ПРИЗНАНИЯ АНДРЕЯ ФУРСЕНКО
Министр образования и науки России рассказал журналистам региональных СМИ о том, какие реформы ждут школы и вузы в ближайшее время
Для начала Фурсенко заявил, что у российского образования сегодня существует три основные проблемы. Во-первых, само содержание образования и его технологии не соответствуют требованиям современного общества и экономики. Во-вторых, из-за неудовлетворительной оплаты в стране не хватает кадров: как преподавателей, так и руководителей разного уровня. И наконец, в изменении нуждаются механизмы государственного управления образованием. Далее министр поведал, что он намерен предпринять в ближайшее время для решения этих проблем.
«Наша система образования стала хуже»:
Прежде всего, изменения коснутся самого образовательного процесса. По мнению Фурсенко, образовательные учреждения до последнего времени сами оценивали уровень знаний, который они дают, они были оторваны и от науки, и от экономики. Как результат - специалисту после окончания вуза или ПТУ приходилось проходить переобучение. Об этом говорят цифры: только за последние пять лет сектор переподготовки вырос на 60%.
Министр считает: дополнительное профессиональное образование должны предоставлять не только учебные заведения, но и другие организации, фирмы. Для этого нужно ввести механизм аккредитации их образовательных программ. А критерием отбора программ должны стать способность обеспечить высокий уровень образования и наличие необходимых условий для обучения.
В то же время оценивать нужно не только образовательные программы, но и результаты обучения. Причем оценка должна быть, так сказать, «вне» образовательного заведения. «Тот, кто реализует образовательные услуги, не должен оценивать себя сам», - говорит Фурсенко.
Поэтому в планах министерства - создание общенациональной независимой системы оценки качества. Первым ее примером уже стал Единый государственный экзамен (ЕГЭ), и Фурсенко планирует распространить этот опыт на все регионы страны. Однако он заверяет, что ЕГЭ не станет единственным инструментом проверки качества знания выпускников.
«У нас учат не тому, что надо»:
Второе направление реформ коснется системы образовательных учреждений. Так, в вузах планируется создать двухуровневую систему образования. Уровень бакалавра (3 года обучения) обеспечит студенту широкую специализацию, позволяя при этом быть конкурентоспособным на рынке. Уровень магистратуры позволит решать более сложные задачи, это будут исследователи, управленцы высокого класса. Хотя в некоторых отраслях (например, в медицине) разделять обучение на эти два уровня нецелесообразно.
Также предполагается, что в стране будет создана сеть общенациональных университетов. Они должны будут проводить фундаментальные и прикладные исследования, участвовать в решении практических задач экономики. Эти вузы и их программы будут особо поддерживаться министерством. «Счастливчики» министром не оглашались, он лишь отметил, что «должна быть создана прозрачная система критериев отбора таких вузов».
Предваряя опасения, министр отметил, что это не значит, что в стране будут оставлены 50-70 вузов, а остальные закроют. «Просто может произойти так, что некоторые вузы будут работать на уровне бакалавриата», - пояснил Фурсенко.
Помимо университетов, к изменениям стоит приготовиться и средним профессиональным заведениям. Сегодня у них множество проблем, считают в министерстве: утрата связей с базовыми предприятиями, обремененность системы начального профессионального образования (НПО) социальными обязательствами. Средний уровень квалификации выпускников по рабочим специальностям составляет второй и третий разряды, в то время как промышленность нуждается в рабочих пятого и шестого разрядов.
«В этой связи мы считаем необходимым создать условия для взаимовыгодной интеграции производства и профобразования, в том числе за счет стимулирования инвестиций. На наш взгляд, передача НПО на региональный уровень облегчила решение этой задачи», - пояснил свои планы министр. По его словам, в стране уже есть примеры, когда ПТУ переданы на региональный уровень, и эти регионы находятся в положении лидеров.
Андрей Фурсенко считает, что введение двухуровневой системы и создание сети национальных университетов обеспечит экономике как специалистов с более универсальной подготовкой, так и «элитные кадры». А передача ПТУ на региональный уровень поможет решить проблему подготовки именно тех кадров, которые необходимы.
«Нагрузка в школах должна быть снижена»:
Широкие изменения запланированы министерством и для системы общего образования. Речь идет как о содержании обучения в школе, так и о финансовой стороне вопроса. Например, для того, чтобы дети, приходящие в первый класс, имели примерно одинаковый уровень развития, министр намерен ввести систему предшкольного, раннего развития детей.
Сам процесс обучения в школе должен теперь включать применение информационных технологий, новых подходов к преподаванию гуманитарных предметов. Также в планах министерства - предоставить школьникам возможность учиться по индивидуальным образовательным траекториям.
Кроме того, необходимо снизить недельную нагрузку на учащихся школы, считает Фурсенко. Он так образно выразил свою мысль: «На одном из совещаний мне доказывали, что эти семь видов лишайников нельзя исключать из программы обучения. Но ведь если мы увеличим количество изучаемых лишайников, дети и про мхи забудут! Такое количество информации просто выше «болевого порога»!».
Но снижение недельной нагрузки на учащихся может отразиться на зарплатах учителей, которые сегодня зависят от количества уроков в неделю. Поэтому, считает Фурсенко, нужно уходить от единой тарифной сетки.
Так что учителям стоит приготовиться к введению такой системы финансирования, при которой их зарплата будет зависеть не только от количества часов и стажа, но от количества учеников. Иными словами, министр намерен повсеместно применять принцип подушевого финансирования - «деньги следуют за учеником», который уже применяется в Перми.
«В образовании нужны разные механизмы финансирования»:
Фурсенко рассказал и о планах министерства относительно финансовой стороны образования.
Во-первых, речь шла о государственном финансировании. Предполагается ввести уже упоминавшийся принцип подушевого финансирования.
Также министерство будет развивать систему кредитования граждан, которая «повысит доступность профессионального образования для широких слоев населения». А субсидии на целевую подготовку специалистов «позволят обеспечить кадрами приоритетные для государства сферы деятельности, такие как медицина, педагогика».
Кроме того, глава министерства уверен, что образование в целом нужно сделать привлекательным для инвестиций «извне». Для этого образовательные учреждения должны получить большую экономическую самостоятельность, но - «одновременно необходимо усилить и их ответственность».
Такое возможно при создании институтов управления и контроля в образовании, то есть управляющих и попечительских советов.
«Инвесторы скорее будут готовы вкладывать средства не в государственную структуру, а в общественную организацию, поскольку механизмы ее действия прозрачны, и она сама несет ответственность за свои действия», - подчеркнул министр. В то же время он отметил, что речь идет только о создании управляющих общественных организаций, а не о приватизации в сфере образования.
Ближайшая и отдаленная перспективы
Некоторые инициативы Министерства образования и науки РФ существуют уже в виде законопроектов. И Андрей Фурсенко даже озвучил примерные сроки их реализации.
Итак, в 2005 году планируется снять искусственные ограничения, мешающие образовательным учреждениям заниматься наукой, а научным учреждениям - образованием.
В 2006 году для молодых людей, отслуживших по контракту в армии, должна быть создана система бесплатных подготовительных отделений и увеличения размеров стипендии. В этом же году в секторе дополнительного профессионального образования планируется создать сеть негосударственных организаций нового типа, которые будут регулироваться со значительным участием работодателей. И наконец, введение двух уровней высшего образования (бакалавриата и магистратуры), согласно законопроекту, должно быть завершено к 2008 году.
Другие идеи чиновников минобразования существуют пока в виде концепций, но и они через некоторое время должны стать законопроектами. Вот к чему нам стоит приготовиться в более отдаленной перспективе: национальная система контроля качества в развитие механизма ЕГЭ; новые механизмы финансирования, в частности образовательное кредитование и нормативно-подушевое финансирование, новая структура стандартов в общем и высшем образовании; развитие общественных институтов управления.
«Директор привык, что он царь и бог, а должен быть менеджером»
После «программных заявлений» Андрея Фурсенко представителям СМИ из регионов дали возможность задать министру наиболее актуальные вопросы.
В свете очередных начинаний в системе образования Перми корреспондент «Компаньона» поинтересовался у министра, какой ему видится роль управляющих советов при школах. Фурсенко отметил, что он представляет управляющий совет при школе не просто как общественную организацию, которая, условно говоря, контролирует своевременный сбор средств на что-либо. Общественный совет, по его мнению, должен иметь возможность более серьезного вмешательства: участвовать в оценке качества образования, контроле расходования средств, обсуждении штатного расписания. Роль директора школы министр сравнил в этом случае с ролью директора в любой компании, который решает текущие вопросы. «Другое дело, что у нас директор привык к тому, что он - царь и бог. Это опасно. Директор должен понять, что он - менеджер, квалифицированный менеджер», - отметил министр.
По мнению главы министерства, изменение психологии директора станет одной из больших проблем при реализации этого проекта. И для учителя, и для директора будет психологически трудно понять, что он должен поделиться своей огромной властью. «К такому положению уже привыкли в экономике, но не в социальной сфере», - отметил Фурсенко. И на этой почве, по его мнению, возможны конфликты между учителями и родителями. Одни будут говорить: «Нас за такие деньги еще и контролировать должны?», а вторые станут возражать: «Но здесь учатся наши дети!».
Тем не менее министр считает, что появление общественных советов должно стать инициативой снизу, и он готов поддерживать такие начинания в пилотных регионах. По словам Фурсенко, согласие на реализацию этой идеи получено и от и. о. губернатора Пермской области Олега Чиркунова. Очевидно, недавние начинания пермского комитета по образованию получат поддержку и от властей региона, и во многих школах Перми станут появляться управляющие советы.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.