Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Олег Левенков: Не себя показать, а новые грани музыки открыть

Директор Дягилевского фестиваля комментирует его программу

Поделиться

Дягилевский фестиваль — всегда долгожданное событие. В этом году он будет проходить в 10-й раз. Несмотря на все экономические сложности, уровень юбилейного фестиваля будет высочайшим. И это не единственная новость.

Олег Левенков

Олег Левенков
  Константин Долгановский

— Когда была обнародована программа Дягилевского фестиваля 2016 года, у всех, наверное, возник вопрос: как это возможно? Столько было разговоров о финансовых сложностях, связанных с ростом курса валют, и вдруг — такое роскошное созвездие имён!

— Действительно, кажется, вырисовывается интересный состав персоналий, несколько ярких хедлайнеров. К счастью, нам не урезали финансирование фестиваля, а даже немного увеличили. Конечно, это увеличение не компенсировало потери от роста валюты, но команде во главе с Теодором Курентзисом удалось договориться со многими замечательными людьми.

— Начнём с самого, наверное, громкого имени — Роберт Уилсон…

— Да, «сам» Боб Уилсон ставит у нас «Травиату»! Его режиссура интересна тем, что он не себя показывает, а новые грани музыки открывает для слушателя. Уилсон — настоящий оперный режиссёр, который всегда идёт от музыки. Он принципиально противится исторической, «костюмной» конкретике, но и к примитивному переносу действия, так, чтобы, например, действие «Трубадура» происходило на нефтеперегонном заводе, он тоже никогда не прибегает.

Уилсон открывает новое в самом музыкальном произведении — в этом ведь и есть смысл оперной режиссуры. Его союз с Теодором Курентзисом, который славится новыми интерпретациями музыкальных текстов, обещает, что «Травиата» будет выглядеть очень свежо.

Люка Дебарг

Люка Дебарг

— В программе значится мировая премьера оперы для хора Tristia Филиппа Эрсана. Совсем недавно Теодор Курентзис говорил, что премьера будет в декабре. Случилось чудо?

— Мы очень рады, что Филипп Эрсан завершил работу над этим произведением. Это прекрасная музыка. В наше время много музыкального гротеска, дисгармонии, зачастую считается, что музыка должна быть «проблемной»… И на этом фоне так приятно встретить красивую, гармоничную музыку — такую, как эта опера.

При этом опера вовсе не традиционная, она очень необычная: в ней поёт всегда хор, но при этом в разном составе голосов, в каждом номере состав меняется. Оркестра как такового нет, но есть разный набор инструментов, в том числе, например, баян или дудук, и инструменты тоже разные в каждом номере.

Tristia — это выдающееся музыкальное событие, и мы не могли не познакомить с ним публику, тем более что хор MusicAeterna так долго готовился к нему. Сценическая премьера, действительно, планируется на начало декабря, а на фестивале будет концертное исполнение, но режиссёр будущего спектакля Димитрис Папаиоанну будет присутствовать на этих концертах. Он захотел приехать, чтобы увидеть и услышать это произведение на сцене.

С Tristia вообще очень сложная, многоплановая история. Изначально замысел связан с аббатством Клерво, где сейчас находится тюрьма, и с психологическим мастер-классом, на котором заключённые сочиняли стихи: это была своего рода терапия. По заказу Теодора Курентзиса Филипп Эрсан дополнил стихи, сочинённые в Клерво, русской поэзией, в том числе текстами Осипа Мандельштама и Варлама Шаламова. Поэтический материал оказался очень различным — и по языку, и по судьбам авторов, и по уровню поэтического мастерства. В Клерво сидят настоящие закоренелые преступники, а рядом с ними оказались политические заключённые, узники совести… В результате художественного осмысления столь разнообразного материала получилось многогранное исследование о том, как люди учатся любить и ценить свободу.

Томас Цетмайер

Томас Цетмайер

— Я должна признаться, что Дягилевский фестиваль делает огромный подарок мне лично. Сиди Ларби Шеркауи — мой, наверное, любимый хореограф. Совсем недавно я смотрела на видео его потрясающий Puzzle и даже мечтать не решалась, что когда-нибудь я увижу его балет «живьём», да ещё и в Перми…

— Сиди Ларби Шеркауи должен был работать над «Тристией», но его как раз назначили руководителем Королевского балета Фландрии, да ещё у него была постановка «Щелкунчика», так что не получилось. Но он всё же прибудет к нам со своим «дягилевским» проектом: балет «Фавн» — это парафраз «Послеполуденного отдыха фавна», знаменитого балета из «Русских сезонов» Дягилева.

Как специалист в хореографии скажу: это небывалая пластика! Казалось бы, уже всё было: и на головах стояли, и «поперёк музыки» танцевали… Но такого не было!

Но, между прочим, «Лебединое озеро» в постановке Алексея Мирошниченко, которое будет показано на фестивале, — это тоже очень новаторская работа, абсолютно новое прочтение классики, сделанное с огромным почтением к ней. И хотя это не премьера, но до сих пор билеты на этот спектакль исчезают из касс театра в момент!

балет Фавн

Балет «Фавн»

— Думается, большинство тех, кто интересуется музыкой, активно отреагировали на имя Люка Дебарга в афише...

— Вообще, программа камерных концертов очень разнообразна. Люка Дебарг будет играть очень разные произведения: и «Ночного Гаспара» Мориса Равеля, который принёс ему успех на Международном конкурсе им. Чайковского, и редко исполняемую сонату Николая Метнера. Дебарг вообще любит русскую музыку, причём особенно любит «нераскрученную».

К нам приедет очень интересный скрипач и дирижёр Томас Цетмайер. С его концертом особая история: это работа Российско-немецкой академии музыки — образовательной программы для молодых профессионалов, где мастер-классы проводят корифеи уровня Валерия Гергиева. Один из таких корифеев — Цетмайер. Он подготовил со слушателями академии программу, которую исполнит на фестивале.

Будут наши постоянные участники — пианисты Полина Осетинская и Антон Батагов. Осетинская выступит в дуэте со скрипачкой Алиной Ибрагимовой, кроме того, они обе примут участие в ночных гала-концертах: Осетинская — в Piano-gala, Ибрагимова — в Violin-gala. Эти концерты, когда музыканты в темноте исполняют некую музыку и только потом становятся известны названия произведений, уже стали изюминкой и чуть ли не визитной карточкой Дягилевского фестиваля. В Violin-gala кроме Алины Ибрагимовой примут участие Томас Цетмайер и участница прошлогоднего фестиваля Каролин Видман, а в Piano-gala компанию Полине Осетинской составят Антон Батагов и Михаил Мордвинов.

Концерт Батагова будет очень необычным: это будет двойная импровизация — Батагов будет импровизировать на темы Баха, а видеохудожник Олеся Буряченко будет импровизировать на темы музыки Батагова…

Вообще, будет много необычных концертных форматов: так, солисты оркестра MusicAeterna будут играть октет Шуберта и «разбавлять» его суперсовременной музыкой. Это проект Валентина Урюпина.

Le Poeme Harmonique

Le Poème Harmonique

— Что Дягилевский фестиваль скажет по поводу старинной музыки?

— Приезжают два замечательных коллектива из Европы. Оркестр Le Poeme Harmonique под управлением Венсана Дюместра уже выступал на фестивале и очень запомнился зрителям своим барочным весельем. На сей раз будет более строгая программа — из духовных произведений Клаудио Монтеверди. В концерте примет участие хор MusicAeterna.

Очень интересный ансамбль из Бельгии Graindelavoix должен понравиться не меньше, чем Le Poeme Harmonique. У этих исполнителей потрясающий диапазон.

Graindelavoix

Graindelavoix

— Возвращаясь к теме хедлайнеров… Как удалось заполучить Полу Муррихай?

— Хороший вопрос. Она действительно вырывается к нам буквально на пару дней, потому что поёт серию «Кармен» во Франкфурте. Но здесь надо сказать, что Теодор Курентзис — тоже хедлайнер! Пола Муррихай приезжает, потому что хочет выступить с ним в концерте.

Теодор Курентзис кроме концерта с Полой Муррихай будет открывать и закрывать фестиваль. Открывать — за пультом во время исполнения премьеры «Травиаты», а на закрытии фестивальный оркестр под его управлением по традиции исполнит симфонию Малера — на сей раз Шестую. Оркестр будет «суперфестивальный»: 80 исполнителей из MusicAeterna плюс 60 приглашённых участников из разных стран мира — от России до США, по-настоящему звёздный состав.

Решимость Теодора исполнить в Перми все 10 симфоний Малера достойна огромного уважения: мы ведь десятилетиями ни одной ноты Малера в Перми не слышали! А это автор, рядом с которым можно поставить только Прокофьева и Шостаковича. Во всём ХХ веке только три таких гиганта, потрясающих своими симфониями.

Полина Осетинская

Полина Осетинская

— Фестиваль всегда сопровождался научным симпозиумом. Вернее, симпозиум «Дягилевские чтения» был предшественником фестиваля. Что в этом году предлагает теоретическая программа?

— В теоретической составляющей решено было сместить акценты с исследовательских на образовательные. Будет образовательная программа для студентов профильных вузов, причём не только пермских. К сожалению, фестиваль совпадает по времени с сессией, но всё равно — интерес огромный, потому что спикеры выдающиеся. Алексей Парин расскажет о современной опере. Он много ездит и смотрит абсолютно всё самое важное, а свои лекции всегда сопровождает видеоиллюстрациями. О классической и неоклассической хореографии на современной сцене расскажет Вадим Гаевский, а об изобразительном искусстве — Кирилл Кобрин. Его тему продолжит наш постоянный участник Сергей Голынец из Екатеринбурга, который выступит с рассказом о сотрудничестве Льва Бакста с Сергеем Дягилевым.

— Больная тема: второй год подряд не вручается Дягилевская премия. Она окончательно похоронена?

— Надеюсь, что не окончательно, но сейчас у нас нет на неё средств. Но есть и хорошие новости! Последняя премия им. Дягилева, как вы помните, была присуждена два года назад Жерару Мортье и направлена на то, чтобы выпустить на русском языке его книгу «Драматургия одной страсти». Тираж книги вот-вот будет готов, и мы надеемся во время фестиваля провести её презентацию. Ещё одна хорошая новость — нам удастся вручить премию «Резонанс» лучшим молодым журналистам, пишущим об искусстве.

Юбилейный, 10-й Дягилевский фестиваль пройдёт в Перми 17—30 июня 2016 года.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться