Павел Катаев

музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

Мифы как мемы

Научный журналист Ася Казанцева рассказала, как бороться с когнитивными ловушками

Поделиться

Научный журналист Ася Казанцева провела в Перми две публичные встречи: 5 марта в книжном магазине «Пиотровский» выступила с открытой лекцией «Лженаука: как это работает», а на следующий день поговорила с гостями клуба Pravila о противостоянии органики и ГМО, после чего публика вытребовала «на бис» ещё и лекцию по теории эволюции. Оба мероприятия прошли в рамках презентации её новой книги «В интернете кто-то неправ!» и были организованы «Научными боями имени Шелдона Купера».

Ася Казанцева

Ася Казанцева
  Константин Долгановский

Известность среди относительно широкого читателя Ася Казанцева снискала как ярый противник гомеопатии, креационизма, занижения рисков ВИЧ. Выпускница биологического факультета СПбГУ, она не считает себя биологом, подчёркивая, что занимается именно научной журналистикой. Этот путь Казанцева начала с блога в «Живом журнале», после чего её пригласили на Пятый канал работать над выпусками программы «Прогресс». Популяризатор научного мейнстрима также писала статьи для «Вокруг света», Slon и «Метрополь», была шеф-редактором журнала «Здоровье». В 2013 году в издательстве Corpus вышла её книга «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости», за которую Казанцева получила премию «Просветитель».

Неудивительно, что небольшой зал рядом с «Пиотровским» был переполнен: желающих послушать успешного автора и разоблачителя мифов оказалось немало. Ася Казанцева, внешне застенчивая и субтильная девушка, говорила в свойственной ей манере: бойко и остроумно, увлекая и развлекая аудиторию (не мешали ни картавость, ни быстрый темп речи). Следуя заявленной теме лекции, в первые полчаса она заглянула в корень заблуждений — сделала дайджест когнитивных ловушек, проиллюстрированный нехитрой презентацией.

Ася Казанцева

  Константин Долгановский

Оказалось, что в эти ловушки мы попадаем часто и вполне естественным образом. Для начала, опираясь на книгу Даниэля Канемана «Думай медленно… решай быстро», Ася Казанцева выделила три главные когнитивные ошибки: когнитивную лёгкость, эвристику доступности и эвристику аффекта. Их мы совершаем едва ли не каждый день.

Например, бессознательно предпочитаем доверять знакомой, понятной и лёгкой информации. На этой очевидной особенности психики основан механизм воздействия рекламы. В качестве иллюстрации Казанцева ставит на один слайд утверждение: «ГМО по определению не могут быть безопасными» — и пространное заявление ВОЗ, суть которого сводится к тому, что ГМО как раз безопасны. Первый тезис, утверждает лектор, «рекламировать» проще.

Ася Казанцева

  Константин Долгановский

Кроме того, мы воспринимаем явление как часто встречающееся только потому, что в голову легко приходят примеры: боимся погибнуть в результате цунами, землетрясения, теракта, ведь эти случаи попадают в СМИ, и мы наслышаны о них. В действительности же вероятность умереть от инфаркта выше, но, как показывают эксперименты, люди обращают на такие опасности гораздо меньше внимания.

Наконец, получая информацию о преимуществах чего-либо, мы обычно занижаем риски, а узнавая о незначительных рисках, напротив, завышаем преимущества. Это похоже на эффект первого впечатления. Познакомившись прежде всего с положительным потенциалом ядерной энергетики, мы будем придавать меньше значения уязвимым сторонам; если же будем считать, что другие источники энергии могут послужить ей адекватной заменой, то возможные негативные последствия атома покажутся серьёзнее.

Три главные когнитивные ошибки дополняются рядом других: неупорядоченной телеологией, систематической ошибкой выжившего, иллюзией «после — значит вследствие» и натуралистической ошибкой, каждая из которых тоже имеет вполне житейское объяснение.

Эти ловушки используются как рычаги воздействия на массовое сознание государством, бизнесом, общественными движениями. Отвлечь внимание от насущных проблем, продать бесполезный товар, расширить влияние в публичном поле — ложные стереотипы помогают в решении разных задач. При этом сторонники мифов, замечает Казанцева, могут искренне верить в их истинность.

Не прибегают ли к такому оружию сами научные журналисты, которые сознательно упрощают сложные вещи?

«Мне вообще не важно, чтобы вы мне верили по всем 12 вопросам, изложенным в книге, — говорит автор. — Мне важно, чтобы вы могли всё перепроверить, а потом написать, что я не права, используя нормальные научные аргументы». Дать голодному читателю удочку из ссылок на серьёзные тексты и приёмов работы с ними — главный метод, но отнюдь не единственный: всё-таки занимается Казанцева именно доступным изложением того, что пишут мозговитые люди в лабораторных халатах.

Большую часть времени презентации заняло общение с публикой. Люди сначала осторожно, потом чуть смелее задавали вопросы, касающиеся разных сторон очерченной проблематики. Кто-то просил для беременной подруги совета по поводу вакцинации, кто-то спрашивал, как убедить старших родственников прочесть книгу, кто-то интересовался, как сама Ася бросала курить. Другие недоумевали, как и кто распространяет лженаучные стереотипы в столь внушительных масштабах. Здесь Казанцева сослалась на концепцию мемов эволюционного биолога Ричарда Докинза: «Это культурные единицы, которые распространяются в обществе в качестве мыслей-вирусов. Они конкурируют друг с другом, борются за умы людей», и в данный процесс включаются ранее упомянутые когнитивные ловушки.

Ася Казанцева не скрывает, что в деле научной популяризации есть откровенно слабые стороны. «Одна из фундаментальных проблем — агитация для своих: в большинстве случаев мы пишем книжки для людей, которые и так прекрасно без них обойдутся, — признаётся она. — Я не знаю, как с этим быть, и постоянно ищу варианты выхода на более широкую аудиторию».

Однако в уже освоенном потребительском сегменте Казанцева вполне успешно достигает своих коммерческих и идеологических целей. Только в «Пиотровском» она дополнительно дала пару интервью, а слушатели тут же покупали книги и просили её оставить автограф. В такие моменты приходится поверить, что просветительство начинается с любопытства.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться