ДЕЛО «ИНКОМУСА»
Было рассмотрено депутатами Пермской городской думы на прошлой неделе
В ходе обсуждения на комиссиях гордумы первый заместитель главы Перми Александр Бесфамильный занял весьма жесткую позицию, заявив депутатам, что, во-первых, проведение проверки частного предприятия силами ревизоров из обладминистрации было неэтичным, а во-вторых, выводы, сделанные по ее результатам, бездоказательны. Несмотря на это, он все же ответил на все интересующие депутатов вопросы.
Напомним, полгода назад депутатами уже поднимался вопрос, касающийся деятельности ОАО «Вычислительный центр «Инкомус» и ООО «Инкомус ФТ». Тогда по результатам ревизии городского бюджета за 2003 год депутаты посчитали деятельность оператора по сбору коммунальных платежей с населения непрозрачной и рекомендовали мэрии провести ревизию компании «Инкомус ФТ».
Тогда же была сформулирована основная претензия: в договорах между сборщиком и жилищными службами отсутствуют сроки перечисления денег; не предусмотрена ответственность за возможную задержку средств на счетах «Инкомуса». По данным депутатов, по итогам 2003 года на счетах оператора было 50 млн руб. свободных остатков. Думцы попытались узнать судьбу этих средств, но руководство «Инкомуса» отказало им в предоставлении информации.
Вторая претензия состоит в том, что «Инкомус» получил статус оператора по сбору платежей с населения без конкурса. Кроме того, депутатам был не ясен принцип формирования тарифа за предоставляемую услугу.
По утверждению Бесфамильного, «Инкомус» - частная структура и не обязана предоставлять свои внутренние документы ни гордуме, ни муниципалитету. Проверка деятельности этой компании была проведена отделом по борьбе с экономическими преступлениями обл- ГУВД, по постановлению которого фирма была обязана предоставить все соответствующие документы, что и было сделано. Состава преступления в ходе этой работы не выявлено, однако информация, полученная оперативным путем, была передана в обладминистрацию, а уже там ее включили в материалы комплексной проверки администрации Перми.
Помимо методов проведения проверки Бесфамильный считает неэтичным тот факт, что были названы фамилии сотрудников компании и указаны суммы их заработной платы.
В очередной раз первый вице-мэр Перми донес точку зрения мэрии до депутатов. У муниципалитета, по его словам, не было ни экономической, ни юридической необходимости проводить конкурс на оказание этой услуги. «Инкомус» действует уже около 20 лет и практически по сей день является в своей сфере на территории Перми монополистом. Кроме того, качество услуг «Инкомуса» мэрию полностью устраивает.
Основным активом «Инкомуса» является сертифицированная программа, с помощью которой вычислительный центр производит всю «математику» процесса. Холдинг принимает платежи от населения, дробит их, «разводит» финансовые потоки и перечисляет средства на счета учреждений, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению. По словам Бесфамильного, в общей сложности в оплату услуг «Инкомуса», Сбербанка и почты жилищные службы отдают из своих средств 2,8%. Бюджетных денег или средств плательщика в этом сборе, по утверждению первого вице-мэра, нет.
Для сравнения Бесфамильный привел несколько примеров. Так, в Ярославле один только вычислительный центр берет за свои услуги до 5% от сбора платежей, в Уфе запросили 2,4%, в Туле - 4%, в Костроме - 2,5%.
Как отметил первый вице-мэр, с точки зрения логики, если бы на рынке присутствовало достаточное количество биллинговых компаний, можно было бы рекомендовать жилищным службам выбирать из них. Однако конкуренты у «Инкомуса» появились только в этом году, после того как договора с ним уже были подписаны.
Ранее муниципалитет пытался разрушить монополию «Инкомуса», создав муниципальное учреждение. По словам Бесфамильного, на протяжении двух лет оно «мало того что совершенно бессовестно зарабатывало деньги на задержках платежей и получении остатков на счетах - его сотрудники палец о палец не ударили, чтобы создать альтернативную программу». Муниципальное учреждение, по словам Бесфамильного, просто пропускало через себя средства, передав полномочия «Инкомусу», который и осуществлял все реальную работу по расчетам.
На сегодняшний день, сообщил депутатам Бесфамильный, составить конкуренцию по оказанию этой услуги готовы Сбербанк и московское ООО «ТНБ Софт». Тем не менее, муниципалитету менять партнера пока, мягко говоря, страшновато.
По поводу остатков на счетах и задержке переводов депутатам было пояснено, что здесь ответственность ложится на менеджмент жилищных служб. А менеджмент «Инкомуса», как положено в рыночных условиях, использует их нерасторопность в свою пользу.
В ходе обсуждения Александр Бесфамильных признал, что проблемы с платежами существуют, но они никак не связаны с деятельностью «Инкомуса». В следующем году население начинает оплачивать 100% услуг жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим, по его словам, возникает ряд проблем, решение которых предварительно видится в том, чтобы завести эти платежи в бюджет.
Александр БЕСФАМИЛЬНЫЙ, первый вице-мэр Перми:
- Хочу уточнить, что это не принятые решения. Постановлением главы Перми создана рабочая группа, на которой мы постараемся прийти к решению вопросов, о которых я скажу ниже.
До сих пор население оплачивало жилищно-коммунальные услуги не полностью, а лишь около 70% от экономически обоснованного тарифа, остальные 30% оплачивал бюджет. При этом по существующей практике все пользователи коммунальных услуг платят равными долями каждый месяц, 12 месяцев в году выплачивается примерно одна и та же сумма. На самом деле основная масса платежей, например, по теплу, приходится на зимние месяцы и, соответственно, возникает так называемый кассовый разрыв. Скажем, нам надо заплатить «Перм-
энерго» 100 единиц, а население заплатило только 30. Откуда берется остальное? Это доплачивает муниципалитет, зная, что потом население своими платежами разницу погасит. По сути, мы кредитуем население на этот период. Такая возможность есть потому, что эти средства заложены в бюджет.
На будущий год в бюджет этих денег заложено не будет - предполагается, что население начнет платить 100%. Значит, нужно, чтобы население начало платить уже не равномерно, а за реально потребленное тепло и услуги. Технически это очень сложно, а самое главное - очень дорого. Люди просто не привыкли к этому. Но мы не можем об этом не думать - мало того, что люди и так начинают платить 100%, так и тарифы постоянно повышаются, и сумма платежей каждый месяц разная.
Для того чтобы этот кассовый разрыв закрыть, должна быть юридическая возможность. Она появится тогда, когда и в расходной, и в доходной частях бюджета эти средства будут учтены.
Есть другая сторона этого вопроса. Мы дотируем жилищные службы по убыткам. Дело в том, что введен еще транспортный тариф, и стоимость транспортировки того же тепла в каждом отдельном случае разная (это зависит от протяженности трассы). Где-то она низкая - там, где котельная расположена рядом с жилым сектором, где-то высокая. Но в целом для города тариф усреднен. Поэтому у некоторых жилищных служб может возникать необоснованная прибыль, а у некоторых - убытки, которые мы обязаны гасить. А для этого мы должны перераспределить доходы в пользу тех жилищных служб, которые несут убытки.
Бюджет, который у нас условно составляет 5 млрд руб., при такой схеме возрастет на количество платежей населения. То есть в доходной части у нас появляются те средства, которое население платит за услуги. Теперь и в расходной части мы должны их распределить таким образом, чтобы все совпало с доходной частью. Если в бюджете появляется дополнительно 3,5 млрд руб., мы должны грамотно ими распорядиться, мы должны быть готовы суметь принять и отправить эти финансовые потоки, для того чтобы не остановилась текущая работа. Вот тогда будет действительно необходимо проводить конкурс - причем весьма строгий - на оказание муниципалитету биллинговых услуг. Не думаю, что желающих обслуживать эти финансовые потоки будет много.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.