Светлана Федотова

Светлана Федотова

писатель

Первая «Жизель» на пермской сцене

90 лет назад в Пермском городском театре появились балетные спектакли

Поделиться

В 1926 году с маленького объявления размером с почтовую марку в пермской газете «Вечерняя звезда» началась целая эпоха. Там было написано: «В Гортеатре ближайшие постановки: «Вторник, 2 февраля. Единственный вечер балета — «Жизель». <…> Под режиссёрством и с участием балетмейстера Б. В. Щербинина и примы-балерины Л. С. Соколовой». К сожалению, рецензий на этот спектакль не сохранилось. В музее Пермского театра оперы и балета есть афиша этой «Жизели», где указано, что роли исполняет ансамбль московского и пермского балета, экстерны хореографической студии.

Балет рисунок

Рисунок из газеты «Вечерняя звезда»

C этого спектакля отсчитывается время появления балета на пермской сцене, но нет свидетельств того, как это было.

Зато есть много информации о других балетных спектаклях, которые в том сезоне шли в Пермском гортеатре.

Тогда там выступал так называемый балет музыкальной драмы под руководством Квятковского, который приехал в Пермь вместе с группой оперетты. Предполагалось, что именно оперетта сможет поправить отчаянное положение театра. «Массовый зритель хочет оперетты, об этом ясно говорят кассовые рапортички», — писали пермские газеты того времени.

Рисунок из газеты «Вечерняя звезда» Однако привезённые спектакли пермяков не впечатлили. «Баядерка» оставила «неприятный привкус», «Голубая мазурка» и «Голландочка» «прошли слабее, чем мы ожидали». «Спасает положение, — писала газета «Вечерняя звезда» 15 февраля 1926 года, — балетная труппа. Балетные выступления в «Голубой мазурке» и «Подвязке Борджиа» были хороши».

«При этом, — продолжал автор, — трудно, очень трудно соскоблить с имеющегося у нас пока балетного искусства ту антихудожественную накипь, которую наложили на балет вкус и требования разложившейся и развратной буржуазии. <…> Приехавший с опереттой балет уже своими первыми выступлениями показал новые здоровые устремления балетного искусства, выпукло сочетая пластику с акробатикой (в хорошем смысле слова там, где акробатика почти граничит с физкультурой) и движение с фигурным конструктивизмом».

Из других газет 1926 года узнаём, что примой пермского балета тогда являлась Н. В. Пельцер, самой «хорошей и крепкой парой в балете работают Борисова и Квятковский, давшие целый ряд сложных и рискованных поддержек, граничащих временами с акробатикой».

Рисунок из газеты «Вечерняя звезда» Под конец сезона Квятковского упрекнули в «неоправданном увлечении» кульбитами, но в целом было признано, что на сцене Пермского театра «крепче всего в минувшем сезоне был, пожалуй, балет».

Тогда же, в феврале 1926 года, прошёл набор в балетную студию. Обучение длилось три месяца, а плата за обучение составляла от 5 до 8 руб. в месяц. Предполагалось таким образом подготовить артистов балета для Пермского гортеатра.

Из публикаций газеты «Вечерняя звезда» 1926 года известно, что первый набор пермской балетной студии составил 60 человек, из которых к концу обучения осталось чуть более 30. Возраст — от семи до 24 лет. Сообщалось, что шесть человек из этого набора уже начали работать на сцене Пермского гортеатра. Ещё 10 стали стажёрами.

Первый показательный вечер балетной студии состоялся в Гортеатре 16 марта 1926 года. Отчёты были восторженные: «Молодёжь в балетных студиях и школах раньше засушивалась на классической мертвечине. Этого нет в маленькой студии Пермского гортеатра».

После Перми балет музыкальной драмы уехал в Харьков, а воспитанники первой пермской балетной студии больше не вышли на сцену. Остались и даже ставили «Лебединое озеро»!

Однако до настоящего балета на сцене Пермского театра оставалось ещё 15 лет…

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться