Ольга Вишневская

обозреватель газеты «Новый компаньон»

Единственный в своём роде

Сегмент POS-кредитования прошёл низшую точку кризиса и начал расти: в 2016 году эксперты предполагают сохранение этой тенденции

Поделиться

Игроки рынка отмечают, что низшая точка развития рынка POS-кредитования пришлась на начало 2015 года, когда банки серьёзно «закрутили» настройки своих систем принятия решений, а часть кредитных программ и вовсе закрыли. Такая ситуация сохранялась в течение первого квартала, но уже начиная с апреля рынок начал восстанавливаться. Во втором квартале, а особенно втором полугодии 2015 года объём POS-кредитования рос.

кредит

Покупки электронной техники — главный двигатель POS-кредитования
  Константин Долгановский

Десятки процентов

Официальная информация об объёме этого сегмента в России не публикуется. Однако, ссылаясь на данные компании Frank Research Group, банк «Хоум Кредит» говорит о росте совокупного рыночного кредитного портфеля на 12% за второе полугодие 2015 года до 195,2 млрд руб. Объём выдач рос ещё более высокими темпами — на десятки процентов. По этому показателю ОТП Банк, входящий в число лидеров рынка, в третьем квартале прирос по отношению ко второму более чем на 30%, а во втором полугодии в сравнении с первым — более чем на 50%. В «Хоум Кредите» отдельно выделяют декабрьские продажи: за этот месяц банк выдал POS-кредитов на 11,5 млрд руб., что является самым большим объёмом декабрьских выдач за всю историю существования банка.

Но если рост во втором полугодии отчасти объясняется сезонностью, то всплеск POS-кредитования в январе в этом смысле весьма нетипичен. «Связной» отмечает, что в 2016 году объёмы выдачи кредитов в январе находились на уровне октября—ноября. По статистике «Евросети», продажи товаров в кредит в январе этого года были на 55% выше прошлогодних и на 22% выше показателя января 2014 года.

«Этот сегмент банковской розницы традиционно быстрее других реагирует на макроэкономические изменения. Это было хорошо заметно в кризис 2008—2009 годов. Тогда POS-кредитование раньше и существеннее других сегментов провалилось по темпам роста, но затем также быстро выросло, показав наилучшую положительную динамику уже по итогам 2010-го», — рассуждает Евгений Лапин, старший вице-президент по развитию банковских продуктов и маркетингу «Ренессанс Кредит». Поэтому, по мнению эксперта, рост данного сегмента во второй половине 2015 года резонно воспринимать в позитивном макроэкономическом смысле.

Фактор паники

Тем не менее активность на рынке не полностью восстановлена. «Помесячно продажи июля—ноября 2015 года были в среднем на 20% ниже, чем в 2014 году. Но и это гораздо лучше, чем было в первом полугодии 2015 года (—37% год к году)», — отмечает Александр Воронин, директор департамента потребительского кредитования в точках продаж ООО «Русфинанс Банк».

Говоря о причинах положительной динамики этого сегмента рынка на фоне спада во всех остальных, эксперты называют несколько факторов. Наиболее важный из них — низкий уровень рискованности POS-кредитования для банков, что связано с высокой оборачиваемостью этих кредитов и их целевым использованием.

Ещё одна причина пониженных рисков — небольшие удельные размеры POS-кредитов. По словам Александра Васильева, заместителя председателя правления ОТП Банка, средний чек в этом сегменте составляет 20—30 тыс. руб. Кредитная нагрузка по таким видам кредитов не столь ощутима, как, например, в случае с авто- или ипотечным кредитом, и это способствует восстановлению рынка как со стороны банков, так и со стороны заёмщиков.

Многие эксперты отмечают, что положительно повлияла на объёмы кредитных продаж в сетях паника населения по поводу резкого скачка курсов валют. Декабрь 2014-го, январь 2015-го — механизм резкого роста спроса в эти месяцы был именно таким.

Дополнительным стимулом для восстановления объёмов POS-кредитования является специфика товаров, на приобретение которых их чаще всего оформляют. «Самыми популярными товарными категориями являются бытовая техника, электроника и мобильные телефоны. Это связано с тем, что такие товары, как, например, смартфоны, быстро устаревают и являются наиболее обновляемыми. В части бытовой техники есть тенденция уменьшения гарантийных сроков, что вынуждает потребителей в случае поломки покупать новые товары, нежели ремонтировать старые», — констатирует Александр Васильев.

По статистике «Хоум Кредита», более половины всех POS-кредитов в 2015 году были взяты именно на бытовую электронику, второй по популярности сегмент — это гаджеты для мобильной связи (28%). Далее следуют мебель, одежда, ремонт, автотехника, туризм, ювелирные украшения.

С ростом объёмов выдачи POS-кредитов сети отмечают рост доли кредитных продаж в общем объёме. «Связной» констатирует, что во втором полугодии 2015-го доля кредитных продаж в общем объёме выросла как минимум на 30%, а в высоких ценовых сегментах она могла составлять более 50%. В «Техносиле» доля кредитных продаж составляет в зависимости от товарной группы 15—25%. МТС не раскрывает долю продаж в кредит, но говорит о том, что в январе текущего года в сегменте смартфонов зафиксировано её увеличение в 4,5 раза по сравнению с январём прошлого года.

Плюс-минус 15%

По поводу прогнозов на 2016 год эксперты настроены умеренно оптимистично. Александр Воронин полагает, что при сохранении текущей ситуации объёмы POS-кредитования могут вырасти на 5—15%. В то же время он указывает на зависимость рынка от размера ключевой ставки ЦБ, курса валюты, инфляции и спроса на товары, и в случае скачков указанных параметров отрицательная динамика может составить 10—30%.

В наступившем году рынок POS-кредитования ожидают и другие изменения, а именно — снижение ставок. Предельные значения стоимости POS-кредитов, установленные Банком России на первый квартал 2016 года, ниже действовавших в предыдущем квартале на 7—10 процентных пунктов. К такой динамике привело большое количество стимулирующих акций со сниженными или даже нулевыми ставками, проведённых в третьем квартале.

Подобные акции эффективны с точки зрения привлечения дополнительного спроса. Это отмечают многие игроки, а по данным «Техносилы», доля таких акций может достигать 60—90%. В декабре предложения по продаже товаров в рассрочку снова были массовыми, а это значит, что во втором квартале 2015 года установленная Банком России предельная стоимость кредита вновь будет снижена.

Этот фактор при прочих равных условиях будет сдерживать активность банков. Впрочем, с учётом того, что POS-кредитование — низкорисковый и единственный растущий сейчас сегмент, следует ожидать и качественного развития рынка. «Русфинанс Банк планирует рост выдачи электроники в 2016 году, несмотря на снижение предельной стоимости кредита. Это будет происходить за счёт подключения новых торговых сетей», — отмечает Александр Воронин. По его мнению, спад может затронуть кредиты на высоколиквидные/рисковые товары: смартфоны, планшеты.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться