МАРИХУАНА – ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ?
История с рекламой наркотиков при продаже водки «Каннабис» получила на днях неожиданное продолжение. Сразу два пермских суда усмотрели принципиальную разницу между листом конопли и собственно марихуаной, отменив административные взыскания наркополицейских. Специалисты Госнаркоконтроля это пока не комментируют. Однако известна официальная позиция Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков - главной своей задачей наркополицейские считают не карательные меры административного воздействия на граждан и организации, допускающих рекламу наркотиков, а искоренение такого рода рекламы.
По определению Международной Классификации болезней 10-го пересмотра, наркомания признана заболеванием. Агентом заражения (передачи) является наркогенная информация о наркотических веществах в любой (визуальной, аудиальной, кинетической) форме и любыми средствами.Таким образом, использование при продаже товаров и услуг графических символов конопляного семилистника, да еще и вкупе с недвусмысленными надписями, не только формирует интерес к конопле как к наркотическому средству, но и побуждает к действиям по ее применению.
Известно, что марихуана элементарно производится из конопляного листа посредством сушки и измельчения и внесена в список запрещенных наркотиков как в России, так и почти по всему миру. Вопрос: являются ли торговцы наркосимволикой «агентами влияния», например, колумбийского наркокартеля, или попросту не ведают, что творят? Попробуем разобраться.
Надо сказать, что последний аргумент наиболее часто приводят коммерсанты всех мастей, когда их привлекают к суду по статье 6.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. Мол, действовал неумышленно, наркотики рекламировать не собирался, а хотел только продать свой товар (текстиль, кожгалантерею, алкоголь и т. д.) и на этом заработать. По всей России судьи таким оправданиям не верят, а в Перми, как оказалось, ими удовлетворены.
Разумеется, продавцы товаров и услуг, используя наркотическую символику, в большинстве своем вовсе не ставят целью увеличить сбыт наркотиков в Пермской области. Однако действуют они осознанно, понимая, что пропаганда наркотического брэнда (а им уже давно стал конопляный семилистник) помогает стимулировать спрос на их продукцию в определенных слоях населения. Тот факт, что при этом в обществе формируется особый тип культуры дозволенности наркопотребления, мало кого волнует. Вспомним старика Маркса. При каком проценте прибыли капиталист способен на любое преступление против человечества?
Для примера возьмем несколько фактов. Знал ли коммерсант Д. из Улан-Удэ, что продаваемые в его магазине футболки с изображением конопли и надписью «А нам все равно!» призывают отнюдь не к достижениям спортивных высот. Знал, конечно, но дополнительно к футболкам выложил на прилавок юбки-лунго, нашивки, банданы, напульсники, кепки, кулоны, жетоны, браслеты и даже флаг. Всего 19 наименований товаров и все - с символикой марихуаны! Еще дальше пошел предприниматель М. из Саранска. Он выставил в своем салоне сотовой связи сменные панели для телефонов не только с изображением, но и с запахом конопли! А гражданка Н. через магазин «Рок-арсенал» в Мурманске реализовывала майки с изображением конопли и надписями «Коси и забивай!». Там же продавались футболки с изображением дымящейся папиросы и надписью «Беломорканнабис» и толстовки черного цвета, на которых были нарисованы курительные трубки на фоне листьев конопли. Надпись на английском языке гласила: «Свободный (бесплатный, доступный) наркотик - новая надежда».
Над этим можно было бы посмеяться, если б все не было так грустно. На самом деле это не подростковые шалости, а элементы агрессивной молодежной субкультуры, в рамках которой употребление наркотиков является нормальным и поощряемым.
Ситуация с распространением наркотиков в России принимает угрожающий характер. В то время как государственные органы и общество прилагают максимум усилий по активизации борьбы с наркотиками, некоторые коммерческие структуры, напротив, способствуют их продвижению в интересах прибыли, формируя субкультуру, включающую и пропаганду наркотических средств.
В этом, например, были замечены представители шоу-бизнеса из Карелии. Одна из популярных местных дискотек дала объявление в газете о проведении вечеринки под названием «Зеленый негр», посвятив ее «всем каннабисианцам» и пообещав бесплатный вход для посетителей в одежде с определенной символикой. В список же предлагаемых к употреблению на танцполе напитков после абсента был так же включен канабис. Для тех, кто не в курсе, поясним, что «каннабис» в специальной литературе - название вещества более известного как марихуана. Однако расчет на то, что обозначение марихуаны как «каннабис» популярно в первую очередь у молодежи, а солидная публика, в том числе и правоохранительные органы, посчитают объявление типичным образчиком тинейджерского сленга, не оправдался. Хозяина газеты Костомукшский городской суд привлек к административной ответственности, несмотря на то, что он страховался и писал слово «каннабис» с одной буквой «н».
В Самаре судья оштрафовал на 40 тыс. руб. ООО «Плазма» за организацию рекламной акции по продвижению конопляного (что только не придумают!) пива «Ханфблюте». Для начала «Плазма» заказала в рекламном агентстве «Звезда» плакаты с названием вечеринки «Legalize» и изображением странного пива с эмблемой конопли на этикетке. Затем этими плакатами обклеили все остановочные комплексы города. Само действо проходило следующим образом. Ведущий, одетый в футболку с изображением конопли, выкрикивал со сцены лозунг: «Легализуем коноплю!». Над подиумом, на котором проходили танцевальные номера, свисали с потолка муляжи сигарет и «самокруток», на которых были нарисованы зеленые листья, похожие на коноплю. Ведущий вечеринки подходил к этим муляжам и имитировал курение. Танцоры, продвигаясь по кругу, делали то же самое.
Судья рассмотрела на судебном заседании выписку из протокола заседания кафедры психологии Самарского государственного университета (СГУ), согласно которому изображения на полиграфических изделиях и текстах, в состав которых входит слово «конопля», вызывает ассоциации с наркотическими веществами, запрещенными к свободному обращению среди населения. Также была рассмотрена выписка из протокола заседания кафедры экологии, ботаники и охраны природы, согласно которому изображение на бутылке, рекламной наклейке и фотографии рекламного плаката является листом растения конопля. Студенты 4-го курса биологического факультета СГУ на вопрос, воспринимают ли они данную рекламу как своего рода пропаганду растения, обладающего наркотическим эффектом, без колебания ответили - да, это так.
Наконец, судья Самарского суда разобралась, что наркотически активным компонентом растения конопля является «тетрагидроканнабинол», то есть вещество наркотического действия, включенное в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ №681 от 30.06.98 года. На этом фоне утверждения директора «Плазмы» о том, что на этикетке пива «Ханфблюте» изображен кленовый лист, звучали, как детский лепет.
Самарский суд квалифицировал действия ООО «Плазма» по ст. 6.13 как пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств.
Итак, и самарские продавцы пива «Ханфблюте», и пермские торговцы водкой «Каннабис», продвигая свой товар на рынке, позиционировали его как привлекательный при помощи наркотических брендов. Значит ли это, что и те, и другие рекламировали наркотики?
Почему же тогда российское судопроизводство по-разному смотрит на одну и ту же проблему в разных городах? Этот вопрос следует отнести к разряду риторических и нам на него пока трудно ответить.
Но пермские бизнесмены поймут, что использование визуальных образов наркотиков в целях получения дополнительной прибыли недопустимо, то сотрудники Госнаркоконтроля посчитают цель достигнутой.
Задача общества - полностью изжить пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств. Как это сделать? Тут, на наш взгляд, необходима законодательная инициатива пермских депутатов в Госдуме. Следует внести дополнение в ст. 5 Закона «О рекламе». Сейчас п. 6 этой статьи звучит следующим образом: «Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности». На наш взгляд, его следует дополнить следующим положением: «Реклама не должна побуждать к действиям, направленным на употребление наркотиков и психотропных веществ». Тогда использование наркотических символов при продвижении любых товаров и услуг станет невозможным.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.