Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Антигламур обороняется

Традиционная зимняя выставка-ярмарка «Арт-Пермь» стала полем битвы бескорыстного искусства с воинственным ширпотребом

Поделиться

Руководство Выставочного центра «Пермская ярмарка» в нынешнем году по-новому подошло к ценовой политике крупнейшего художественного салона России: в павильон №2, где традиционно расположились народные промыслы и сувенирные лавки, можно было зайти бесплатно, билет требовался лишь для посещения первого и третьего павильонов, где экспонировалось «высокое искусство». Поэтому во втором павильоне было шумно, тесно и… очень любопытно.

Арт-Пермь

Итальянский художник Джулиано Безио почему-то рисует Россию и её президента

Знатоки наперебой фотографировали «наивные» аппликации с элементами вышивки и вязки крючком, украшавшие стенд Объединения народных художников «Прикамье»; в первый же день половина изделий мастерицы Татьяны Пономарёвой разбежалась по частным коллекциям. В не меньшей степени любопытные осаждали стенды антикваров, где чего только не было — от дивного советского фарфора до закопчённых шахтёрских ламп. Почему-то на специализированной выставке народных промыслов, которая традиционно проходит в марте, такого великолепия не наблюдается.

«Арт-Пермь 2016» стала выставкой-перевёртышем: если в «коммерческом» втором павильоне то и дело сверкали «жемчужины» подлинного народного гения, то в «высокодуховных» первом и третьем павильонах, соединённых в огромное выставочное пространство, так и лез в глаза наглый «салон», окружавший посетителя толпой неотличимых друг от друга натюрмортов и пейзажей. Неудивительно, что художники, группирующиеся вокруг Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества (УФРАЖВИЗ) и одного из её лидеров — профессора Татьяны Нечеухиной, создали в рамках арт-салона принципиально антигламурную экспозицию, посвящённую… смерти.

Арт-Пермь

Загадочные герои Рустама Исмагилова

Завораживающе элегантную, эстетически единую подборку студенческих работ под общим названием «Тот свет» авторы посвятили памяти мэтра пермской живописи Тимофея Коваленко, ушедшего из жизни несколько лет назад. В центре стенда — большая картина Коваленко, написанная ещё в 1980-е годы, но найденная в мастерской только после его смерти. Оказывается, мастер соцреализма «в стол» писал мрачные метафорические полотна. О Коваленко напоминает и картина Максима Нурулина с интерьером опустевшей мастерской художника, и старинное фото неизвестной женщины… Эти артефакты окружены полотнами, в которых совсем юные художники рассуждают о «том свете»: отрешённые от суеты лица старух, пустые холодные мостки на берегу пруда, уходящие в туман — то ли утренний, то ли осенний… Хорошо вписался и холодный морской пейзаж кисти лидера «пермского минимализма» — бывшего директора УФРАЖВИЗ Максима Каёткина из серии «Внутреннее море».

«Тот свет» — важный тематический центр «Арт-Перми», остров принципиального сопротивления развесёлому арт-ремеслу, в котором бушуют «ярмарки краски». Среди представителей коммерческой, декоративной салонной живописи есть и несколько весьма ярких и востребованных авторов, например Валерий Миронов из Москвы, который прагматично привёз на «Арт-Пермь» не только большие полотна, но и множество маленьких, подешевле, чтобы бойчее покупали. Что ж, обаятельные фантастические звери на этих картинах радуют, хотя по мере просмотра возникает понимание, что Миронов — мастер эксплуатации нескольких удачно найденных образов.

Пермские художники, расположившиеся поблизости, демонстрируют принципиально иной подход: все они люди ищущие, каждый год предлагающие что-то принципиально отличное от прошлогоднего. Так, Максим Титов на сей раз не стал никого провоцировать — на его стенде нет социальных и политических высказываний, но есть совершенно новый для него триптих по мотивам русской иконописи — очень прочувствованный, замечательный и по композиции, и по технике.

Арт-Пермь

Африка по версии «Арт-Перми»

Любимцы пермяков — группа «КУБ» (Егор Субботин, Юрий Смирнов и Юрий Шикин) — расстаралась аж на четыре стенда. Наиболее новаторский для молодых авторов — стенд «Север», где художники высказались на тему русского Севера, к которому в некотором смысле может быть отнесён и Пермский край. В их понимании Север — это край по-детски наивных людей и сказочных персонажей, в которых черты языческих идолов сплетены с приметами церковной деревянной скульптуры. Деревянные объекты в этой экспозиции чрезвычайно обаятельны.

Почтительное внимание к архаике сквозит не только в работах Максима Титова и «КУБа» — это вообще главный тренд нынешней «Арт-Перми». Тон задают, разумеется, стенды «Камвы» и дома народного творчества «Губерния», обращающиеся к архаике прикамской, но есть и совсем другие мотивы. Так, одним из полюсов притяжения на выставке стал стенд бурятской галереи SU & GAR с работами скульпторов Надежды Супониной, Петра Гармаева и Юрия Цырендашиева. Красиво патинированная бронза по-своему даёт отпор художественным стандартам салонного искусства, погружаясь в хитросплетения бурятской мифологии и буддизма.

К бурятскому стенду неминуемо выйдет каждый посетитель — ведь он находится в самом конце длинной красной дорожки, проходящей по центральной аллее через всё пространство двух объединённых павильонов. Эта красная дорожка может быть названа скульптурной тропой, поскольку вдоль неё выставлены свежие образцы творчества ваятелей, в том числе драматичная анималистика Рафаэля Гусейнова и свежайшее произведение Алексея Залазаева в его излюбленном «нументальном» стиле.

Другой этнический павильон, не менее, а то и более экзотичный, чем бурятский, находится в стороне от центральной аллеи. Впервые в истории «Арт-Перми» на выставке представлено творчество художников Африки — полотна живописцев из Ганы и Мали. Эти работы ни этническими, ни наивными не назовёшь: речь идёт о художниках высокопрофессиональных, коммерчески успешных и слегка космополитичных. Но не зря экспозиция называется «Яркие краски Африки»: действительно, знойная природа и южный темперамент дают о себе знать — все полотна чрезвычайно декоративны и жизнелюбивы. Один из высоких гостей вернисажа даже высказался в том смысле, что хотел бы жить в доме, расписанном такими вот фресками.

Кроме ярких новичков, на «Арт-Пермь» привлекают и старые знакомые, встреча с которыми всегда приятна. Самая первая, сразу после входа в павильон, экспозиция «Изображение и слово» — дань Пермского отделения Союза художников России недавно завершившемуся Году литературы. Главного героя этой выставки художники выбрали безошибочно: экспозицию открывает большая подборка книжных иллюстраций Станислава Романовича Ковалёва, художника культового, любимого зрителями и читателями всех возрастов. Среди произведений мастера, которому уже за 80, есть и совсем свежие, 2015 года — например, большое полотно по мотивам «Земноморья» Урсулы Ле Гуин, как всегда у Ковалёва, фантазийное и полное многозначительных деталей, которые можно рассматривать долго-долго.

Сразу за стендом Союза художников расположилась Пермская арт-резиденция с проектом «Дивный новый мир», который «рифмуется» с «Другим миром» — персональной выставкой художественного руководителя арт-резиденции Юрия Лапшина, расположенной точно напротив. Любопытно, что некоторые участники арт-резиденции — студенты Татьяны Нечеухиной, но здесь предстают совершенно иными: бодрыми, жизнерадостными, без всяких мыслей о «том свете». Что касается Лапшина, то он впервые показал свою «необязательную» графику: вроде бы так, почеркушки карандашом или фломастером, но именно эти, казалось бы, случайные работы показывают красоту линии и импровизационный дар художника. Лапшин, который этой выставкой открыл юбилейный цикл «персоналок», охотно работает прямо на «Арт-Перми»: можно увидеть, как он рисует или оформляет арт-объекты на своём стенде.

Пермское отделение Союза фотохудожников представило, наверное, лучшую подборку за всю 20-летнюю историю своего существования. Новый председатель Виктор Мельник проявил похвальную безупречность, отбирая работы для экспозиции «Все оттенки чёрного»: здесь только бесспорные вещи, многие уже стали классикой. Достойно отмечены работы ушедших мэтров — Раифа Абляшева, Виктора Чувызгалова, Владислава Бороздина, хорошо представлены живые классики — Валерий Амотник, Анатолий и Марина Долматовы, Владимир Бабушкин, Юрий Чернов и другие.

Невозможно не обратить внимание на персональные стенды популярных героев пермской художественной жизни, таких как, например, керамист Наталья Корчёмкина, выставляющаяся традиционно совместно с Инной Роговой, или скульптор Рустам Исмагилов со своими знаменитыми «железяками», среди которых есть совсем новые и очень выразительные — например, пермский «медведь в жертвенной позе», созданный из лопаты и каких-то сельскохозяйственных лезвий.

Всё это за один раз рассмотреть просто невозможно. Не зря руководство «Пермской ярмарки» впервые стало продавать браслеты-«вездеходы», обладатель которых может приходить на выставку хоть каждый день, да ещё не по разу.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться