ПРОЕКТ БЮДЖЕТА-2005

Будут рассматривать депутаты областного Законодательного собрания в предстоящий четверг

Поделиться

На ближайшем пленарном заседании Законодательного собрания Пермской области, намеченном на 21 октября, главным вопросом повестки дня, безусловно, будет обсуждение проекта бюджета на 2005 год. Основными спорными моментами этого документа, как ожидается, станут механизмы повышения заработной платы бюджетникам в следующем году, монетизация льгот и расходы на субсидии по оплате услуг ЖКХ населением.

При формировании доходной части бюджета на 2005 год обладминистрация была вынуждена считаться с изменившимся налоговым и бюджетным законодательством РФ. В частности, была снижена ставка единого социального налога с 35,6 до 26% с сохранением регрессивной шкалы налогообложения, увеличена базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых, проиндексированы все специфические ставки акцизов в среднем на 17%. Земельный налог будет полностью зачисляться в местные бюджеты (напомним, сейчас половина этого налога зачисляется в территориальный дорожный фонд). Водный налог в следующем году будет полностью перечисляться в федеральный бюджет. Доля налога на добычу полезных ископаемых, перечисляемая в бюджеты регионов, снижена с 14,4 до 5%, а 70% сборов от налога на доходы физических лиц будут закреплены за бюджетом области.

Все эти нововведения привели к тому, что консолидированный бюджет области недополучит в следующем году примерно 3 млрд руб. Наибольшие потери областная казна понесет в результате снижения единого социального налога (более 1 млрд руб.) и снижения доли поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (860 млн руб.).

Общий объем доходов консолидированного бюджета области без учета безвозмездных перечислений из Федерации прогнозируется в размере 32,3 млрд руб., что на 18,4% больше, чем в нынешнем году. Наиболее существенные изменения по доходам можно отметить по группе налогов на прибыль - планируется увеличение поступлений на 37,2%, в основном за счет налогов на прибыль организаций (прогнозируется увеличение на 2,8 млрд руб.) и налога на доходы физических лиц (увеличение на 2,4 млрд руб.).

Кроме этого, увеличатся поступления от налогов на товары и услуги. Однако, несмотря на прогнозируемый прирост поступления от акцизов почти на 98 млн руб., в доходах консолидированного бюджета области их доля снизится с 9,5 до 8,3%.

Увеличение бюджета по налогам на совокупный доход планируется в размере 562 млн руб., что увеличит удельный вес этой группы налогов в областной казне с 2,5 до 3,9%.

Неблагоприятная ситуация спрогнозирована в части поступлений от налогов на имущество. В бюджет поступит лишь 87,1% доходов от уровня текущего года, в основном за счет снижения поступлений от налога на имущество организаций на 119 млн руб. и транспортного налога на 352 млн руб. В то же время ожидается существенный рост доходов по налогу на игорный бизнес (на 80,3%).

Отрицательная динамика доходов по налогам за пользование природными ресурсами обусловлена снижением поступлений от налога на добычу полезных ископаемых на 40,2% и от земельного налога на 10,8%.

Расходы консолидированного бюджета области на 2005 год предусмотрены в размере 35,7 млрд руб. Основные новации в расходной части бюджета связаны также с изменившимся федеральным и областным законодательством. В частности, были сокращены расходы минимального бюджета, сокращен общий объем финансирования областных целевых программ, изменен статус экологических расходов и др. К особенностям формирования расходной части бюджета можно отнести существенную централизацию расходов и увеличение расходов на финансирование льгот. В областном бюджете централизуются расходы по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, расходы на содержание учреждений социальной защиты, на оказание специализированных видов медицинской помощи, на содержание детей-сирот и переданные с федерального уровня расходы по финансированию учреждений начального и среднего профессионального образования.

Значительное увеличение расходов произойдет по статьям, связанным с предоставлением льгот. Дополнительным фактором увеличения этих статей является проводимая государством «монетизация» льгот. Общий объем социальных расходов планируется в размере 2,4 млрд руб. (в прошлом году они составляли 1,6 млрд руб.). Ветераны труда и труженики тыла будут финансироваться в 1,66 раза больше, реабилитированные лица - в 1,62 раза, пенсионеры с большим страховым стажем - в 1,51 раза. В то же время расходы на детские пособия уменьшатся на 22%.

Как уже неоднократно подчеркивалось областными чиновниками, одним из приоритетов финансирования должно являться дорожное хозяйство. Это нашло свое отражение в проекте бюджета. В 2005 году отрасль получит из бюджета более 4 млрд руб., что почти на 1 млрд руб. больше, чем в 2004 году. Более 2,2 млрд руб. будет направлено на строительство и реконструкцию автодорог и искусственных сооружений на них. Большая часть из этих денег будет направлена на строительство мостового перехода через Каму. Более 320 млн руб. будут направлены на капитальный ремонт дорог.

На пленарном заседании, скорее всего, наиболее дискуссионным вопросом будет повышение заработной платы бюджетникам. Представленный законопроект предполагает ее повышение на 20%, однако половину из этой суммы отрасли должны будут найти самостоятельно. Очевидно, что в условиях проводимой в течение последних лет оптимизации бюджетной сферы, сделать это будет непросто.

Кроме этого, прогнозируются горячие споры вокруг 100%-ной оплаты услуг ЖКХ населением. Обладминистрация представила вариант бюджета, в котором предполагается выплата субсидий семьям, у которых расходы на ЖКХ превышают 22% от совокупного дохода. Как ожидается, с критикой этой инициативы выступит депутат Вячеслав Вахрин, по мнению которого, планку необходимо оставить на уровне 18%.

Также, вероятней всего, обладминистрация подвергнется критике за то, что представила дефицитный бюджет и занизила прогнозы по доходам.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться