?
Конечно, к большому проекту быстро не подойти. Это должна быть цепочка. Для начала - ледяные ящеры в парке Горького. Затем - уличная скульптура. У нас что, на улицах - разнообразие малых архитектурных форм?
И заметьте, мы не планируем привлекать для этого бюджетные средства. У нас достаточно заинтересованных инвесторов. Мы хотим стать организационным центром этого проекта, и уже на этой неделе планируется сбор заинтересованных людей для детальной проработки его концепции. Те, кто профессионально связан с индустрией развлечений, точно знают, что это очень интересно.
- Помнится, в повышении туристической привлекательности Пермского края должен был поучаствовать Борис Леонидович - не Мильграм, а Пастернак...
- Этот проект ни в коем случае не забыт. Принято решение о проведении международного симпозиума «Пастернаковские чтения». Оргкомитет возглавит Вячеслав Всеволодович Иванов - крупнейший культуролог, мировая «звезда» гуманитарных наук. Это имя, на которое съедутся ученые со всего мира.
Мы не хотим пустого шума, поэтому считаем, что необходимо создать более качественное «присутствие» Бориса Пастернака на пермской земле - в виде всевозможных напоминаний о его реальном пребывании здесь когда-то. Пусть это будет кафе, фонтан, памятник, железнодорожная станция, туристический пешеходный маршрут по городу... Все это, кстати, сейчас уже почти есть.
В этом году планируется переименование станции Промучасток в станцию Юрятин, чтобы люди, подъезжающие к Перми, знали, куда идет их поезд. Литературное кафе «Живаго» достраивается, причем это - частная инициатива бизнеса. Будет настоящее литературное кафе, хороший ресторан с библиотекой, а также монумент в обрамлении водного каскада.
- А как быть с тем, что реальные следы пребывания Пастернака в Перми уничтожаются? Например, в ближайшие дни будет снесен «дом Люверс» на углу улиц Осинская и Окулова, где Пастернак останавливался, когда жил в Перми...
- Группа, которая занимается застройкой V, VI и VII кварталов, изучала, в том числе, зарубежный опыт сохранения подобных объектов. И здесь, скорее всего, решение будет следующим: фасады домов, выходящих на Каму, оставят в первозданном виде, а «начинка» будет современной, с принципиально иным функционалом. При этом есть договоренность с известным российским скульптором и ювелиром Даши Намдаковым о монументе Пастернаку на этой территории.
Дом управляющего во Всеволодо-Вильве тоже будет восстановлен, в нем расположится литературный музей.
- А за чей счет это делается?
- Восстановление дома управляющего - это уже бюджетные деньги. А как же иначе?
- Сейчас идет реорганизация управленческого аппарата, несколько департаментов объединяются в один, и вы будете руководить «имиджевым», в который объединятся прежние департаменты культуры, спорта и молодежной политики. По этому поводу работники культуры опасаются, что финансовая поддержка будет «светить» только «брэндовым» явлениям, которые сказываются на имидже региона. А как же «низовая» культура, все эти хоровые кружки для бабушек? Как же массовая физкультура?
- Происходящая сейчас реорганизация - это грандиозная вещь. Мы должны стремиться к тому, чтобы администрация области работала как мощный бизнес-проект, в котором каждый отвечает за результат. Я горячо это поддерживаю. Мы создаем новые работоспособные команды. Новые цели, задачи, ответственность новая. Того же будем требовать от всех «подопечных».
«Вот мы тут задумали новый конкурс, дайте денег...» Теперь так не получится! Спрогнозируйте результат, будьте за него ответственны. Причем результатом может считаться и количество бабушек, посещающих хоровой кружок. Потому что региональную культурную политику никто не отменял.
Мы будем поддерживать не только супертеатры, но любые ростки новой мысли во имя результата.
Конечно, проектная культура очень низка. Но мы будем устраивать тренинги для тех, кто готов учиться. В этом нам готовы помочь немецкие культурные фонды и институты. У них это хорошо поставлено. Каждый человек, у которого есть ценная идея, в том числе направленная на культуру «низов», может стать автором проекта, который сможет претендовать даже на международное финансирование.
- Кстати, о «супертеатрах». Говорят, что очень уж они много катаются по гастролям за областной счет...
- Что значит «катаются»? Вот список гастролей Пермского театра оперы и балета, которые планируются на сезон 2005-2006 годов. Да, гастролей много. А вот графа «источник финансирования», и везде написано «за счет импресарио».
Это ведь какой путь надо было проде
лать, какую работу провести команде Георгия Исаакяна, чтобы добиться того, что импресарио Европы и Америки готовы платить за гастроли нашего театра! Таких театров, которые нарасхват за счет импресарио, в мире - единицы.
Что же касается марсельских гастролей Театра драмы, которые подразумеваются в вашем вопросе, то они возникли через 20 лет после последних зарубежных гастролей этого театра в Румынии. Двадцать лет театра как будто не существовало в этом мире! Мы сознательно проинвестировали это проект из областного бюджета, и уже есть результаты. «Ведомости» написали, что на театральном пространстве России возник новый амбициозный игрок. А «Новые известия» и «Московский комсомолец» написали, что Прикамье сегодня - единственный регион в России, где существует продуманное отношение властей к культуре.
Да, мы работаем с московскими журналистами, но мы им не платим. Ни газетам, ни конкретным авторам.
Хочется, чтобы наш Театр драмы стал таким же брэндом, как пермский балет. Это, между прочим, будет знаком для бизнеса: как только люди почувствуют успех, они сами придут с идеями партнерства. Потому что бизнесу комфортно рядом с успехом.
- Но на всех ведь не хватит областного бюджета. Как обстоят дела с многострадальным проектом нового здания для художественной галереи и краеведческого музея? Все деньги не уйдут на театры? Тем более что надо ведь реконструировать и здание Театра оперы и балета...
- Бюджет - такая вещь, которой не хватает на всех никогда. По определению. Это надо понимать.
Надо понимать и то, что постройка нового музейного центра - дело не одного года. И представители церкви это понимают, они не торопят галерею с выселением. Если мы уложимся в три-четыре года - это будет очень хорошо. Но это будет не просто новое здание, но и некий новый функционал, современный музейный центр с современными музейными технологиями.
Да, это дорого. Но, чтобы не «проесть» зря пресловутый бюджет, надо найти такие точки роста, вложения в которые, пусть даже большие вложения, будут работать годами и десятилетиями. Галерея - одна из таких точек.
Окончательное решение о месте возведения музейного центра будет принято буквально на днях.
Есть некий список дел, которые мы считаем просто своим долгом - перед предками и перед нашими детьми. Это судьба галереи, это зоопарк, который нужно убрать с костей выдающихся жителей города, это, наконец, возвращение исторических названий пермским улицам...
- И как идет процесс переименования улиц?
- Мы хотим, чтобы он шел как можно более деликатно. Не как «они» это делали в свое время. Не разом, а постепенно, так, как в Европе вводили валюту евро. Помните, целый год в ходу было две валюты - национальная и общеевропейская, и на ценниках было две цифры? Вот и мы предлагаем сделать двойные таблички с наименованием улиц.
Появление табличек с историческими названиями улиц - это еще не законодательный акт. Это, если хотите, рекламно-просветительская акция, тактическая подготовка к возвращению улицам исторических названий. Уверен, это необходимо и ныне живущим, и тем, кто придет сюда после нас.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.