«ГОВОРИТЬ О ЗАГОВОРЕ БОЛЕЕ ЧЕМ УМЕСТНО»
В Березниках близится к завершению кампания по выборам депутатов местной гордумы
Евгений Минченко - известный российский политолог, возглавляет аналитическое агентство New Image (Москва). Непосредственно в выборах депутатов Березниковской городской думы, которые должны состояться 19 декабря, он не участвует, но в рамках всероссийской программы анализа региональных выборов его агентство внимательно следит за ситуацией в Березниках.
- Начнем, может быть, с вещей неочевидных. Поскольку вы известны как специалист именно в сфере выборов, вам наверняка в глаза бросается что-то такое, на что широкая публика внимания не обращает...
- Если уж говорить о вещах сугубо профессиональных, я могу сказать, что беспрецедентны на этих выборах масштабы нерационального расходования средств кандидатами. Такое ощущение, что им деньги девать некуда. Я не говорю даже про прямой подкуп избирателей, который в нескольких округах стал чуть ли не традицией - когда по школам и домам ящиками развозят вино и водку. Я, скорее, - про чудовищно завышенные цены на рекламную продукцию, на оплату работы питерских политтехнологов, на оплату работы агитаторов и разносчиков, которые по ведомостям получают одни суммы, а в реальности - совершенно другие.
Все это касается в основном тех кандидатов, чья кампания финансируется на деньги одного известного в Березниках «спортсмена». Видимо, по принципу - «не свое, не жалко».
Это мое, чисто профессиональное видение ситуации. А что говорят люди?
- Говорят, много «грязи» на нынешних выборах...
- Знаете, я по своему опыту могу сказать, что о «грязи» особенно любят поговорить те, у кого свои «скелеты в шкафу».
Что понимать под «грязью»? Есть агитация за определенных кандидатов, есть агитация против определенных кандидатов. Последняя точно так же разрешена законом. Понятно, что агитация «против» не может основываться на чистой риторике: не голосуйте за Иванова, потому что он подлец! Или потому что лицо у него неприятное. Агитация «против» базируется на фактах. Неприятных, но фактах. И пока она идет вот в этих рамках, о «грязи» говорить как-то странно.
С моей точки зрения, «грязь» - это откровенная ложь, клевета, сплетни. Может быть, я не очень внимательно следил за предвыборной кампанией, что-то упустил, но мне припоминается одна-единственная листовка за подписью некой «Молодой гвардии», изготовленная питерской командой. Поскольку листовка совершенно явно имела клеветнический характер, задетые ею люди подали в суд, возбуждено уголовное дело. Но одной «грязной» листовки маловато для того, чтобы говорить о «грязных» выборах.
- А пресловутые плакаты с «угадайкой», клеточками вместо фамилий?
- Это агитпродукция кандидата Валерия Ковбасюка, зарегистрированная в избиркоме. Его фамилия значится в выходных данных, и он сам признает, что это действительно его продукция. По-моему, это какое-то новое слово в выборных технологиях. Остроумная затея. Сатирическая. На грани фола. Но все-таки на грани, а не за гранью.
Затем, были еще статьи про отдельных кандидатов в газете того же Ковбасюка, в других газетах. Довольно острые, разоблачительные материалы. Мне кажется, если бы кто-то из героев этих статей подал в суд на СМИ за клевету, это была хотя бы попытка оправдаться. Однако никто не подает, насколько я знаю.
- У читателей складывается впечатление, что все, кто идет во власть, люди насквозь порочные, коррумпированные, связанные с криминалом. Это вселяет в них тревожность, неуверенность в завтрашнем дне - с одной стороны. А с другой - меньше веры тем же СМИ. Пусть даже они пишут правду, но почему они пишут ее именно сейчас и почему с таким ожесточением?
- Ничего не попишешь, логика борьбы.
Как мне представляется, перевес в официальных печатных СМИ - у противников так называемой «группы МММ». На телевидении у них полное преимущество. Зато у противников «Березниковского характера» в распоряжении интернет, там уже в ходе выборов появилось несколько сайтов «компроматного» характера. Кроме того, в большом количестве выпускаются так называемые «информационные бюллетени» - «Честное слово», «Аквариум». И вот уж там в выражениях совсем не стесняются. «Нам объявлена война», «демоны» - это цитаты только из одной небольшой передовицы. И в таком духе пишутся газеты. Понятно, что, делая такой продукт, сами кандидаты на победу не рассчитывают.
Кандидат, являющийся заказчиком и автором «Честного слова», используется как «торпеда». Его предназначение - работать против альтернативного движения «Березниковский характер» (ДБХ). Есть такие «торпеды» и в отдельных округах, их задача опять-таки - не победить самому, а не дать пройти в гордуму кандидату от движения. Это совершенно очевидно, многие этого и не скрывают, говорят открытым текстом: «Я на победу не рассчитываю. Голосуйте за кого хотите, только не за кандидата от ДБХ».
В таком случае, о каких независимых кандидатах-одиночках мы говорим? Совершенно очевидно, что их действия координируются из одного штаба, а сами они - элементы общей стратегии. Это нормально, непонятно только, зачем это скрывать?
- Уж не намекаете ли вы на «группу захвата», о которой писало «Агентство федеральных расследований»?
- У меня есть некоторые сомнения в аутентичности того документа, который выложен на сайте flb.ru. На чем эти сомнения основаны, я говорить не буду.
Выгодно ли было его появление противникам МММ? Не думаю, у них информационных поводов и без того хватало - начиная с «молодогвардейских» листовок и славного прошлого кандидатов и заканчивая совершенно, конечно, возмутительной историей с Анатолием Муфелем и Сергеем Матящевым. А то, что за публикацию этого документа радостно ухватились печатные СМИ и телевидение, свидетельствует разве лишь о том, как тонко все было продумано неизвестным автором. Или авторами.
- Но «заговор МММ» - это миф или реальность?
- Если само существование МММ - реальность, то и заговор - реальность. У вас есть сомнения в том, что действия кандидатов Анатолия Муфеля, Александра Мошкина, Сергея Матящева и ряда других четко скоординированы? Что они действуют заодно, поддерживая друг друга и подвергая шквальной критике общих, а не своих собственных оппонентов? У меня в этом сомнений нет. Более того, насколько мне известно, финансирование ряда кандидатов осуществляется из одного источника.
Возьмите агитпродукцию Муфеля, Матящева, Татьяны Бекетовой, Олега Сухатерина, Геннадия Белкина - очевидно же, что все эти листовки сверстаны на одном компьютере, одним человеком, по одним лекалам. Подчеркнуто выполнены в одной цветовой гамме - красно-черной. Как бы противовес «фирменному» зеленому цвету ДБХ. Одновременно с этим никто никогда не слышал, чтобы вышеупомянутые кандидаты заявляли: мы - одна команда, мы идем в гордуму, чтобы получить там большинство, мы планируем и дальше действовать сообща. Нет, все они говорят о себе как о «независимых» кандидатах.
В такой ситуации более чем уместно говорить о существовании заговора и задаваться вопросом, какие же цели преследуют его участники. Сами они никакой информации на этот счет не дают.
- Справедливости ради заметим, что у них и возможностей для этого немного - главные СМИ им не принадлежат...
- А кто мешал тому же Сергею Макарову выкупить у города одну из газет, а не муниципальный пай в предприятии «Торговые ряды», к примеру? Кто мешал основать собственное движение, занятое конкретными делами и приносящее конкретную пользу жителям?
Основной упрек в адрес ДБХ - это-де предвыборная акция, на которую уходят миллионы рублей. Ну, так тогда нужно прямо сказать: а я вот пожалел тратить миллионы рублей на конкретный проект, я решил сэкономить и просто купить людей узнаваемых, за которых, вполне вероятно, проголосуют. Теперь вот оказывается - не факт.
Былые заслуги, у кого они и были, не в счет - избирателю нужно что-то предъявить сегодня. А предъявить, кроме риторики, нечего. А избиратель пошел практичный, риторикой его не возьмешь, он должен понимать, какую пользу будет иметь лично, какую пользу будут иметь его близкие. Нужна позитивная программа и гарантии ее выполнения.
Причем, заметьте, такова уж логика предвыборной борьбы - те кандидаты, которые действительно выдвигали себя самостоятельно и финансировали свою кампанию сами, поневоле притягиваются к тому или другому полюсу. Или ДБХ, или МММ. И это противостояние навязано.
Мне вот, скажем, со стороны видно, что кандидат Железов, которого рьяно критикуют, вовсе не склонен восторгаться персонами Мошкина и Муфеля, а тот же «Уралкалий» считает чуть ли не родным и на встречах с избирателями подчеркивает, что «ничего против него не имеет...» Но молва его уже записала в сторонники МММ. То же самое можно сказать про Павла Атискова и еще нескольких кандидатов.
После 19 декабря, когда страсти улягутся, те из них, кому посчастливится попасть в гордуму, очень скоро найдут общий язык именно с депутатами от ДБХ. Это будет уже не логика борьбы, а логика жизни.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.