БЕСПЛАТНЫЕ ГАЗЕТЫ, СКОРЕЕ ВСЕГО, «ЗАКАЗАНЫ» КОНКУРЕНТАМИ
После специфичного случая, возникшего в Перми, государство выходит на серию серьезных налоговых решений. Мнение сенатора Татьяны Поповой
Татьяна ПОПОВА, представитель губернатора Пермской области в Совете Федерации
На 28 апреля назначено предварительное заседание Арбитражного суда Пермской области по иску ООО «Ва-банкъ - Пермь» к инспекции ФНС. Напомним, налоговая инспекция предъявила претензии бесплатной рекламной газете «Ва-банкъ», требуя заплатить НДС с распространения в размере 2,5 млн руб. Подобные претензии от пермской инспекции ФНС получили и две другие бесплатные газеты города - «Местное время» и «Пятница». ООО «Ва-банкъ - Пермь» приняло решение защищать свои интересы в суде. А прокуратура Свердловского района, не дожидаясь решения суда, уже возбудила против издателей бесплатной газеты уголовное дело по обвинению в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере.
Налоговое законодательство в части обложения налогом на добавленную стоимость бесплатного распространения периодических изданий рекламного характера трактовалось достаточно четко.
Если организация, которая находится на общем режиме налогообложения, получает доход от рекламодателей за доведение до читателей рекламной информации в печатном виде, то НДС начисляется на те денежные средства, которые она получает от рекламодателей. Издательская деятельность может рассматриваться в этом случае как элемент технологического процесса создания носителя для распространения рекламы.
В случае если эта организация находится на упрощенной системе налогообложения, она не платит НДС ни с тех доходов, которые получает от рекламодателей, ни со стоимости реализации печатного издания или со стоимости услуг по его доставке потребителю. Поэтому многие организации, осуществляющие этот вид деятельности, находятся именно на упрощенной системе.
Удивительно, что вопрос о НДС с распространения бесплатных газет возник именно в Перми. По-видимому, это вызвано высокой степенью конкуренции, которая появилась на рынке рекламных изданий. Возможно, что эта ситуация инициирована как один из способов конкурентной борьбы - пересмотреть порядок налогообложения, возникающий в случае с бесплатными рекламными изданиями.
Единственный выход из этой ситуации - судебное решение. Ведь закон написан таким образом, что однозначно на вопрос, как должны платить НДС бесплатные газеты, ни налоговые органы, ни налогоплательщик, в принципе, ответить не могут.
Основной вопрос, который здесь нужно решить, - что понимать под безвозмездной реализацией товара, которая облагается налогом, и в каких случаях она возникает. Для того чтобы однозначно ответить на этот вопрос, необходимо определиться, является ли факт распространения бесплатных печатных изданий фактом безвозмездной реализации товара или нет. Бесплатные газеты должны доказать, что право собственности передается не на основе безвозмездной реализации.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении данного имущества. В случае распространения печатных рекламных изданий у организации отсутствуют договоры с конкретными приобретателями газеты, нет передачи из рук в руки. Как правило, эти издания раскладываются где-то в общедоступных местах и непонятно, забирает их кто-то или нет.
В каком количестве реализуются эти издания, тоже подсчитать сложно. Кроме того, если бы эти печатные издания поступили в продажу, то вряд ли были бы раскуплены. Трудно предположить, по какой цене их можно было бы выставить на продажу. А это является основанием для определения НДС, который должен был бы возникать на выходе. Если это будет доказано в суде, то налоговые претензии к этим газетам по НДС отпадут.
Если же суд признает, что распространение печатных изданий есть бесплатная реализация и налогоплательщик должен начислить НДС, то ко всем бесплатным изданиям России должны быть выставлены налоговые претензии. И здесь возникает другая сложность: как определить объем налоговых претензий? Ведь здесь нет факта получения дохода.
Налоговые органы пошли по пути затратного метода, исходя из того, что НДС должен быть оплачен с суммы затрат, которые понесла организация, изготавливая тираж этих печатных изданий. При таком подходе большинство бесплатных газет в нашей стране, скорее всего, будут просто закрыты из-за того, что не смогут выполнить такие обязательства.
Более того, можно легко предположить, что действие этой нормы распространится на целый ряд других случаев. Например, рекламные щиты. На них НДС теперь тоже можно будет начислять дважды. Первый раз, когда получены деньги от рекламодателей на изготовление рекламы, второй - когда бесплатно реализуется информация, которую представляет рекламный щит. И не важно, сколько людей обратили внимание на эту информацию, а сколько отвернулись, потому что факт рекламного щита есть факт безвозмездной реализации. То же самое - с телевидением и бесплатными объявлениями, которые висят на столбах.
Получается, что после, казалось бы, такого узкого специфичного случая, возникшего в Перми, государство выходит на целую серию достаточно серьезных налоговых решений. Поэтому сегодня очень многие издательства в других регионах и в Москве с большим интересом следят за развитием этой ситуации и очень ждут решения суда.
Ситуацию с газетой «Ва-банкъ» урегулирует решение суда. Но чтобы это не повторилось с другими бесплатными газетами, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.