Игорь САПКО: ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ ОСЛАБЕВАЕТ

Председатель Пермской городской думы – о роли местного самоуправления в структуре власти

Поделиться

На днях в Москве состоялось заседание Союза российских городов. Присутствовавший на нем председатель Пермской городской думы Игорь Сапко считает, что на этом форуме были озвучены новые подходы федеральной власти к взаимодействию с регионами.

Игорь САПКО, председатель Пермской городской думы:

- На заседании Союза российских городов, где присутствовали представители 57 крупнейших городов России, состоялась презентация нового Министерства регионального развития РФ. Министром стал Владимир Яковлев - бывший губернатор Санкт-Петербурга и представитель президента РФ в Южном федеральном округе. Он сообщил, что министерство будет заниматься развитием регионов, местного самоуправления, лоббированием интересов регионов в законодательстве. Нам были представлены все заместители министра, руководители департаментов, обозначен круг их обязанностей, определена структура министерства.

Министр признал, что размышления о региональной политике до сих пор были теоретическими. Реальной работы в этом направлении со стороны центра не велось. Единого комплексного, системного подхода, который был бы понятен всем сторонам, не было.

Сегодня власть, как минимум, готова к диалогу и выстраиванию двухсторонних контактов с местным самоуправлением. Это не может не радовать, учитывая, что в последние несколько лет местное самоуправление было «в загоне».

Обсуждение «закона Козака» прошло кулуарно, несмотря на то, что были тысячи обращений и было внесено много поправок. Я знаю, как голосовались эти поправки - они отклонялись списками по несколько сотен. Обсуждения этого закона с местным самоуправлением не было, хотя мы неоднократно озвучивали свою позицию.

Министр регионального развития Владимир Яковлев озвучил позицию режима взаимодействия.

- Как будет строиться сотрудничество этого министерства и городов?

- Первым шагом станет то, что в ближайшее время в Госдуму будет внесен закон о региональной политике. Его проект уже готов. Я считаю, что это очень важно, ведь раньше говорилось только об укреплении вертикали власти, ее централизации. Новый закон будет регламентировать выборы, деятельность политических партий, формирование региональных бюджетов.

Очень важно, что нам предложили внести свои предложения по формированию этого закона. Мы попытаемся обобщить все правовые нормы, которые есть у нас, и поговорить о перспективах.

Также министр вел речь о помощи

со стороны местного самоуправления в формировании планов стратегического развития. Пермь в этом вопросе - скорее исключение из правил, ведь у нас есть стратегический план социально-экономического развития.

Все имеющиеся планы будут проанализированы, обобщены, и будет подготовлен общий план экономического развития, основанный не на размышлениях чиновников из Москвы, а на предложениях, которые дадут города.

Советник президента РФ Сергей Самойлов, который также выступил на совещании, говорил о том же - о желании власти выстраивать отношения с местным самоуправлением. Когда об этом говорят два представителя исполнительной власти, это обнадеживает. Это значит, что они не просто озвучивают свое личное мнение, это уже заявлено как позиция властей.

- О чем конкретно говорил Самойлов?

- Советник президента официально заявил, что концептуальных изменений в закон об общих принципах организации самоуправления вноситься не будет, потому что в регионах шла дискуссия о назначении глав городов. Все, что принято в законе, администрация президента РФ считает правильным, но объективные изменения будут вноситься. И сейчас они вернулись к тем рекомендациям, которые направлялись органами местного самоуправления, в том числе и нами, еще в комиссию Козака.

Мы в свое время ставили вопрос о непонятных финансовых основах местного самоуправления. Те объемы поступлений в местные бюджеты, которые декларирует федеральный центр, не отвечают их реальной расходной части, и федеральные власти это осознали. В частности, Самойлов заявил, что они готовы вернуться к «расщеплению» подоходного налога между региональным и местным бюджетами. Это нас очень заинтересовало.

Есть шанс, что акцент сместится в сторону увеличения доходной части местного бюджета. Вместе с хотя бы частичным возвращением транспортного налога в местный бюджет город сможет получать 100-200 млн руб. дополнительного дохода в год.

- А если ситуация не изменится, подоходный и транспортный налоги перестанут поступать в местный бюджет, источников, чтобы компенсировать этот пробел, нет?

- Делается ставка на земельный налог и налог на имущество. Это интересно и перспективно.

Земля в будущем для местного самоуправления будет одним из основных источников налогов. Но об этом говорить сегодня рано, механизмы взимания этого налога еще не заработали. Реальные результаты появятся через три-пять лет.

Большая проблема связана с тем, что ставки выкупа земли под приватизированными предприятиями возросли почти в четыре раза. От этого страдает региональный и местный бюджеты, так как бизнесмены не спешат выкупать землю под своими предприятиями. Поэтому сейчас правительство собирается снизить ставки выкупа земли в два раза.

Сегодня также остается нерешенным вопрос об имуществе, которое должно быть передано в рамках перераспределения полномочий. Это большие финансовые затраты.

Если двигаться в рамках принятых правил игры, сегодня город должен избавляться от муниципального имущества, чтобы получить максимальное количество средств за него, потому что львиная доля собственности должна перейти в ведение субъекта Федерации. Разум подсказывает: зачем просто так передавать имущество? Давайте его продавать! Нужно четко определить, где зона ответственности каждого игрока. Если у нас что-то забирают, то что мы за это получим?

По поводу финансовых основ самоуправления и передачи собственности будут либо вноситься изменения в закон, либо будут приняты отдельные нормативные акты, но уже то, что об этом начали говорить, обнадеживает.

- Вы делаете из этих заявлений какие-то системные выводы?

- По моему глубокому убеждению, централизация власти и ее финансовых основ, которая декларировалась администрацией президента РФ и правительством, сейчас несколько ослабевает. Это правильный подход. Маятник качнулся в одну сторону, когда Борис Ельцин говорил: «Берите себе власти столько, сколько сможете удержать», и в другую, когда Путин заявил о жесткой централизации. Хорошо, что власть сейчас пытается найти середину между этими крайними точками.

Очевидно, что институт полпредов в ближайшее время претерпит массу изменений. Часть их полномочий в контексте назначения глав регионов уйдет к губернаторам, а определенный блок вопросов, скорее всего, замкнется на Министерстве регионального развития РФ. Сам министр был представителем президента в Южном федеральном округе, два его заместителя - заместители полпредов в других федеральных округах. Интересно, что в министерстве подобралась такая команда.

- Как идет работа над Уставом Перми?

- Принято решение о создании рабочей группы на паритетных началах с администрацией Перми. По моей инициативе заседания этой рабочей группы не проводились, пока не была получена ясная картина, связанная с изменениями, которые вносятся в федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления».

Были разговоры о назначении глав городов-миллионников президентом России, губернаторами, шла речь об изменениях в Конституцию, Европейскую хартию самоуправления. Сейчас эти вопросы закрыты и больше не обсуждаются. Мы можем переходить к подготовке документа.

- А какой способ избрания мэров вы считаете целесообразным?

- У каждого способа есть свои плюсы и минусы. Всенародные выборы обеспечивают участие максимального количества людей. В то же время назначение сити-менеджера дает возможность контролировать ситуацию и назначить наиболее компетентную кандидатуру. Этот способ я считаю приоритетным.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться