Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Первый голос Года кино

Хор «Млада» представил публике своё прочтение музыки к кинофильмам

Поделиться

Зима в Перми делится на две половины — «до «Млады» и «после «Млады»: сначала поклонники хора ждут начала продажи билетов, потом ждут концерта… А когда обязательные зимние концерты пройдут, ждать остаётся только весны, и её приближение становится зримым и реальным! Традиция больших зимних концертов пермского хора — не только прочная, но и любимая; Татьянин день, к которому обычно приурочены выступления, без хора «Млада» в Перми уже немыслим.

Хор Млада

  Андрей Чунтомов

Зимние концерты «Млады» — особенные. Это всегда премьеры, и каждая несёт не просто новый набор концертных номеров, но некое новое понимание музыки и жизни вообще. Нынешняя концертная программа, впервые исполненная 22 и 23 января, называлась «Музыка кино». Когда художественный руководитель хора Ольга Выгузова задумала её, ещё не было речи о том, что 2016 год будет объявлен Годом кино в России! А получилось, что «Млада» своим выступлением этот год открыла — так случайность вылилась в закономерность, как уже не раз происходило в истории «Млады», где каждая случайность продуманна и прочувствована.

Зимняя премьера новой программы — это «младовский» «Новый год», точка отсчёта, новый этап в непрерывной и очень напряжённой творческой жизни коллектива, в которой множество событий — и поездки на гастроли, и участие в проектах самых разных форматов. Пермским меломанам надолго запомнилось, например, выступление хора с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан во главе с Александром Сладковским и народным артистом России Юрием Башметом: этот сложный коллектив великолепно исполнил симфоническую поэму Гии Канчели «Стикс». Подобных эпизодов в более чем четвертьвековой истории «Млады» множество, каждый по-своему значим, но январский концерт всегда стоит особняком.

«Музыка кино», как все концертные программы любимого пермяками хора, — цельное, эстетически совершенное и абсолютно авторское произведение. Здесь всё придумано и срежиссировано: костюмы, видео, сценическое движение; а песни не только тщательно отобраны и выстроены в цельный сюжет с развивающимся смыслом, но и оригинально аранжированы. Авторские аранжировки, определяющие музыкальный стиль «Млады», — гордость коллектива: каждый раз аранжировщики Ольга и Яков Саравайские и Сергей Выгузов устраивают хору своеобразный марафон, когда за довольно сжатые сроки нужно выучить пару сотен страниц нотного материала. На сей раз страниц было 236, а ведь «Млада» никогда не поёт «по бумажке»! Только наизусть. «Сторонние» аранжировки не годятся: «младовская» музыка должна быть разложена на «младовские» голоса — каждый из 32 голосов аранжировщикам хорошо знаком, у каждого своя роль.

Как и прежние популярные программы хора, «Музыка кино» — не просто концерт, а настоящий музыкальный спектакль. Не первый год коллектив сотрудничает с художницей Ольгой Величко, которая на сей раз предложила довольно смелые яркие костюмы, а также разнообразила сценический фон оригинальной графикой — не столько иллюстрациями к песням из фильмов, сколько фантазиями по их мотивам.

В едином сценическом действии жизненно важна динамика, поэтому с конферансом здесь обходятся просто: короткое вступление — и музыка нон-стоп, а программа — у каждого на кресле, бесплатно, чтобы объявления не разрушали целостность, не сбавляли темп. Утрата темпа в этом случае крайне нежелательна — ведь это не дивертисмент, не калейдоскоп, а выверенная последовательность равновеликих песенных шедевров, где ни один не затмевает остальные.

Хор Млада

  Андрей Чунтомов

О чём спектакль? Обо всём том, что можно назвать бесспорным, — чистом, духовном, настоящем. О том, о чём рассказывают старые советские — и, кстати, старые голливудские тоже — популярные фильмы, которые можно пересматривать бесконечное число раз. Тему задаёт композиция-попурри «В полутёмном кино», в которой мастерски сплетены фрагменты из музыки к фильмам «Весна на Заречной улице», «Друзья и годы», «Женщины», «Свинарка и пастух». Первое отделение наполнено приятнейшими реминисценциями: старые фильмы, музыка Исаака Дунаевского, Геннадия Гладкова, Андрея Петрова, Микаэла Таривердиева… Это не только рассказ о лучших фильмах в нашей жизни, но и оммаж, приношение мастерам. Программа задумывалась и начинала выстраиваться, когда ещё жив был Эльдар Рязанов, но к моменту её презентации на публике песня на стихи Рязанова, в которой есть слова «дату своего ухода надо благодарно принимать», приобрела новый печальный смысл… После того как в концерте прозвучало «У природы нет плохой погоды», на видеопроекции появился портрет режиссёра, и весь хор в финале песни развернулся и поднял руки в жесте приветствия и благодарности. А у зрителей заблестели глаза…

В первом отделении было два эффектных мужских соло: «Русское поле» из «Неуловимых мстителей» Александр Литвинов спел так, будто эта песня для него написана, а «Я спросил у ясеня» из рязановской «Иронии судьбы» Александр Костылев исполнил с мудростью и взвешенностью человека, который не только многое пережил, но и многое осмыслил. Думается, Ольга Выгузова не просто так раздавала сольные партии: они согласуются не только с особенностями каждого голоса, но и с личностью каждого исполнителя.

Солистов в этой программе небывало много — 16! Это ровно половина коллектива. Все достойно показали себя, как, например, вдохновенный дуэт Дарьи Авериной и Дмитрия Ившина, исполнивший гимн любви из фильма «Романс о влюблённых» в конце первого отделения концерта. Значимый финал большого высказывания, выразивший основную драматургическую мысль всего концерта: «Всё в мире — Любовь». Или Сергей Ефимов, который во втором отделении отвечал за джазовый вокал, исполнив Chattanоoga Choo Choo. Второе отделение было более лёгким и задорным, зазвучали песни из зарубежных лент, из фильмов нового поколения — «Стиляги», «Ликвидация»…

В концерте было всё то, чего ждёшь от «Млады»: немыслимые вокализы, когда хор в 32 голоса без всякого напряжения поёт столь сложную инструментальную музыку, как, например, увертюра из «Детей капитана Гранта» или вальс из «Берегись автомобиля»; тонкое сочетание хора и инструментального ансамбля под управлением заслуженного артиста России Евгения Манцирина, красота молодых исполнителей, когда каждый, во главе с руководителем, — немного модель и немного звезда; но главное — это, конечно, качество пения. Когда пермяки слышат выражение «музыка сфер», они вспоминают «Младу».

Здесь дело не только и не столько в вокальной школе. Дело, как считает художественный руководитель, в особом психотипе, в психологической совместимости, а также в социальных качествах артистов: каждый из них готов расти, развиваться, ставить новые цели и достигать их. Именно это делает хор единым целым, в котором каждый самоценен.

Артисты «Млады» свободны! Они свободны в своей жизни, свободны на сцене. Хор живёт, движется, дышит. Программа блестяще отрепетирована, но не заиграна, поётся на чистом вдохновении, как будто этот раз — первый и единственный. Все певцы на сцене движутся, но это не постановочный танец, а живая реакция тела на музыку, чувственный отклик на то, о чём поётся в песне.

«Музыка кино» для «Млады» не просто исполнена — она прожита. На следующий день после концертов все отдыхают — мыслей нет, голова свободная… Но уже день спустя Ольга Выгузова начинает думать о следующей программе.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться