«КАЗАРОЗА» И ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ
Похоже, что Перми все-таки удастся перешагнуть порог обезличенности, в массе которой её до сих пор принято путать с Пензой, Вяткой и прочими глубоко «сибирскими» городами. Продвижению имид
Студия «Даго-фильм» готовит к выпуску четырехсерийный фильм «Казароза» по одноименному «пермскому» роману Леонида Юзефовича, финалиста премии «Букер» и лауреата «Национального бестселлера». На авторском вечере писателя, прошедшем в библиотеке им. Пушкина в рамках Международной конференции по современной русской литературе, были показаны фрагменты отснятого материала.
Кинопроект
Экранизация «Казарозы» обещает быть звездной. Во всяком случае, молодым режиссером Аленой Демьяненко приглашены популярнейшие актеры отечественного кино: Владислав Галкин, Егор Бероев, Александр Лыков, Оксана Фандера, Анна Большова и другие. Оператор - известный по «Ночному дозору» Сергей Трофимов. Сценарий написал сам Юзефович, ему же принадлежат тексты звучащих в фильме песен, которые по сюжету исполняет главная героиня фильма и книги - некогда известная петербургская певица Зинаида Казароза, приехавшая на гастроли и убитая в 1920 году в пермском клубе эсперантистов.
По словам Юзефовича, сценарный сюжет несколько упрощен по сравнению с книжной версией. Тем не менее, судя по рабочему материалу, ощущение мистической таинственности, присущей духовному братству эсперанто, в фильме передать удалось. Удалось передать и пронзительную атмосферу уходящего времени, в сумеречном воздухе которого все эти «зеленые звезды», «Рука Судьбы» и прочие мистические атрибуты выглядят не более чем простодушной декорацией. Как заметил Юзефович в ответе на записку из зала, «самые хитрые заговорщики - случайность и судьба». В «Казарозе», как и в других его ретродетективах, разгадка приносит колоссальное разочарование. Впрочем, она не так и важна, потому что сюжетную тайну в конечном итоге замещает тайна другого порядка, тайна бытия.
Интересно, что пермский материал оказался как-то внезапно и массированно задействован в сфере большого, коммерческого кинопроизводства - одновременно с экранизацией «Казарозы» в работе находятся сразу несколько проектов. Компания Central Partnership намерена снимать фильм по роману Алексея Иванова «Чердынь - княгиня гор», «Феникс-Фильм» - по его же «Географу». С нетерпением ожидается - как минимум в качестве альтернативы американскому кичу - 12-серийный «Доктор Живаго» с Олегом Меньшиковым в главной роли.
Как будто бы пермскому культурному ландшафту предстоит большое «киношное» будущее. Не тут-то было! Вся досада заключается в том, что Пермь, обретая экранный облик, вдруг обнаружила, что как-то невзначай, но навсегда и безвозвратно, утратила свой исторический облик. Пермская гордость - «юрятинские» дома и перекрестки - воссоздаются в... Ярославле. В фильме «Казароза» вместо Перми снимается Кострома. Пора признать: Пермь не прошла кастинг. В ней практически не осталось того, что помнит Пастернака, Дягилева и Осоргина.
Книга
Именно в этой - утерянной и уходящей Перми - развивается действие романа Леонида Юзефовича. Сюда, в постколчаковский город, в 1920 году заезжает на гастроли петербургская певичка, здесь находит свою смерть, и отсюда начинается приближение к ней на всю жизнь влюбленного в Казарозу Свечникова.
Сразу же после выхода из печати «Казароза» стала бестселлером. Возможно, благодаря детективному началу. Хотя, как уже было замечено, и в частности московским критиком Л. Данилкиным, это роман не об убийстве: «Главное чувство, нота, смысл «Казарозы» - разочарование... Разочарование - тонкая, трудноуправляемая эмоция; с ней трудно сыграть, увести читателя от плебейского «не понравилось» к щемящему сложносочиненному чувству, состоящему из жалости, обиды, обманутого ожидания, надежды, печали, ощущения одиночества, покинутости, запаха ушедшего мгновения». Возможно, благодаря великолепной, захватывающей, втягивающей в ритм повествования прозе.
«Песок был усеян мертвыми поденками. Тысячи бабочек рваной белой каймой обрамляли берег, плотной ряской покрывали воду. Лодка шла сквозь постепенно редеющие, пляшущие у бортов невесомые тушки вчерашних именинниц, на волне от парохода мама придерживала бидон с керосином, и во сне он понимал, что это 1919 год, лето, последнее лето, когда родители были живы»...
И, что бесконечно ценно для нас, - кругом Пермь, узнаваемая в своих наивных и чудовищных подробностях. Кама, Оперный театр, улица Покровская (Ленина), Кунгурский тракт (Компрос), Стефановское училище, Архиерейское кладбище.
«Место было хорошее, обжитое, с видом на Каму и заречные дали, и при этом почти в центре города. Свечников тогда решил, что Казароза должна лежать именно здесь, но, к счастью, в губисполкоме с ним не согласились. Получить разрешение не удалось, а не то все эти львы, медведи, обезьяны, кролики, обступившие нарисованную Яковлевым крошечную женщину, десятилетиями совокуплялись бы и гадили у нее над головой».
Козий загон, дачи в Курье... Среди тонких призраков Перми небесной, поднявшейся над этим несчастливым, каторжным краем, каплей алого заката зазвучал легкий голос Казарозы. Теперь и мы с вами знаем, «где находится этот маленький домик, над какой рекой лился этот розовый свет».
Розовый домик
Так переводится с эсперанто сценическое имя героини романа. А ту, которая была ее прототипом, в действительности звали Бэлла Георгиевна Шеншева. Двоюродная бабушка Юзефовича, родная сестра его деда.
Певица, танцовщица, она родилась в 1893 году в Кронштадте - и была очень популярна под именем Казарозы в 1910-е годы, в расцвет «серебряного века». Любимица Всеволода Мейерхольда, она выступала в его «Доме интермедий», играла в Литейном театре миниатюр (пьеса М. Кузмина называлась так же, как в книге песенка Казарозы - «Алиса, которая боялась мышей»), пела на стихи М. Кузмина, А. Блока - в знаменитой «Бродячей собаке», в «Привале комедиантов». Кстати, именно Михаил Кузмин придумал для нее это имя - Казароза. Многим современникам на долгие годы запомнился ее «испанский танец» - среди них был и Александр Бенуа, писавший про это «непринужденное молодое веселье» как «воистину чудо искусства». В ее жизни, как и в книге, был художник А. Е. Яковлев. Как и в книге, родился и умер ребенок. В 1920 году она вышла замуж за Николая Дмитриевича Волкова, известного театроведа, автора либретто «Бахчисарайского фонтана», «Спартака» и др. В советские годы, несмотря на приглашения В. Мейерхольда, создавшего свой театр в Москве, Казароза так и не нашла себе места в новой жизни. Голос ее кончился, ее песенки стали никому не нужны. В 1929 году в Берлине, находясь на лечении, Казароза ушла из жизни по своей воле, узнав об измене мужа. Она похоронена на Новодевичьем кладбище, неподалеку от Н. Волкова.
После ее смерти Волков собрал и издал тоненькую книжечку, которая так и называлась - «Казароза». Женщина-ребенок, изящная, совсем небольшого роста, с небольшим и нежным голосом - у нее было свое амплуа, свое необычное лицо. Михаил Кузмин писал о ней: «Почти не женщина, а существо», «всегда пятнадцать лет», «печаль в огромных глазах».
«Казалось, ее смугловатая кожа была изнутри освещена каким-то розовым огнем. Casa rosa. Когда я давал ей это название, я думал, что по-испански это значит «розовый дом». Может быть, это именно то и значит, - я не знаю...»
А это из Блока:
«Не лукавь же, себе признаваясь,
Что на миг ты был полон одной,
Той, что встала тогда,
задыхаясь,
Перед редкой и сытой толпой...».
А вот из Мандельштама, все той же:
«Неизъяснимо-лицемерно
Не так ли кончиком ноги
Над теплым трупом Олоферна
Юдифь...»
Так кто она, эта Казароза - фарфоровый ангел или femme fatale? Или же, как в строчках, обращенных к ней С. Маковским: «гитана и дитя и женщина и сказка...»? Навсегда - тонкой сгорающей нитью - по-своему соединившая Пермь с великими мифами искусства, со всем тем, что помнит Блока, Дягилева, Пастернака.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.