Ольга Вишневская

обозреватель газеты «Новый компаньон»

Шаг вперёд — два назад

В автостраховании ОСАГО пока обеспечивает положительную динамику, но КАСКО тянет рынок вниз

Поделиться

В течение 2015 года объём собранных страховых премий в Пермском крае увеличился на 5% к предыдущему году — до 11,3 млрд руб. Об этом свидетельствуют данные Центрального банка России. На автострахование приходится половина всех собираемых в регионе премий. Впрочем, за этими цифрами не стоит реальное развитие рынка.

Автострахование

  Сергей Копышко

«Повышение тарифов сделало ОСАГО единственным ярко выраженным драйвером роста страхового рынка в 2015 году», — констатирует Оксана Швецова, директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Пермском крае, и с ней согласны её коллеги. Действительно, масштабы роста тарифов весьма внушительны: средняя цена полиса для водителей Пермского края увеличилась более чем в 1,5 раза — с 3,7 до 5,8 тыс. руб. В результате общий объём сборов по ОСАГО в 2015 году увеличился на 41%.

Фактически только повышение тарифов ОСАГО не дало упасть общему объёму рынка страхования. Простая математика: совокупная величина всех собранных страховых взносов в регионе выросла на 545 млн руб., а отдельно взятый сегмент ОСАГО — на 1,1 млрд руб. Таким образом, без повышения тарифов на обязательную «автогражданку» объём регионального страхового рынка сократился бы примерно на 5%.

В результате резкого роста тарифов и, соответственно, объёма собираемых по ОСАГО премий доля этого вида страхования в общем объёме сборов увеличилась с 24% в 2014 году до 32% в 2015-м. Если вдуматься, уже один этот факт говорит об уровне развития регионального страхового рынка. Ещё раз: треть всех взносов приходится на один из обязательных видов страхования.

Впрочем, ни один из регионов-конкурентов Пермского края не может похвастаться принципиально иным положением дел.

Есть ещё одно объективное свидетельство динамики страхования в 2015 году, свободное от влияния тарифов. По данным Банка России, количество проданных полисов сократилось на 10%, в абсолютном выражении — на 176 тыс. штук. Наиболее сильно пострадал сегмент страхования от несчастных случаев и болезней — минус 9%, или 106 тыс. полисов. Вторым по значимости стало, как ни странно, снижение количества заключённых договоров ОСАГО — минус 9% (59 тыс. штук). Это снижение отчасти объясняется распространением поддельных полисов, не попадающих в официальную статистику. Второй фактор — резкое увеличение стоимости полиса, в результате чего для части автовладельцев он стал недоступен.

Этот же фактор — дороговизна полиса — стал одной из причин провальной динамики сборов по КАСКО в 2015 году. «Девальвация национальной валюты существенно увеличила цену страхования за счёт повышения стоимости импортных автомобилей, а также стоимости ремонта в связи с удорожанием импортных запчастей и лакокрасочных материалов. Это очень чувствительно для страховщиков: их затраты на восстановление ущерба в рамках КАСКО почти на 70% складываются как раз из затрат на запчасти, а также лакокрасочные материалы», — поясняет Оксана Швецова.

Вторая причина спада в сегменте КАСКО — снижение продаж новых автомобилей, отмечает Елена Нестерова, директор Пермского филиала АО «СОГАЗ». По данным аналитического агентства «Автостат», в 2015 году в Прикамье было продано 23,5 тыс. новых автомобилей, это на 45% меньше, чем годом ранее. Связанный с этим фактор — серьёзный спад банковского кредитования автомобилей.

В 2015 году проникновение КАСКО резко снизилось, отмечают страховщики. По данным Банка России, количество проданных полисов упало на треть. Увеличение средней цены полиса на 15% сгладило этот момент, и объём собранных по этому виду страхования премий сократился только на 21% — с 2,7 до 2,1 млрд руб. По итогам года вклад этого вида страхования в объёмы рынка составил 19%, годом ранее — 25%.

Снижение спроса заставило страховщиков расширять продуктовую линейку, всё чаще предлагая варианты, позволяющие снизить стоимость полиса. Среди таких предложений — различные вариации страхования с франшизой, частичное страхование (автовладелец выбирает набор рисков, от которых будет застрахован), а также «умное страхование», которое позволяет страховщику учесть манеру езды водителя. Страховщики утверждают, что с помощью таких продуктов можно сэкономить до 60% от стоимости КАСКО.

В результате соотношение продаж «полного» КАСКО и КАСКО с франшизой изменилось в сторону постепенного увеличения доли программ с франшизой, на которые по итогам 2015 года в Пермском крае приходится порядка 50%, отмечает Оксана Швецова. При общем спаде сегмента КАСКО продажи КАСКО с франшизой, по её словам, увеличились на 70% по сравнению с 2014 годом.

Впрочем, несмотря на все усилия страховщиков, ожидать роста сегмента КАСКО пока не приходится, полагает Елена Нестерова. С ней согласен и Дмитрий Кузнецов, директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие». Эксперт полагает, что рынок КАСКО, по предварительным данным, продолжит падение и снизится ещё на 3—4%. «Это связано прежде всего с тем, что будут погашены кредиты на автомобили, приобретённые в 2013—2014 годах», — поясняет Кузнецов.

Но гораздо большее значение для рынка будет иметь динамика сборов по ОСАГО, и здесь эксперты поводов для оптимизма не видят. Позитивное влияние повышения тарифов продлится недолго, а затем будет исчерпано. «По предварительным прогнозам, рынок ОСАГО по итогам 2016 года покажет рост примерно на 12%. Однако лишь за счёт того, что сохранится разность тарифов, так как в конце 2014 года ещё не было произведено второго этапа повышения», — уверен Дмитрий Кузнецов.

Если учесть, что ОСАГО и КАСКО в сумме дают 51% от всех страховых сборов в регионе, перспективы рынка в целом остаются достаточно пессимистичными. Эксперты полагают, что по итогам 2016 года объём страховых премий в лучшем случае останется на уровне 2015 года.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться