ПЕРМСКОМУ КРАЮ НЕ ХВАТАЕТ АМБИЦИОЗНЫХ УПРАВЛЕНЦЕВ

Мнение генерального директора группы компаний АКР Павла Неверова (Екатеринбург)

Поделиться

Вложения «среднего класса» в недвижимость увеличатся

Рост экономики страны в целом, положительная динамика цен на сырье и металлы скажутся на росте благосостояния и увеличения числа людей, входящих в так называемый «средний класс». По данным исследователей из компании «Эксперт РА», к концу 2004 года «средний класс» зарабатывал 12-13 тыс. руб. на одного члена семьи. Также отмечено, что приоритеты в направлении главных покупок сместились у этой категории населения в сторону приобретения квартир, автомобилей и отдыха. Это, соответственно, повлечет за собой рост строительной активности, рост автомобильных компаний и индустрии развлечений.

В соответствии с общероссийской тенденцией предприниматели и обеспеченные жители Пермского края начали более активно вкладывать свободные средства в приобретение жилой и коммерческой недвижимости как в наиболее доходный инструмент сбережения.

Строительная индустрия набирает обороты

Вероятно, в Перми в 2005-2006 годах станет активнее проявляться тенденция переноса производственных мощностей предприятий на загородные площадки и строительство на месте заводов торговых и офисных центров. Во всяком случае, в Екатеринбурге и Челябинске такая тенденция прослеживается уже более двух лет, и местные власти активно способствуют «переселению» заводов, поскольку сталкиваются с трудностями в предоставлении «пятен» под застройку.

Одновременная сдача в эксплуатацию (2006-2007 годы) большого количество строящихся торгово-развлекательных центров может основательно поколебать рынок аренды помещений класса «В» и «С» за счет предложения более качественных и дорогих помещений. При этом к 2007 году усилится конкуренция в борьбе за арендатора, так как, по нашим оценкам, слабое развитие малого и среднего бизнеса в Пермском крае просто не позволит загрузить эти центры с максимальной эффективностью местными силами. Основной опорой таких центров станут национальные сети - в качестве якорных арендаторов или совладельцев торговых центров.

В то же время строительная индустрия в Пермском крае только набирает обороты и пока сильно отстает от соседних регионов Большого Урала. Для сравнения: по данным комитета строительства Тюменской области (вместе с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами), в 2004 году в регионе было сдано в эксплуатацию 2 млн кв. м новой недвижимости.

Приход национальных и региональных игроков продолжится

К Перми, как к городу- «миллионнику» активно присматриваются сетевые компании сферы розничной торговли (IKEA, холдинговая компания «Лидер», «Метро», «Старик Хоттабыч», «Спортмастер», сети бытовой и компьютерной техники, другие непродуктовые сети).

Отмечена активность на рынке общественного питания (желание сети «Росинтер» открыть в Перми свой бизнес), в сфере b2b (выход на пермский рынок урало-сибирских компаний, оказывающих услуги в сфере магазиностроения, оконной индустрии), а также на рынке недвижимости - московские и уральские компании начали строить в Перми торгово-развлекательные (ТРЦ), логистические центры. При этом возводящиеся ТРЦ будут способствовать развитию индустрии развлечений в Перми.

Скорее всего, будет плавно развиваться рынок купли-продажи бизнесов. Причем не столько на уровне крупной промышленности, в которой уже определились основные группы собственников, сколько на уровне среднего и малого бизнеса.

Доля пермского бизнеса на национальном рынке не увеличится

Локальные компании также не отстают и закрепляют свои позиции на краевом рынке. В 2005 году продолжат свой рост продуктовые розничные сети («СемьЯ», «Добрыня», «Виват») и сетевые автосалоны (Verra Group, группа компаний «ЭКС»).

В то же время тенденция «местечковости» в большинстве сфер бизнеса в 2005 году не будет преодолена. Лишь редкие руководители пермских компаний малого и среднего бизнеса рассматривают другие регионы РФ как свой потенциальный рынок, считая границы Пермского края конечной территорией того рынка, на котором они хотят работать, зачастую занимая на нем лидирующие позиции.

Отсутствие или нежелание пермских предпринимателей взглянуть на свои бизнесы в другом масштабе объясняется ментальной спецификой. Если на любую лидирующую в Пермском крае компанию взглянуть с точки зрения масштабов страны, то она имеет долю, не превышающую 0,1-0,5% от емкости национального рынка. К сожалению, по нашим наблюдениям, в ближайшие 2-3 года тенденция не изменится.

Бурного роста малого бизнеса не произойдет

Малый и средний бизнес продолжит свой рост, но количество компаний и их качественное состояние не позволяют прогнозировать бурного роста тех или иных рынков. К сожалению, во многих секторах локального рынка Пермского края очень слабая конкуренция.

Это связано с небольшой, по сравнению с другими территориями, емкостью рынка; с занятыми олигопольными позициями на этих рынках тех или иных компаний и, как ни странно, нежеланием других компаний конкурировать с заявленными лидерами, которое часто оправдывается словами «зачем входить на этот рынок, если там уже есть лидер». Причиной слабой конкуренции на пермских рынках являются также ценовые войны и демпинг, которые ведутся операторами разных рынков (к примеру, оконного, мебельного, вентиляции и кондиционирования), на рынке b2b.

Низкая конкуренция на большинстве рынков и большой перекос экономики края в сторону крупной промышленности способствуют развитию причудливых экономических дисбалансов, когда стоимость продаваемых товаров и услуг создается в основном под крупные предприятия и часто с учетом личной заинтересованности какого-либо сотрудника этого предприятия в работе с тем или иным поставщиком. Естественно, цена таких товаров и услуг зачастую превышает рыночные цены или цены в соседних регионах.

К сожалению, эта «традиция» также вносит лепту в слабую динамику развития малого бизнеса и создает негативные примеры на рынке труда.

Развитие туризма как способ выживания для малых городов

Постепенно начинается развитие индустрии туризма и загородного отдыха как для россиян, так и для иностранных граждан. По сути, туризм может стать основным бизнесом, который позволит выжить малым городам Пермского края. Причем потребность растет как в обычном загородном отдыхе, так и в экологическом и экстремальном туризме, типа курсов выживания, веревочных курсов и командных тренингов для компаний.

В этой сфере очень большой потенциал. В целом на Урале отмечена тенденция массовой скупки загородных баз отдыха и санаториев, а также строительство новых. Основной вопрос - насколько качественный сервис новые хозяева смогут создать для своих требовательных клиентов.

Повышенное внимание к Пермскому краю на уровне страны сохранится

В 2004 году была отмечена беспрецедентно высокая PR-активность Пермского края на уровне страны. В 2005 году эта активность, скорее всего, останется на высоком уровне, так как назначение губернатора Пермского края, запланированное на этот год, заставляет всех кандидатов активизировать свои действия.

По итогам 2004 года можно сказать, что повышенное внимание к краю, в принципе, пошло ему на пользу, а негласное лоббирование края со стороны министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева дает дополнительную фору для развития экономики Пермского края.

В рамках этой тенденции важно отметить, что региональной власти вполне по силам создавать благоприятные условия для развития экономики края, как минимум не мешая, а лучше - помогая развитию не только традиционных отраслей экономики и крупных предприятий, но и создавая задел для роста инновационных отраслей бизнеса, строительства, торговли и услуг.

В этом плане можно отметить положительные примеры действий губернатора Тюменской области, создавшего за три года хороший имидж Тюмени и Тюменской области, а также администрации и городской думы Екатеринбурга, которые, в 2002 году разработав Стратегию развития города до 2015 года с участием науки, бизнеса и общества, сейчас активно ее реализуют.

Численность экономически активного населения будет сокращаться

С высокой степенью вероятности в 2005-2006 годах пермскому бизнесу не удастся перенаправить миграционные потоки, и из края в целом продолжится отток активного населения в более интересные с точки зрения роста благосостояния и самореализации регионы: в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург.

Несмотря на размер заработных плат (у топ-менеджеров - не ниже $2-2,5 тыс., а у ключевых специалистов и линейных менеджеров - в районе $1 тыс.), недостаточно быстрое развитие малого и среднего бизнеса не позволяет динамично расти и развиваться молодым и амбициозным менеджерам внутри таких компаний. Крупные предприятия совсем не предоставляют таких возможностей в краткосрочной перспективе, что способствует переезду специалистов в другие города. Пермский бизнес, соответственно, теряет перспективных проактивных сотрудников.

Перми удается частично компенсировать эти потери молодыми потенциальными менеджерами из городов области, но на их обучение и рост квалификации приходится тратить дополнительные время и деньги.

Пермские вузы должны бороться за абитуриентов

2005 год в национальном масштабе станет годом, предвещающим наступление «демографической ямы». По оценкам демографов, в связи с низким уровнем рождаемости с конца 1980-х годов до начала 2000 года, с отставанием в 17-18 лет произойдет резкое снижение численности молодых людей этого возраста (поступление в вузы с 17 лет).

То есть в 2005-2006 годах как государственные, так и частные вузы почувствуют снижение количества абитуриентов и будут вынуждены применять маркетинговые технологии для привлечения молодых людей. И если вузы качественно не подготовятся к проведению ярких рекламных компаний по популяризации своих брэндов не только в Пермском крае, но и на территории ближайших регионов РФ, то им будет непросто с экономической точки зрения. Не зря Министерство образования РФ в течение всего 2004 года обещало начать реформу образования.

Влияние градообразующих предприятий в муниципалитетах усилится

Продолжится внутренняя миграция и переезд экономически и социально активного населения в Пермь из других городов края. По нашим оценкам, часть крупных и средних предприятий, расположенных в городах с численностью ниже 100 тыс. человек, к 2010 году не сможет обеспечивать себя качественными управленческими и ключевыми кадрами из-за неконкурентного предложения на рынке труда и снижения числа молодежи на предприятиях. Уже сейчас средний возраст сотрудников на многих промышленных предприятиях края достигает 45-48 лет. Эта тенденция повлечет за собой и экономические последствия: снижение доходной части бюджета городов, инвестиций в инфраструктуру и т. д.

Выходом из этой ситуации может стать выделение собственниками градообразующих предприятий дополнительных средств на поддержание города и создание конкурентных преимуществ на локальном рынке труда (жилье для молодых специалистов, обучение за границей и т. д.), а также на развитие малого бизнеса в этих городах (примеры Миасса и Магнитогорска это подтверждают).

Борьба на рынке труда обострится

Продолжится инфляция на рынке труда, средневзвешенный рост реальных заработных плат может превысить 15-20% за год. При этом рынок труда Перми «переплачен» относительно соседних регионов (Башкирии, Удмуртии, Челябинской области) за счет сырьевых отраслей, что влияет на размеры зарплат и социального пакета и на других предприятиях края.

Еще более ужесточится конкурентная борьба на рынке труда за лучшие кадры, а также за «узкие» профессиональные сегменты (маркетологи, менеджеры по персоналу, рекламисты, финансисты, директора по развитию, технологи, конструктора, программисты и т. д.). Рост зарплат на этих рынках может составить до 40-50% за год. Возможно, начнется процесс переманивания таких специалистов на постоянную работу или приглашение на временные проекты из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Омска.

Работодатели будут все более активно приходить в вузы за «молодыми специалистами». В 2005 году открыто проявится тенденция подбора персонала еще со студенческой скамьи через стажировки, оценочные центры и Дни карьеры. В то же время среди студенчества (национальная тенденция) проявляется активное нежелание работать в сфере продаж и неадекватное отношение к рынку труда. Большинство выпускников желают получать сразу после вуза не менее 10 тыс. руб., что является ярким проявлением незнания тенденций рынка труда и неготовности большинства выпускников к встрече с реальным бизнесом.

Начинается постепенное возрождении рабочих профессий (токари, слесари, фрезеровщики, сварщики, монтажники и т. д.) и их популяризация за счет крупных промышленных компаний и корпораций. Эта тенденция сильнее прослеживается в небольших городах, где есть промышленные предприятия. Динамика роста будет зависеть от финансовых средств, которые предприятия будут готовы вложить в профподготовку потенциальных кадров для себя и стратегической нацеленности таких инвестиций.

Персонал требует увеличения объема инвестиций

Продолжится рост потребности на рынке бизнес-обучения, подбора персонала и консалтинга в сфере управления человеческими ресурсами. Рост емкости пермского рынка в денежном выражении может составить 20-30% за год и достигнет 500 млн руб. в год, что меньше емкости аналогичного рынка Свердловской области в 4 раза. Продолжит формирование инфраструктура рынка. Появятся еще несколько новых операторов рынка. Но до тех пор, пока спрос на эти услуги в Пермском крае не выйдет на стадию роста (через 2-3 года по разным сегментам рынка), качество этих услуг у большинства операторов не будет соответствовать требованиям рынка.

Инвестиционные бюджеты даже передовых пермских компаний на развитие и привлечение персонала вряд ли предусмотрят более 1-1,5% от выручки (что соответствует уровню вложений в среднем до 100 тыс. руб. в год в одного управленца и до 10 тыс. руб. в год - в одного рядового сотрудника компании). Основная масса предприятий либо не планирует эти статьи вложений вообще, либо планирует суммы, составляющие менее 0,1% от выручки предприятия. До мировых норм инвестиций в персонал (4-5%) нам еще далеко. Естественно, такой низкий уровень инвестиций в персонал скажется в долгосрочной перспективе на меньшей конкурентоспособности пермских предприятий.

С нашей точки зрения, будущее региона в целом будет напрямую связано со способностью руководства и бизнес-сообщества края создать условия для привлечения из других регионов и стран СНГ, развития собственных перспективных молодых специалистов и удержания амбициозных, перспективных управленцев, которые смогут успешно развивать бизнесы и конкурировать с национальными и региональными игроками.

Если не акцентировать свои усилия на рынке труда, где ведется сейчас основная конкуренция, то наиболее перспективные бизнесы Прикамья в ближайшие 3-5 лет задумаются о переносе своих основных подразделений на другие территориальные рынки труда. Пример ОАО «Уралсвязьинформ» в этом смысле весьма показателен.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться