Виктор ДОБРОСОЦКИЙ: У БЕЛОГОРЬЯ – ОСОБАЯ МИССИЯ

Пермский сенатор не устает повторять, что Белая гора – один из самых главных объектов Прикамья

Поделиться

Два года назад Добросоцкий возглавил в Москве попечительский совет некоммерческого партнерства «Уральский Афон», объединив вокруг себя неравнодушных людей для поддержки и развития Белогорского монастыря. Для него не возникает вопроса, нужно ли заниматься таким объектом, как Белогорье.

В апреле члены попечительского совета НП «Уральский Афон» (сенаторы Виктор Добросоцкий, Александр Торшин, Виктор Озеров) встречались с патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Главной темой встречи стал именно Белогорский монастырь, его настоящее и будущее.

- Виктор Иванович, 19 апреля вас и ваших коллег принимал у себя глава Русской православной церкви. Почему эта встреча состоялась и о чем шла речь?

- Как вы знаете, два года назад был создан попечительский совет некоммерческого фонда «Уральский Афон». Тогда же мы обратились к патриарху с просьбой возглавить его. Однако он принял решение стать духовным попечителем «Уральского Афона». Естественно, для нас всех это большая честь и огромная моральная поддержка.

И вот пришло время отчитаться перед патриархом за ту работу, которую проделал попечительский совет. Я рассказал ему о том, что возведен центральный иконостас, и мы думаем, что до конца этого года он будет полностью позолочен, посеребрен и «сдан в эксплуатацию». Доложил, что членами попечительского совета профинансирован подиум Царского креста и сейчас будет проходить реставрация самого креста. Рассказал, что ведется работа по популяризации «Уральского Афона», было проведено первое такого рода мероприятие в истории России - грандиозный благотворительный концерт «Свет Белой горы» в Кремле. Я также рассказал о фонде «Белая гора» и о поддержке со стороны областного Законодательного собрания и обладминистрации в деле возрождения этой святыни России.

Святейший поблагодарил нас за эту работу. И для меня было честью, что через неделю я получил от патриарха орден Сергия Радонежского, который мне вручили уже на Белогорье, когда освящался Царский престол. Это - очень высокая оценка деятельности всего нашего попечительского совета.

Кстати, святейший принял от епископа Пермского и Соликамского Иринарха приглашение посетить Пермский край. Он сказал, что включит в график следующего года посещение Пермской епархии. Естественно, с обязательным визитом на Белую гору. Патриарх отметил и, безусловно, оценил, что в настоящее время Пермская епархия динамично развивается, восстанавливают все новые и новые храмы, духовная жизнь Прикамья возрождается.

- Чем вызвано такое пристальное внимание Алексия Второго к, прямо скажем, не самому известному в России монастырю?

- Сегодня этот монастырь становится все более и более известным общественности России. Его пропаганда - это тоже задача нашего попечительского совета.

Святейший рассказывал нам о своих впечатлениях от посещения Белой горы, когда он впервые увидел еще в пути - за 30 километров! - «парящий в небесах» храм. Его поразила такая красота, такое великолепие.

Белогорский монастырь в целом - произведение искусства, шедевр, созданный природой и человеком. Аналогов такого соединения вдохновенного труда человека и величия природы, нигде, наверное, и в мире нет.

К тому же, по своей величине он - третий в России. Храм Белогорского монастыря был царским семейным храмом, он был воздвигнут на деньги царской семьи. Этот миссионерский храм изначально имел и сейчас имеет федеральное значение.

Более того, это уникальный монастырь с точки зрения его архитектуры и исторического значения. Практически все монахи погибли на Белогорье в результате событий 1917-1918 годов, и сейчас они иконизированы церковью.

Считается, что святость Белой горы заключается не в каких-то нереальных, фантастических вещах и даже не столько в красоте собора. Святость этого места опалена великомучениками, которые погибли за веру, за возрождение России.

Белогорский монастырь всегда был миссионерским. Он имел самый строгий в России устав - Афонский, который практически повторял устав Афона греческого. На Белую гору для уединения собирались сотни тысяч верующих людей.

Изначально миссионерская роль монастыря заключалась в том, чтобы обращать в православие староверов. Ежегодно до 3 тыс. староверов принимали православие.

Как вы знаете, староверы относились к православию как к очень либеральной религии, не признавали ее. Но когда они бывали на Белой горе, то видели, какой созидательный порыв у монахов, как много они работают, какие в монастыре разнообразные хозяйственные направления деятельности: иконопись, мебельное производство, сельхозпроизводство, даже была самая современная для того периода типография в крае. За несколько лет Белогорье стало одним из самых крупных духовных и хозяйственных центров патриархии.

- А какая сейчас ставится перед мона

стырем задача? В чем видится миссионерская роль Белой горы в XXI веке?

- Одна из проблем, которую мы обсуждали с патриархом, это возвращение комплексу монастыря миссионерской роли. Но это не миссионерство с точки зрения трансформации староверов в православные. Мы обсуждали проблему, связанную с нравственным воспитанием людей и передачей нравственных начал молодому поколению и тем людям, которые потеряли себя. Безусловно, это возможно с помощью очень ярких и эмоциональных форм, и у нас есть идея: создать миссионерский комплекс на Белой горе.

- Что будет представлять из себя этот комплекс?

- Мы говорили о создании на базе монастыря комплекса музеев, которые проповедовали бы вечные ценности, но делали бы это не с помощью назидания, а с помощью примера.

В Белогорье думается создать - и мы уже обсуждали эту тему с министром культуры России Александром Соколовым, а также в обладминистрации и с владыкой Иринархом - уникальные музеи: музеи добра, благородства, мужества, справедливости, жертвенной любви. В них будут размещены экспозиции с информацией о нравственных подвигах людей сегодняшнего дня. Здесь может появиться уникальный комплекс. Любой человек, пройдя через эти музеи, наполнится осознанием того, что в этом мире рядом с нами живут люди, которые совершают ежедневный нравственный подвиг. Это позволит каждому осуществить ревизию своего жизненного пути, сравнить свои нравственные позиции. Ведь XXI век привнес в мир не только зло и пороки.

Для многих Белая гора может стать местом важнейшего переосмысления своих деяний.

Главная цель миссионерства - дать людям возможность найти себя, возможность стать чуть лучше. Белогорье отлично подходит для поистине миссионерского центра: оно отдалено от суеты, отделено от будней, от текучки, окружающей любого современного человека, который, порой, не может найти двух-трех часов, чтобы побыть наедине с собой, подумать о каких-то сокровенных вещах. А Белая гора располагает к тому, чтобы эта работа души осуществлялась.

- Реализовывать проект будет «Уральский Афон»?

- Некоммерческое партнерство «Уральский Афон» выступило инициатором реализации проекта. А реализовывать проект возможно только при поддержке и Законодательного собрания Пермской области, и обладминистрации, и всех жителей Пермского края.

Я встречался с Зурабом Церетели, и он сказал, что Академия художеств под его руководством, безусловно, поддержит это начинание и готова осуществить этот уникальный проект. По сути дела, на Белогорье возможно создание «чуда света», которое привлечет огромные массы людей.

Александр Соколов сказал, что методологическую помощь в создании музеев может взять на себя Минкульт РФ. И соответствующие поручения он дал своим работникам - сейчас будем как раз над этим работать.

- Создание комплекса наверняка приведет к тому, что на Белую гору хлынет огромный поток туристов. Не повредит ли это будничной жизни монахов?

- Мы с патриархом говорили и об этом. Он сказал, что Белогорье должно работать для людей, оно не должно замыкаться только на монахах и паломниках, которые приезжают туда.

Святейший высказал пожелание как можно быстрее восстановить скит, решить проблему строительства гостиницы для паломников. Это проблема не надуманная, ее действительно надо решать, ведь уже сегодня Белогорье ежедневно принимает по 100-120 паломников.

Красота Белой горы должна подвигнуть многих на духовное самосовершенствование.

- Как внутри Пермской области относятся к тому, что местный, локальный объект будет вынесен на федеральный уровень?

- Мы обсуждали эту идею и с вице-губернаторами Олегом Ощепковым и Никитой Белых, они высказали свою поддержку.

Мы разговаривали об этом и с прокурором Пермской области Александром Кондаловым. Он сказал, что Белая гора - объект, безусловно, прокурорского покровительства, потому что сегодня воспитание людей, создание поля нравственности - это важнейший вопрос, ведь от него напрямую зависит уровень преступности, жизнь людей, их защита и безопасность, криминализация страны в целом.

Само по себе воспитание нравственности не произойдет. Какая-то одна телевизионная программа ничего не решит. Это произойдет, когда человек попадет в некую среду, где он сможет переосмыслить самого себя. Это сложнейший духовный процесс! Но такую среду нужно создавать, должно быть место, где человек наберется душевных сил и пойдет дальше. И я думаю, что как раз под флагом такого проекта соберутся очень многие люди и в Прикамье, и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в целом в России и, может быть, за рубежом, потому что сегодня в целом для человечества проблема сохранения нравственных устоев - наиважнейшая.

Белая гора, безусловно, несет особую миссию. Самое главное в ее определении - качественное улучшение жизни людей. Все же человек воспринимает жизнь через призму своих ощущений. Белогорье дает понять величие нашей Родины, дает возможность человеку быть чуть счастливее; наполняет сердце добром, а это тоже дает счастье человеку.

Белая гора привлекает и будет привлекать огромное количество людей со всех уголков России. И для самих пермяков Белогорье будет безусловным символом духовного величия края.

Ничего подобного не имеет ни одна область, Белогорья ни у кого нет. И именно этим можно гордиться Прикамью: у нас есть уникальное место, совершенство, созданное на земле.

Я считаю, что если мы реализуем этот план так, как сейчас задумано, - это будет великое дело для России. Все предпосылки для этого есть.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы у этого проекта?

- Я уверен, что этот масштабный проект будет реализован. Российским людям очень важно творить красоту. Этот проект вообще связан с созданием прекрасного.

Когда мы начинали реализовывать проект, связанный именно с попечителями «Уральского Афона», то взяли на себя финансирование самых красивых объектов - это Царский крест, его постамент и иконостас. Элита Пермской области профинансировала иконы для иконостаса. Это не реклама, а сокровенный вклад своих финансовых средств в самое прекрасное - духовное возрождение России. Уже семь икон написаны и находятся в иконостасе. Написаны они сегодняшними лучшими мастерами России, и ценность имеют не меньшую, чем иконы XVII, XVIII, XIX веков.

Те, кто не был на Белогорье, безусловно, могут подумать: а зачем в принципе этим заниматься? Ведь есть огромное количество других проблем. Я отвечаю так: существуют места, которым предопределена особая миссия, причем не только для Прикамья, но и для всей России. Белогорье - это духовный центр, который несет именно такую миссию.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться