«И ТРУДНО ПОВЕРИТЬ, ЧТО ЖИЗНЬ КОРОТКА»

Литература, кино и сама жизнь тонко переплелись в спектакле «Лирическая хроника» боевых действий расчета гвардейского миномета ПМ-38», поставленном в Театре драмы по мотивам повест

Поделиться

Повесть всем хорошо известна по замечательному фильму Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «Катюша», и каждый, кто привык воспринимать этот фильм как часть своего личного культурного и эмоционального пространства, отнесся к предстоящей премьере с некоей настороженностью. Опыт подсказывал: непременно все испортят. А когда в публику просочились слухи о том, что режиссер Борис Цейтлин сам писал сценарий, не прибегая к разработкам Мотыля, а также о том, что в спектакле нет ни одной песни Окуджавы, мрачные предчувствия сгустились.

В общем, лауреат «Золотой маски» Борис Цейтлин весьма и весьма рисковал. Однако на премьере, которая состоялась 8 мая, выяснилось, что ни великое искусство кинематографа, ни лирика великого барда не были автором забыты. Как ему это удалось - отдельный разговор.

«Лирическая хроника боевых действий» - настоящий «гурманский» спектакль. Из тех, которые принято называть «слоеными пирогами». Самый верхний слой составляет сюжет, трагикомическое повествование о военных приключениях вчерашнего школяра Жени Колышкина. (К слову, в сюжете отсутствует одна из самых важных смыслообразующих линий окуджавской повести - взаимоотношения Жени с немцем. Вообще, немцев в спектакле нет.)

Цейтлин максимально компактизировал повествование, создав камерный лирический спектакль на эпическую тему. Сюжет состоит из комичных и трогательных эпизодов, спектакль смотрится легко и, как говорила моя бабушка, «переживательно». Это - «поджаристая корочка пирога», лакомство для всех.

Более глубокий слой - это текст. Текст, который доставляет истинное удовольствие продвинутому читателю. В него Борис Цейтлин умудрился вписать множество скрытых цитат. Например, Женя Колышкин, вспоминая Москву, говорит: «У меня шофер - лучший друг, и мы с ним часто катаемся на последнем троллейбусе». Две песни Окуджавы в одной фразе! И таких фраз множество. Текст - наслаждение, словечко к словечку. Вот, к примеру, такой диалог:

- Меня зовут Константин, что значит «постоянный».

- А меня зовут Дина, что значит «Даешь индустриализацию»!

Это еще не самый сияющий перл, так, выбрано наугад. И надо слышать, как это актеры произносят! На протяжении двух часов зал радуется многочисленным шуткам, безмолвно замирая в трагических эпизодах. Как видите, «начинка пирога» сложна, состоит из многих ингредиентов и доставит удовольствие в первую очередь знатокам.

Третий слой - культурный контекст. И здесь мы обнаруживаем поистине драгоценные находки постановщика. В начале второго действия - просто невероятный эпизод коллективного просмотра фильма «Цирк». Герои спектакля сыграли и спели: дайджест культового фильма Александрова. Даже партию Соломона Михоэлса, который в фильме поет колыбельную на языке идиш, исполнила Татьяна Попова, играющая еврейскую девушку Дину (ту самую, чье имя означает «Даешь индустриализацию!»). А как Ирина Максимкина, играющая старшину банно-прачечного отряда Машу, исполнила партию Любови Орловой: До деталей, до мельчайших жестов, до акцента узнаваемо. И как трогательно через толщу лет смотрится искренняя вера в лучшее, в счастливую, справедливую жизнь. Без всяких лозунгов и деклараций становится понятно, во имя чего все-таки воевали и выиграли войну.

Вообще, кино как важнейший компонент культурного контекста эпохи занял заслуженное почетное место в ткани спектакля. Здесь намеки на множество фильмов - от «В шесть часов вечера после войны» до «Белорусского вокзала». Думается, Булат Окуджава и Владимир Мотыль были бы довольны.

И наконец, «изюм» - так называемые in-jokes, «внутренние шутки», вкрапление слов и реалий, истинное значение которых могут оценить лишь посвященные, самые сведущие зрители. Хотя какие уж там шутки. Самые драматические, трагические переживания связаны именно с этими, понятными лишь немногим, моментами. Когда актриса Ольга Пудова говорит: «У меня муж был Володин:», в зале повисает гробовая тишина - те зрители, которым известно о трагической гибели мужа Ольги, актера и режиссера Александра Володина, испытывают невероятное ощущение того, что война, на которой гибнут люди, происходит здесь и сейчас.

Кстати, все фамилии героев подобраны так, чтобы напомнить о пермяках, погибших на войне. Именно поэтому Женечка Земляникина в спектакле Цейтлина стала Шубниковой. При своей фамилии остался лишь главный герой Женя Колышкин. Но он и не погиб:

«Слоеность» спектакля - это изобретение критика. Когда его смотришь, о «слоях» не думаешь, на составные части не делишь. Просто получаешь удовольствие от его тонкой художественной ткани, от изысканного текста, от продуманности мизансцен, от актерской игры:

Труппа театра в очередной раз продемонстрировала неисчерпаемость своих возможностей.

В главной роли совершенно неожиданно раскрылся Дмитрий Захаров, для которого спектакль стал истинным бенефисом. Тридцатилетний актер с редкостной искренностью сыграл своего 18-летнего героя. Конечно, фактура помогла: тонкие ноги, торчащие уши, обаятельная улыбка: Но ведь в жестоких «Божьих коровках» у Захарова, кажется, была совсем другая фактура! Между прочим, Дмитрий начинал репетировать эту роль как актер «на подхвате», но его органичность убедила режиссера, и в театре появился чудесный Женя Колышкин.

Связистку Женечку играет Анна Сырчикова. Не столь живо и искренне, чувствуется некая тренировка, но кому есть до этого дело, если в наличии - такая внешность! Свежая, нежная, полнокровная, ну просто «земляника со сливками».

Спектакль Бориса Цейтлина - возможность для труппы показать своих лидеров и в то же время продемонстрировать умение создавать ансамбли. И расчет гвардейского миномета, и банно-прачечный отряд - это разнообразные типажи, вместе создающие красивое и живое целое. Именно благодаря этой многофигурности сцена кажется заполненной, а между тем декорации минимальны, главная деталь сценографии - непрерывно идущий снег и очень красиво выстроенный свет (до чего все-таки удачно театр обновил сценическое оборудование!).

Даже для очень насмотренных зрителей «Лирическая хроника боевых действий» стала сюрпризом и удовольствием. С нетерпением ждем «Джулии Фарнезе», премьера которой намечена на конец июня. Все-таки с Театром драмы не соскучишься:

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться