ПРАЖСКАЯ ЛЮБОВЬ И ТАЙНЫ ГОРОДА «М»

Издательский мини-бум – так можно оценить ситуацию, которая возникла в мае в книжной отрасли Перми. То несколько месяцев не издавалось ни одной книги, а тут вдруг – одна за другой

Поделиться

Несмотря на то, что презентация книги Владимира Гладышева «Секрет противоядия» в официальную программу фестиваля «Дягилевские сезоны» не входила, она идеально вписалась в его контекст: ведь тема этого необычного издания - Дягилев в шаржах.

Всем известны портреты великого импресарио работы Сомова и Бакста, однако Сергей Дягилев послужил моделью еще и для несметного количества шаржей, авторами которых были Пабло Пикассо, Жан Кокто, Михаил Добужинский, Александр Бенуа, Михаил Ларионов и даже поэт Александр Блок. Очевидно, к этому располагала и его фактура, и его характер, и вид деятельности.

Кстати, о характере. Беглые зарисовки порой больше говорят о герое, чем капитальные произведения. Дягилев предстает в шаржах очень живым и настоящим. А его деятельность, оказывается, вызывала не только восторги: порой, и довольно часто, она становилась причиной злобных газетных выпадов и карикатур. Обо всем этом подробно рассказывается в книге Гладышева, одновременно глубокой и легкой. Больше, чем увесистые научные штудии, изящная миниатюра раскрывает обстоятельства жизни Сергея Дягилева, особенности его личности, подробности из его окружения.

Книга выпущена издательством «Книжный мир». Старейшие и самые уважаемые профессионалы пермского книгоиздания - редактор Альмира Зебзеева, художественный редактор Светлана Можаева, корректор Галина Борсук - создали книгу в лучших традициях пермской книжной миниатюры с учетом новых полиграфических возможностей. Быстро разобравшись в ситуации, руководство областного департамента культуры и искусства закупило часть тиража для подарков гостям и участникам фестиваля «Дягилевские сезоны». Подарки были по-настоящему эксклюзивными.

Книга Сергея Тупицына «Любовь остановилась в Праге» - классический, можно сказать, хрестоматийный образец лирической прозы.

Трогательно, несколько старомодно автор относится к писательству не как к профессии, а как к способу самовыражения. Вряд ли подобный жанр может быть назван коммерческим, и неудивительно, что средства на издание собирались из самых разных «карманов» в двух странах: книга эта - пермско-пражский проект.

Как всякая лирическая проза, повесть и рассказы Тупицына основаны на личном опыте, и автор даже не пытается маскироваться под других персонажей с вымышленными именами. Везде - лирическое «я». Более того, сама книга явилась реальным продолжением одного из рассказанных в ней сюжетов.

Некогда в молодости Тупицын переписывался с таинственной Незнакомкой. Попытки вызвать ее на свидания провалились, и лишь много лет спустя они встретились в Праге, где к тому времени поселилась бывшая пермячка Лариса Дашкова.

Тупицын написал текст, Дашкова нарисовала иллюстрации к нему. Так появилось их совместное детище.

Совершенно особую книгу выпустил издательский дом «Компаньон». «Молотовский коктейль» Светланы Федотовой - это историческая достоверность плюс глубоко личное отношение к описываемым событиям. Речь идет о судьбах жителей Молотова, как называлась Пермь в сталинские времена.

«Город М» - под таким именем Молотов фигурирует в «Двух капитанах» Вениамина Каверина. Загадочный «город М» и его первые люди предстают в нескольких очерках этой книги. Первые - во многих смыслах: первые секретари обкома КПСС и один из пионеров советского фотоискусства, знаменитый художник-авангардист Александр Родченко.

«Как? И Родченко тоже?!» - воскликнут те, кто еще не привык к мысли, что судьбы очень многих гениев ХХ века были связаны с Пермью. Да, величайший российский авангардист, работы которого западные музеи перекупают за сотни тысяч долларов, малевал когда-то киноафиши в Очере.

Подобных открытий в книге Светланы Федотовой немало. «Молотовский коктейль» можно назвать «историческим романом». В нем нет выдуманных сюжетов, но есть неоспоримое присутствие художественной прозы: легкость слога, продуманность каждого слова, изысканность метафор и сравнений. Федотова скромно считает, что все эти достоинства - последствия общения с удивительными людьми, ставшими героями книги. Но для читателя очевидно, что причина иная - талант и вдумчивость автора.

Светлана Федотова воспринимает судьбы советских людей и загадочного деревянного «города М» глубоко лично, но очарованность героями не мешает ей осознавать всю противоречивость этих персонажей и их времени. В этом взвешенном, спокойном, не убитом идеологией подходе - принципиальное отличие «Молотовского коктейля» как от обличительных, так и от апологетических книг на ту же тему.

Издание щедро проиллюстрировано поистине уникальными фотографиями - не только снимками из личных архивов ее героев, но и пейзажами «города М», портретами его безымянных жителей.

Отпечатано все это великолепие в Финляндии. Автор этих строк совершенно искренне признает, что ничего подобного в жизни не видел...

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться