Светлана Федотова

Светлана Федотова

писатель

Не каждому дано быть Френкелем

В галерее «Марис-арт» проходит выставка «Золото»

Поделиться

Так совпало, что с разницей в один день у Анатолия Френкеля в Перми в конце марта открылись две выставки, одна из которых персональная, а другая — в Музее современного искусства. «Вас и там и тут показывают», — говорили художнику зрители, пришедшие и на одно открытие и на другое — узок круг любителей настоящей живописи.

анатолий френкель

  Вадим Зубков

Если для выставки в PERMM Анатолий Френкель специально сделал две новые большие работы, то в галерее «Марис-арт» посетителей ждут «старые» специально отобранные работы, которые объединяет тема золота.

Куратор Вадим Зубков говорит, что Френкель почти так же велик, как Ротко. Он жалеет, что мастерская пермского художника не позволяет тому делать большие работы, которые бы могли дать возможность раскрыться замыслу во всей полноте. Однако и то, что есть, — очень высокого качества, несмотря на бормотание одной из зрительниц: «Как я жалею себя, когда хожу на такие выставки».

Впрочем, последнее мнение вполне обычно. Более того, искусствовед Ольга Старцева, выступая на открытии выставки, специально заострила на этом внимание, сказав, что встреча с абстрактным искусством всегда превращается в столкновение. Абстрактное искусство воздействует не на разум, а на чувства, более того — воспитывает их.

«Невозможно нарисовать абстрактную картину случайно», — поддержал её Анатолий Френкель, продолжая, по всей видимости, многолетний диалог с неподготовленными зрителями, которые часто говорят: «Да я сейчас сяду, да так же нарисую».

Сам он пришёл к такой изобразительной манере сложным путём, пройдя множество дорог.

Начнём с того, что Анатолий Френкель по образованию химик и в Пермь он приехал по распределению. Его назначили инженером смены в самое пекло — начался пусковой период завода, который теперь известен как «Сибур-Химпром». Из огня да в полымя — во Дворец культуры им. Гагарина, где много лет он проработал художественным руководителем, а потом организовал «Студию Френкеля» — школу рисования для взрослых. «Лучше поздно, чем никогда», — извещают рекламные буклеты студии. Там всё по-настоящему, даже приглашают натурщиков!

Сам Френкель учился рисовать в художественной вечерней школе для взрослых и потому знает толк в том, как работать с состоявшимися людьми.

Как писали об Анатолии Френкеле СМИ: «Конечно, он пытался поступить в Мухинское училище, но, к счастью, ему пришлось идти своей дорогой, более трудной. В итоге у него теперь есть всё, что должно быть у профессионального художника, — персональные выставки, ученики, мастерская, членство в Союзе художников, но и, сверх того, свой изобразительный язык и своя философия».

Начинал Френкель как реалист, но размышления о жизни, попытки осмыслить её привели к тому, что с помощью цвета можно сказать больше, а если добавить ритм и фактуру, то вот и появляется смысл, который не рассказать с помощью сюжета.

«Не каждому дано быть Френкелем!» — вспоминали на открытии выставки слова одного художника, который пытался работать в абстрактной манере, но у него не получилось.

«Учить абстракции невозможно», — говорит Анатолий Френкель. До неё можно дойти только путём внутреннего роста, созреть.

Выставка продлится до 24 апреля, вход в галерею «Марис-арт» свободный. Приходите посмотреть на работы, продолжающие философию Ротко, а заодно оценить уровень своего внутреннего роста.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться