Николай ЯШИН: СОВЕТНИКОМ ГУБЕРНАТОРА Я ПРОБЫЛ НЕДОЛГО
Главный пермский политик объяснил читателям «Нового компаньона» суть своей нынешней деятельности
- Николай Арсеньевич, к вашей нынешней должности советника постоянно добавляют прилагательное «политический». Это понятие настолько растяжимое, что хотелось бы уточнить, в каких конкретно вопросах вы консультируете и. о. губернатора Пермской области Олега Чиркунова?
- Высказываю свое мнение по очень «растяжимым» вопросам...
На самом деле функция политического советника - оценивать политические последствия тех или иных принимаемых решений. Мы должны понимать, что есть содержательная часть, которая реально влияет на процессы, а есть отношение к этим процессам со стороны общества, есть риски. Очень важно оценить эти риски с точки зрения политической обстановки в территории.
- Вас интересует, прежде всего, как те или иные решения скажутся на положении самой региональной власти или на стабильности общества?
- Безусловно, существует два фактора. Очень важно, чтобы не было потрясений на территории области в целом и в ее отдельных частях. И очень важно, чтобы политические последствия принимаемых властью решений не были отрицательными для нее самой.
- А в процессе принятия политических решений вы участвуете? Имею в виду взаимодействие с партиями, выборы и т. д.
- Я курирую управление внутренней политики, представляю и. о. губернатора в Законодательном собрании Пермской области. По этим вопросам мне приходится не столько советовать, сколько самому принимать решения.
- То есть фактически ваш официальный статус не соответствует выполняемым вами функциям?
- На сегодняшний день это именно так. Советником я пробыл очень недолго.
- Предвидятся ли изменения в вашем статусе? Вы станете вице-губернатором?
- Для меня это сейчас совершенно не принципиально. Есть функционал, которым я занимаюсь, есть несколько проектов, которые веду. Как это называть - дело вторичное.
- Вы часто посещаете Администрацию президента РФ, в частности, встречаетесь с заместителем ее руководителя Владиславом Сурковым. Это связано с тем, что в Пермской области есть много таких вопросов, которые требуют постоянного согласования «наверху»?
- Администрацию президента РФ я посещаю с некоторой периодичностью. Возможно, раз в месяц. Как правило, это связано с вопросами, которые требуют совместного решения. Длительное время, к примеру, мы занимались поправками в федеральный конституционный закон (ФКЗ) об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Было совершенно очевидно, что в нем отрегулированы не все вопросы, в этом законе оставались «белые пятна», которые требовалось заполнить для перехода от виртуального объединения к практическому.
В той конструкции, которая первоначально была прописана в ФКЗ, мы не смогли бы организовать бюджетный процесс. Поэтому нам пришлось совместно с Министерством финансов РФ вырабатывать такую модель, которая была бы наиболее работоспособной и несла бы наименьшие риски.
Нам также пришлось вносить изменения в статью, касающуюся местного самоуправления и регламентирующую действия законов на территории Пермского края с 2006 года. Так, был отменен запрет на отчуждение того имущества, сделки с которым необходимо совершать для разделения полномочий между уровнями власти в ходе муниципальной реформы. Но это исключение. Продажи других активов в переходный период не будет.
- Очень много споров было о том, как будет формироваться система органов управления на территории Пермского края. Окончательная конструкция уже разработана или до сих пор есть разные варианты?
- Сейчас процедура назначения на должность главы Пермского края не противоречит федеральному законодательству. Президент будет вносить кандидатуру губернатора края, но, в отличие от всех остальных регионов, ее будут утверждать законодательные органы двух субъектов - Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области. Претендент будет считаться наделенным полномочиями, если за него проголосуют больше половины депутатов обоих законодательных собраний.
Есть еще один момент, который отличает нашу конструкцию от норм федерального законодательства. У нас не предусмотрена процедура роспуска законодательных собраний.
- Это следствие 100%-ной уверенности, что депутаты одобрят предложенную президентом РФ кандидатуру губернатора края?
- У федерального центра нет никаких сомнений в том, что кандидатура, внесенная президентом, будет поддержана законодательными собраниями.
- Такая лояльность депутатов - дело ваших рук?
- Я говорю то, что есть сегодня.
- Насчет кандидатуры губернатора края у вас такая же уверенность?
- У меня - да.
- И кто же это будет, по вашему мнению?
- Губернатором Пермского края, по-моему, будет Олег Анатольевич Чиркунов.
- Изначально объединительный процесс сопровождался столкновением элит округа. Из-за стремления групп интересов сохранить свое положение, свои ресурсы очень непросто шли согласования по поводу статуса территорий внутри округа и самого округа внутри края. Удалось ли найти компромисс по этому вопросу?
- Федеральный законодатель поступил очень мудро, жестко не закрепив статус и возможное административно-территориальное устройство округа. Это вещь, которая может меняться со временем. Два года назад у нас было одно видение проблем. По прошествии времени оно, безусловно, претерпело изменения. Через два года можно будет говорить о каких-то предполагаемых последствиях.
Нас всегда пытаются привлечь в качестве третейского судьи. У меня есть свое мнение по этому вопросу. Не утверждаю, что оно единственное и единственно правильное. Решение вопросов, касающихся административно-территориального устройства округа, это, в первую очередь, дело тех людей, которые там проживают. Нельзя им навязывать позицию извне. Элиты должны договориться между собой и принять решение с учетом мнения живущих в округе людей.
А мнения как были, так и остаются разными.
Фактически решено, что сегодня мы не меняем сложившуюся систему управления округом. Останутся семь территорий со своими органами власти, которые будут исполнять полномочия до тех пор, пока они не истекут. Будут созданы новые муниципальные образования в соответствии со 131-м федеральным законом. И будет создана временная схема управления округом в виде органов госвласти, которые будут территориальными подразделениями администрации Пермского края.
Главу администрации округа будет назначать губернатор Пермского края. По статусу он будет заместителем губернатора края.
Фактически 1 декабря 2005 года администр
ации Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа перестанут существовать юридически и должны быть созданы вновь. И это тоже достаточно непростой вопрос.
- До каких пор будут одновременно существовать администрация края и особые органы госвласти на территории округа?
- До тех пор, пока мы не пропишем в Уставе ту конструкцию управления, которую сочтем самой оптимальной.
Есть два варианта развития событий: или органы госвласти на территории округа будут сохранены, или мы создадим единое муниципальное образование.
Преимущество единого муниципального образования заключается в том, что, кроме единой территории, будут единые органы управления, единый бюджет и
т. д. Сохранение особого статуса округа в составе края позволяет нам более широко толковать ситуацию, связанную с передачей полномочий.
Может быть создано единое муниципальное образование всех районов, и останется городской округ Кудымкар.
Принимать решения о том, какая сложится ситуация через два-три года, сегодня не рационально. Жизнь сама расставит все на свои места.
Говорят, что администрация Пермской области хотела, чтобы такая-то конструкция была в округе. Да не хотели мы никогда ничего и не навязывали! Мы говорили, что есть процессы, к которым рано или поздно придут, что рано или поздно в округе возникнет потребность объединения. Есть факторы, которые объективно вынуждают принять такое решение. Один из них - это бюджетный процесс.
- Единый регион подразумевает собой не только единую территорию, систему управления, но и общность людей с одинаковой самоидентификацией. Не опасаетесь, что в Пермском крае возникнут национальные противоречия?
- Коми-Пермяцкий автономный округ - это практически единственная территория в РФ, где коренное население составляет большинство. Для нас чрезвычайно важно сегодня не просто сохранить культуру, традиции, язык, образование, но и развивать их. Поэтому когда мы начинаем обсуждать бюджет на 2006 год, то обращаем внимание, что нужно выделить средства на поддержание и развитие тех культурных проектов, которые существуют на территории округа. Для нас принципиально принять участие в реконструкции национального театра. Надо вдохнуть новую жизнь в местное книжное издательство. Есть масса других проектов, которыми надо заниматься.
- При вашем возвращении на работу в обладминистрацию Олег Чиркунов заявил, что именно вы займетесь подбором наиболее подходящей для областных властей кандидатуры на пост главы Перми. Нашли уже такого человека?
- Дело не в кандидатуре. Сильные управленцы в Перми есть.
Вопрос в том, что меняется общая конфигурация построения системы органов власти в стране. Возникла потребность в усилении властной вертикали. Она появилась не на пустом месте, а явилась реакцией общества на те процессы, которые шли в 1990-е годы, когда интеграция уступила место дезинтеграции. Каждый субъект Федерации хотел стать маленьким «царством», пытавшимся отстроить свою внутреннюю систему.
В стране есть «островки», где бизнес работает по другим правилам: Татарстан, Башкирия, Калмыкия. Условия функционирования бизнеса в Свердловской и Пермской областях существенно отличаются, хотя законы действуют одни и те же. Единственная возможность сломать эту систему - создать условия, при которых тот же Эдуард Россель дальше не сможет административными методами регулировать бизнес. Назначение губернаторов, безусловно, снимет последние препятствия для свободного развития бизнеса.
Закон также позволяет создать конструкцию, при которой сцепка региональных и муниципальных властей будет более эффективной и более действенной. Это уход от прямых выборов к модели, когда мэр возглавляет политическую власть, а глава администрации сосредоточивает в своих руках финансовую и управленческую функции.
Большинство стран уже перешли на эту модель из совершенно прагматических соображений. Как правило, политическая власть избирается народом и наделяется соответствующими полномочиями. Во всем мире действенных механизмов отзыва этой политической власти не существует. В то же время административная власть поставлена в очень жесткие условия функционирования. Она назначается.
- Вы считаете, что Россель диктует правила для бизнеса. А как насчет мэра Перми Аркадия Каменева, что вы можете сказать о его методах управления?
- Мы сейчас не говорим о том, эффективно или неэффективно работает тот же Аркадий Леонидович. Мы говорим о том, что не может один человек реально управлять всеми процессами. Поэтому на территории Пермской области должны быть сформированы единые подходы, которые позволили бы региону максимально эффективно развиваться.
В большинстве субъектов РФ пришли к пониманию, что есть губернатор, как высшее должностное лицо с политическими функциями, и есть правительство, которое занимается реальным управлением экономикой. То же самое - на уровне муниципалитетов. У одних есть политический ресурс, у других есть деньги. Они не должны соединяться никогда. Иначе возникнут серьезные риски.
Уверен, что рано или поздно разделение экономических и политических функций произойдет и у нас. Другое дело, что своими действиями мы можем в какой-то степени приблизить эти вещи, а можем отдалить.
Сегодня наша позиция заключается в том, что надо попытаться сделать так, чтобы в главных бюджетообразующих территориях Пермской области это разделение все-таки произошло. И мы заложили конструкцию этого разделения. Она достаточно сложная. Если представительный орган власти принимает решение о введении новой системы управления, то она может вступить в силу только после прекращения полномочий этого представительного органа. Реально это может произойти через пять лет.
- Это правда, что вы пытаетесь договориться с депутатами Пермской городской думы о том, чтобы они поддержали вашу позицию и одобрили новую систему управления городом до истечения срока своих полномочий?
- Я ничего не скрываю и признаю, что веду такую работу с депутатами Пермской городской думы. Понимаю сложность этой работы, ведь и у депутатов, и у различных политических сил есть свои интересы в этом отношении. Вопрос в том, носят ли эти политические интересы государственный характер, продиктованы ли они интересами города или какими-то другими мотивами.
Для нас важно не то, чтобы конкретно Петров, Иванов или Сидоров встал во главе Перми, Березников или Соликамска. Мы должны создать такую систему организации власти, которая бы не имела противоречий и формировала единую политику на территории Пермской области.
Руководство Перми реально понимает, что осуществить те крупные инвестиционные проекты, которые сегодня существенно изменяют облик города, возможно, только объединив усилия с областью.
Несколько лет мы вместе строили канализационный коллектор. Он важнее для города в разы, чем многие другие объекты, потому что в течение многих лет в Каму в акватории Перми спускали сотни тысяч неочищенных стоков; травили все, что есть здесь и на десятки километров ниже города. С помощью областного бюджета построены мостовые переходы, строится мост. По инициативе Чиркунова городу выделено более 800 млн руб. на ремонт дорог.
Это говорит о том, что сегодня обладминистрация готова развивать Пермь как главный инвестиционный ресурс. Но можем ведь и не развивать. У нас есть куда вкладывать - в развитие Березников, Соликамска, Чайковского. Там тоже есть миллионы проблем.
Наша позиция определяется позицией администрации Перми, городской думы. Если они окажутся не готовы прислушаться к мнению области, а захотят вести самостоятельную политику - нет вопросов. Пусть самостоятельно решают свои проблемы. Но они будут решаться десятилетиями. Это то же самое, что было с вопросом объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
В свое время мы реально понимали, что это - рискованный политический шаг, но для нас это был шанс развивать территории и области, и округа, привлечь внимание федерального центра и федеральные ресурсы. Сегодня мы заканчиваем в округе строительство моста и уже ведем переговоры с тем же Министерством транспорта РФ о совместном строительстве дороги Пермь - Екатеринбург. Смотрим, как сделать еще один выход в Свердловскую область, чтобы связаться с севером страны. Не было бы всего этого, если не было бы объединения. Мы об этой дороге даже говорить бы не смогли. Нас бы слушать не стали. Это - другое позиционирование Пермской области.
Пермь может точно так же спозиционироваться как самая главная часть Пермского края, в которую будут вкладываться колоссальные ресурсы. Или ничего не будет вкладываться, если будет занята позиция «мы сами по себе».
В стране - десятки примеров, когда личные амбиции людей привели к тому, что территории на годы замораживались в своем развитии. Рано или поздно это разрешалось. Мы ведь находимся в одной лодке. И нам надо договариваться об общих правилах. Потенциал есть, надо просто развиваться.
- По вашей логике выходит, что необходимо создать на территории Пермского края правительство, которое будет выполнять экономические функции.
- Я уверен, что рано или поздно это произойдет. В Уставе такая возможность прописана.
Модель управления Пермской областью, которая внедряется, я бы назвал переходной к конечной цели.
- Учитывая вашу принадлежность к «Единой России», некоторые опасаются, что при взаимодействии с Законодательным собранием Пермской области вы будете отдавать предпочтение именно этой фракции. Эти опасения обоснованны?
- Что бы я ни сказал, на сегодняшний день к этому уже сформировано отношение. И от этого никуда не деться. На самом деле ситуация и сложнее, и проще.
Мы оказывали и будем оказывать «Единой России» несколько большее внимание по сравнению с другими партиями из-за той роли, которую она играет в целом в нашем государстве, а не только в нашем регионе. Если сегодня «Единая Россия» является политической силой в стране, опорой президента и правительства, то она неизбежно будет и нашей опорой в формировании региональной политики. Если президент сформирует иную политическую задачу стране и скажет, что его опорой является «Союз правых сил», то это развернет обладминистрацию как таковую.
Не говорю о персоналиях. Яшин сможет сохранить симпатии к «Единой России». Но есть общеполитические задачи, которые совпадают с государственными задачами. Это может кому-то не нравиться, но так есть и так будет.
- Вы какому крылу «единороссов» симпатизируете - правому или левому?
- Мы тут с Никитой Белых недавно посмеялись. Я сказал, что когда закончу работать в обладминистрации, пойду к нему советником. Он приветствовал эту мысль.
- Насколько серьезна эта шутка?
- Белых и подумать об этом не мог. В будущем не исключено, что буду его консультировать.
Наш регион - в силу тех традиций, которые заложили еще до нас, в первую очередь, Геннадий Вячеславович Игумнов, - позиционируется как достаточно демократическая территория. Это - великое благо. Мы будем поддерживать это позиционирование.
Я говорю, что у нас есть внимание к «Единой России» в рамках общегосударственных подходов. Также четко могу сказать, что мы, безусловно, будем серьезное внимание уделять развитию демократических институтов, в том числе поддержке политических партий, которые придерживаются либерального толка потому, что в этом есть потребность региона как такового. Это соответствует настроениям значительной части нашего активного населения.
Не случайно наше взаимодействие с либеральными силами достаточно активное. Оно выражается в совместных акциях, в том, что лидеры либеральных партий наш регион посещают чаще, чем многие другие. Это фактор, который стабилизирует обстановку.
Я не говорю о том, что не может быть политической оппозиции, оппонентов. На самом деле было бы плохо, если бы их не было. Просто мы к этим вещам относимся спокойнее, чем в других регионах. При этом у нас также есть масса инструментов, с помощью которых с любой оппозицией можно справиться. Только мы считаем, что это было бы неправильно.
У нас в Законодательном собрании оформились политические фракции. Есть «Единая Россия», которая за полгода научилась работать, сформировала некие принципы. Сегодня она уже политическая фракция. СПС - это тоже политическая фракция. Остальные также пытаются позиционировать себя в виде политических сил, но реально таковыми пока не являются. Недавно была создана фракция «Гражданское общество», которая позиционирует себя как политическая оппозиция. Прекрасно! Мы только приветствуем, что сегодня у нас такое есть.
Есть разные способы работы с Законодательным собранием. Можно в принципе решить вопросы и иметь взаимодействие с 40 депутатами, и такая ситуация была в моей практике. Сейчас надо договариваться с теми силами, которые сегодня присутствуют в ЗС. Судя по нынешнему раскладу, какая-то фракция будет в 2006 году иметь большинство мест, но не абсолютное. Все равно будут силы, которые представляют СПС в нашем регионе, левые силы, ЛДПР имеет шансы пройти, коммунисты, скорее всего, будут представлены.
Законодательное собрание будет более политизировано. Никуда от этого не денешься. Будет привнесен элемент политической борьбы в орган, который вообще-то должен законы принимать. Но это принцип, который сопутствует построению политической системы.
Отдельно взятый депутат может принимать те или иные непопулярные решения, понимая, что он может компенсировать это своей работой в округе - благотворительностью, поддержкой различных политических сил. А у политической партии такого компенсационного инструмента нет. Процесс принятия решений значительно усложняется.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.