Максим Артамонов


Преподаватель в законе

Рынок репетиторских услуг в Прикамье набирает обороты

Поделиться

В Пермском крае, как и по всей стране, частные репетиторы становятся, наряду со школьными учителями, важной частью системы образования. Рынок репетиторских услуг всё больше и больше становится повседневным явлением для многих семей. Занятия с индивидуальными предпринимателями, оказывающими образовательные услуги, — это и традиционные уроки, и общение репетитора и ученика по скайпу, и многие другие формы обучения.

репетиторы

  Константин Долгановский

Только факты

Согласно социологическим исследованиям, услуги репетиторов сегодня востребованы более чем у 60% российских школьников, а рынок репетиторских услуг только по подготовке к сдаче Единого госэкзамена в стране оценивается (по состоянию на осень 2015 года) в 15 млрд руб.

По данным фонда «Общественное мнение», только 37% родителей выпускников школ сообщили, что их дети не пользовались услугами репетиторов в последние два года обучения.

Ранее, в 2012 и 2014 годах, 58% и 55% семей не пользовались услугами репетиторов.

В опросах фонда «Общественное мнение» основной причиной обращения к репетиторам среди выпускников называется подготовка к вступительным экзаменам в вузы — 56%. 12% родителей выпускников обращаются за образовательными услугами к частным репетиторам, чтобы их дети лучше усваивали школьную программу, а самый незначительный процент родителей (7%) прибегали к услугам репетиторов, чтобы ребёнок знал предмет сверх школьной программы.

Среди наиболее популярных предметов — иностранный язык (выбор 12% родителей школьников и 36% родителей детей, окончивших 11-й класс) и математика (12 и 37%). Третье место — русский язык (9 и 12%).

А как по закону?

Деятельность индивидуальных предпринимателей, предоставляющих образовательные услуги, регулируют нормы Гражданского кодекса РФ, ст. 32 Закона «Об образовании в РФ», а также постановление российского правительства от 28 октября 2013 года «О лицензировании образовательной деятельности». Кроме того, существуют правила оказания платных образовательных услуг, утверждённые постановлением правительства РФ от 15 августа 2013 года.

Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.

Как рассказали «Новому компаньону» в Министерстве образования и науки Пермского края, статистику по количеству индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность без найма работников, ведомство не ведёт.

«Это связано с правовым статусом ИП. В соответствии со ст. 91 Закона «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности для ИП необязательно в случае, если он осуществляет образовательную деятельность непосредственно. В Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края есть информация о количестве ИП, получивших лицензию на оказание образовательных услуг. На сегодняшний день эта цифра составляет 24 единицы», — пояснили в министерстве и добавили, что сведений об ИП, зарегистрированных в налоговом органе по кодам образовательной деятельности, ни в инспекцию, ни в министерство не поступало.

«Выступая на рынке репетиторских услуг, образовательное учреждение может составить сильную конкуренцию преподавателям, занимающимся с учениками частным образом, за счёт имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов, а также репутации учреждения», — ответили в краевом минобре.

Иными словам, ведомство сосредоточено исключительно на школах, а частные репетиторы берутся во внимание далеко не в первую очередь. А ведь многие репетиторы, которые обучают детей самостоятельно, — вполне успешные педагоги, конкурирующие со школьными учителями уже и на профессиональных олимпиадах и конкурсах.

Но поскольку индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, не являются непосредственными участниками бюджетного процесса, то рассчитывать на повышение квалификации за счёт бюджета они не могут. А участвовать в конкурсах профессионального мастерства могут, если это предусматривается соответствующими положениями, что, к сожалению, происходит не всегда. Вот и участвуют репетиторы в лучшем случае вне программы.

Законодательство не запрещает частному репетитору выдавать какие-либо документы, подтверждающие то, что ученики пользовались его образовательными услугами. Зачастую это является большим плюсом для самих педагогов, которые заключают с родителями учеников договор, где расписаны права и обязанности сторон.

Из учителей — в бизнесмены?

Индивидуальный предприниматель Ксения Скиба занимается репетиторством с 1997 года. В 2002 году она окончила филологический факультет Пермского классического университета, специальность — переводчик, преподаватель иностранного языка.

В копилке репетитора — сертификат Кембриджского университета CELTA Pass B, дающий право преподавать английский язык как иностранный (2013 год). В том же году Ксения Скиба стала победителем краевой олимпиады учителей английского языка «Профи-край» (диплом второй степени). Индивидуальным предпринимательством начала заниматься в феврале 2014 года.

Ксения Скиба, репетитор по английскому языку:

— По образованию я переводчик и преподаватель. Работала в разных сферах, затем стала заниматься переводами и преподавала в классическом университете. В какой-то момент захотела работать в школе, но проработала недолго и пришла в индивидуальную предпринимательскую деятельность. Я получила субсидию на развитие малого бизнеса и работаю самостоятельно. Сейчас я 100% времени занимаюсь здесь, и мне это очень нравится. И ученикам тоже. Они у меня разные — и школьники, и взрослые. Я сама лично ушла от работы «на кухне» и считаю, что современный преподаватель должен работать в офисе, оформлять все договорные отношения с клиентами. Родители учеников это ценят, они хотят получать качественный сервис, да и самим ученикам приятнее работать в офисе, они стараются тоже.

Занятия для школьников с первого по восьмой класс и взрослых (общий английский, разговорный) стоят у преподавателя 700 руб. за полтора часа. Подготовка к ЕГЭ — 800 руб. за такое же количество времени, а индивидуальные занятия — 1200 руб.

При том что Ксения Скиба занимается индивидуальным предпринимательством, она всегда открыта для своих коллег — школьных учителей.

Ксения Скиба:

— Я думаю, что важно работать в школе. Мы с учителями — коллеги, я дружу с учителями и очень уважаю этот труд. У нас очень любят ругать учителей — и дети, и родители, и вся страна: «Школа у нас плохая». Я всегда держу в голове мысль, что всё зависит от человека: если ты хочешь учиться, ты будешь учиться, но кто-то предпочитает прийти и заплатить деньги. Я училась бесплатно, мой сын тоже учится бесплатно. Я его учу и говорю ему: «Иди в школу и получай знания бесплатно».

Я всегда поддерживаю авторитет учителя в глазах ученика. У школьных учителей, к сожалению, не всегда есть возможность и мотивация расти профессионально, потому что ученики все одного типа в школе, а в индивидуальной преподавательской деятельности — разные ученики. Регулярно мы слушаем вебинары и семинары, я приглашаю коллег сюда на открытые уроки.

У меня есть возможность работать с мини-группами, и многие мои сокурсницы переходят в эту сферу и хотят преподавать. Потому что в туризме кризис, в каком-то другом бизнесе тоже.

Педагогам и подругам я говорила, что надо идти в школу и преподавать тогда, когда ты готов отдавать и организовывать. Я не считаю, что индивидуальное предпринимательство в образовательной деятельности — это бизнес. Мне очень нравится статус, это очень престижная и достойная работа. Я считаю, что лучше ученикам дать удочку, чем рыбу. Ты обучаешь детей с 11 лет и понимаешь, что это та удочка, которая поможет им в жизни.

Другой педагог — Александр Чернышёв, историк, занялся частным репетиторством, уйдя из вуза из-за низкой зарплаты.

Александр Чернышёв, преподаватель обществознания в ЧОУ «Современное образование»:

— Сначала готовил учеников на подготовительных курсах, потом понял, что могу учить их сам. В школу возвращаться не хотелось, лучше было уйти из профессии. Благодаря репетиторству остался. Ст. 32 Закона «Об образовании» открыла для меня новые возможности. Индивидуальная педагогическая деятельность, самостоятельный выход на рынок образовательных услуг. Реальный бизнес в сфере, которая до сих пор казалась совершенно чуждой рынку. Быть учителем и предпринимателем одновременно!

Теперь я не наёмный работник, а деловой партнёр, я не работаю в школе, а сотрудничаю с учебными заведениями. Мне не задают больше вопрос: «Какая у вас категория?» Мне не предлагают две ставки и оклад. Зато проявляют интерес к моему опыту самостоятельной подготовки школьников к экзаменам и выведения их на высокий результат. Готов выйти в любое учебное заведение. Предпочитаю быть мобильным, чем выдавать пять пар, работая по найму, как было прежде. Хочу самостоятельно проводить занятия, разрабатывать курсы, сценарии, проекты, публиковаться. Подготовлю к олимпиаде, проведу мастер-класс. Это не то «многостаночничество», которое донимало в предыдущие годы из-за низких зарплат в образовании. Не хочу больше ничего слышать о зарплате! Моя цена — равновесная на рынке образовательных услуг, а не оклад на уровне прожиточного минимума.

По мнению Чернышёва, формат работы репетитором и преподавателем подготовительных курсов, когда больше нет гонки за часами и всего того, от чего задыхается современный учитель, а есть только скрупулёзная работа над предметом, методикой, над заданиями ЕГЭ, олимпиад, оказался для него наиболее комфортным. Это позволяет ему взаимодействовать только с учениками и с коллегами по профессии, причём из разных учебных заведений и даже за пределами Перми.

Педагог отмечает, что при частном репетиторстве есть и неизбежные подводные камни — дефицит профессионального общения, если нет постоянного трудового коллектива, и социальных гарантий.

Александр Чернышёв:

— Исчезло понятие «продолжительность рабочего дня». Я забыл, что такое больничный лист, отпускные, не знаю, что такое пенсия по выслуге. Появились траты, обычные для малого предпринимателя: налоги, страховые платежи, обслуживание расчётного счёта, аренда классов. За повышение квалификации уже приходится самому платить. Да и приходится сталкиваться с предубеждённым отношением к репетиторам — не среди учеников и их родителей, а среди коллег по профессии, точнее, среди их руководителей, которые не считают тебя учителем, если не работаешь в школе в штате. Но всей своей работой я хочу доказать, что репетитор, даже не работавший в школе, — тот же учитель, только учит он самостоятельно. Поэтому и работаю легально. Хочу быть частью педагогического сообщества. Репетиторство стало для меня не разовой прибавкой к зарплате, а настоящим собственным делом.

Среди некоторых опрошенных выпускников пермских школ самыми востребованными предметами оказались математика, обществознание и история. Занятия продолжаются по полтора часа. Цены у репетиторов разнятся в 100—200 руб. Математика — 400 руб., обществознание — 900 руб., история — 800 руб.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться