«КУРИНЫЙ» БИЗНЕС – КЛОНДАЙК

потенциальным претендентам на управление госсобственностью предстоит взвесить свои возможности

Поделиться

Пермский птицепром представляет собой лакомый кусок для инвесторов. Самые интересные с точки зрения экономики предприятия находятся в сфере постоянного внимания как крупных российских холдингов, так и местных компаний, ищущих точки приложения сил в «курином» бизнесе. Новый виток оживления на птичьем рынке вызвало завершившееся в конце 2004 года акционирование двух ОГУП - Менделеевской и Комсомольской птицефабрик. Последующая приватизация этих предприятий без локальных сражений не обойдется, утверждают эксперты.

Птицеводческая отрасль Пермской области насчитывает 13 птицефабрик мясного, яичного и смешанного профиля. В производстве мяса птицы специализируется ОАО «Птицефабрика «Пермская», собственник которой - Millhouse Capital (управляющая компания ООО «Продо», Москва). Ее бывший конкурент - птицефабрика «Александровская» - сегодня находится в предбанкротном состоянии.

Яичное направление представлено большим количеством предприятий. В этой нише действуют три крупных игрока: УК «Пермптицепром» (собственник - финансовая группа «ПМ-Инвест», которая владеет ОАО « Платошинская птицефабрика» и ОАО «Птицефабрика «Калининская»); государство, в руках которого находятся ОАО «Птицефабрика «Комсомольская», ОАО «Птицефабрика «Менделеевская» и ФГУП «Верещагинский племрепродуктор»; ЗАО «Птицефабрика «Чайковская», находящееся в коллективной собственности.

Принцип раздела «пирога»

В 2005 году обладминистрация собирается определиться с судьбой своей собственности - Менделеевской и Комсомольской ПТФ, а также принадлежащих ей долей в других предприятиях. В том числе - в ОГУП «Пермптицепром».

Исполнительная власть рассматривает два возможных варианта реализации этих активов. Это продажа областной собственности через процедуру приватизации, а также переход фабрик в доверительное управление. С точки зрения областной власти, последний вариант более перспективен.

Если управляющая компания окажется непрофессиональной, а ее действия будут способствовать ухудшению экономики предприятия, существует возможность вернуться к исходной ситуации, изъяв у нее право на управление. При этом не допустить такого развития событий, которое сегодня наблюдается после смены собственника на той же «Александровской».

Когда предприятие приобретает стратегический инвестор, он все вопросы начинает решать с точки зрения бизнеса. Реструктуризация птицефабрик неизбежно влечет за собой социальные последствия, в частности - высвобождение рабочей силы. За рубежом на предприятии с объемами производства уровня «Комсомольской» (500 тыс. штук яиц в день) работают не более 50 человек. При активном переходе на зарубежные стандарты в поселке Комсомольский очень быстро можно получить такой же социальный кризис, который переживает Яйва в Александровском районе.

Как решать подобные проблемы, рецепта не найдено. Поэтому региональная власть полагает: лучше, если этот процесс в его начальной стадии пойдет под контролем. Кроме того, доверительное управление позволит понять намерения будущего собственника, а также увидеть реальную капитализацию предприятий, считают в областном агродепартаменте (сегодня уставный капитал ОАО «Птицефабрика «Менделеевская» оценивается в 119 млн руб., ОАО «Птицефабрика «Комсомольская» - в 79 млн руб.).

Однако существует и альтернативное мнение.

Олег СТАРОДУБЦЕВ, председатель совета директоров УК «Пермптицепром»:

- Передача в доверительное управление не способствует решению главных проблем птицефабрик. Из них наиболее острая - это износ основных фондов. Если через 2-3 года в птицеводство Прикамья не придет значительное количество инвестиций, фабрики просто встанут.

Чем мы занимались в первую очередь, придя на фабрики? Получением инвестиционных длинных кредитов, поиском лизинговых схем. Совершенно ясно, что ни один банк не даст кредитов какому-либо временному управляющему, контракт с которым заключен всего на год. Отсюда прямой вывод - при доверительном управлении птицефабрики не получат никаких денег, а значит, развиваться не будут. А развивать их надо сейчас, а не через год, когда ситуация заметно ухудшится.

Еще одна проблема - воровство и «откаты». Мы, придя на предприятия, потратили на ликвидацию этого порока массу времени и усилий. В отрасли до сих пор действуют бартерные схемы расчетов: например, за корма рассчитываются яйцом. Вряд ли кому-либо, кроме реального собственника, будет интересно тратить усилия на заботу о прозрачности и упорядоченности финансовых потоков.

К сожалению, обладминистрация показала себя как плохой собственник - государственные птицефабрики уже в течение нескольких лет не приносят в областной бюджет никакой прибыли. Кажется странным нежелание продать контрольные пакеты птицефабрик и получить деньги от продажи в бюджет области, который постоянно страдает от дефицита.

Есть и другие отрицательные стороны доверительного управления. За управляющим фактически не закрепляется никакой ответственности, он никаких денег не обязан вкладывать в активы, ему просто «дают порулить». Безусловно, желающих получить право на такую деятельность немало, но собственные деньги вкладывать в птицефабрики никто из них, скорее всего, не собирается. Ни один управляющий никакие инвестиции в птицеводство не принесет.

Если обладминистрация считает, что передача в доверительное управление оградит фабрики от неблагонадежных покупателей, то это далеко не так. За полгода такого «управления» можно превратить более или менее стабильные предприятия в их прямую противоположность. Собственник должен полностью погрузиться в проблемы фабрик. Для управления финансами надо сначала эти финансы значительно приумножить, разработать программу инвестирования, потому что фабрике постоянно нужны огромные финансовые ресурсы на обновление и ремонт оборудования. Кто это будет делать и из какого кармана возьмутся эти деньги? Если из кармана обладминистрации, то именно этим объясняется интерес потенциальных претендентов на управление. И именно на этой почве обычно процветают воровство и «откаты».

Возможно, неоднозначностью ситуации объясняется тот факт, что областная власть до сих пор не склонилась к определенному варианту решения.

Кто встанет у руля?

По данным обладминистрации, есть несколько предложений от потенциальных покупателей «Менделеевской» и «Комсомольской», все они - представители пермского бизнеса.

Областные чиновники говорят, что яичные птицефабрики региона не интересны иногородним компаниям. А единственная мясная - «Пермская» - уже находится в руках москвичей. Причем компания Millhouse Capital (в собственности которой находится также ОАО «Пермский мясокомбинат») рассматривает различные варианты расширения своего присутствия в регионе. Пока - только на уровне обсуждения проектов.

Практика показывает, что «куриный» бизнес - далеко не Клондайк. Сделать его рентабельным могут не все желающие получить в свои руки бразды правления.

Так, не удалось удержаться на плаву ООО «Центр развития птицеводства», которое представляет интересы депутата областного Законодательного собрания Сергея Прохорова. ООО «Птицефабрика «Александровская» прекратило свою деятельность еще в прошлом году. ЗАО «Птицефабрика «Сылвенская», по данным агропрома, сегодня переходит из категории стабильно работающих в категорию проблемных.

Хороший собственник - не панацея

Дальнейшая судьба российского птицепрома во многом зависит от политики государства. Вступление России в ВТО неизбежно должно открыть границы не только «окорочкам Буша», которые отечественные производители считают главной угрозой своему бизнесу, но и другим зарубежным поставщикам. Одно ожидание этого события уже дестабилизирует рынок.

Более того, Правительство РФ постепенно лишает отрасль былых льгот. К американским окорочкам добавились бразильские тушки, запрет на поставку которых в Россию был снят в конце прошлого года. Депутаты Госдумы проголосовали за отмену исторического принципа при распределении квот на ввоз в Россию мяса птицы, предложив продажу квот на аукционе.

При такой политике даже самым устойчивым птицефабрикам будет выжить непросто. Они не смогут составить конкуренцию более технически оснащенным и современным производителям США и Евросоюза.

Сегодня позиция региональной власти заключается в том, чтобы привлечь в отрасль инвестиции. Пермские птицефабрики остро нуждаются в техническом перевооружении, хотя им и удается за счет соблюдения технологии поддерживать эффективность производства. В долгосрочной конкурентной борьбе обновление устаревшего оборудования - решающий фактор выживания и повышения эффективности отрасли.

По данным экспертов, сегодня переоборудование одного «птицеместа» под новые технологии стоит около 4 евро. В целом 3 млн евро - это нижняя планка средств, необходимых отрасли для перевооружения. Это не считая затрат, необходимых для перехода на более современные технологии в переработке яйца. Сегодня западные производители предлагают качественно иные способы сортировки, упаковки, фасовки продукции. Переход на такие технологии - тоже деньги.

Фабрикам не обойтись также без замены породы птицы, без отказа от непрофильного производства. Сегодня практически на каждой фабрике есть свои фермы, стада, поля, цехи по производству кормов, которые тянут вниз экономику предприятий.

Колебания яичного рынка и ограниченность спроса на нем, модернизация производства рентабельных птицефабрик через пару лет могут привести к ситуации, когда мощности уровня «Комсомольской» окажутся просто невостребованными. Потенциальным претендентам на «куриные» активы предстоит взвесить свои ресурсы и возможности.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться