1934 | Первый авиационный двигатель

Плюсануть
Поделиться
Мотор М25
Мотор М-25
Фото:  Пермский моторный завод

Новый моторный завод построили на самой окраине Перми, в местах, где, по воспоминаниям очевидцев, было множество белых грибов. Предполагалось, что он будет небольшим. Когда площадка была выбрана, очищена и даже наполовину застроена, поменялась концепция — здесь решено было возвести один из крупнейших моторных заводов в мире, которому дадут имя Сталина. Его миссией стало догнать и перегнать передовые страны в самой наукоёмкой и технологичной отрасли — авиамоторостроении.

Специалистов брали на местных заводах — Мотовилихинском и «Уралсепараторе», а рабочие приходили сами из ближних и дальних деревень. Первая продукция, которую освоил ещё не пущенный завод летом 1932 года, были пилы Геллера, в которых остро нуждалась стройка.

Производить предстояло мотор, приобретённый по лицензии у фирмы «Кертис-Райт» (Curtiss-Wright Aviation Corporation, США), самый мощный и современный на тот период времени. Американцы передавали всё, включая материалы, технологии, образцы и контакты с поставщиками ряда деталей.

1 июня 1934 года первый мотор, который получил название М-25, был собран. Этот день и считается днём рождения Пермского моторного завода.

Арка перед входом на Пермский моторный завод
Арка перед входом на Пермский моторный завод
Фото:  Пермский моторный завод

Рабочие сборочных цехов были одеты в белые халаты, что в те годы было неслыханно. Директор завода Иосиф Побережский говорил: «Люди с грязными руками не могут делать авиационные моторы», поэтому на заводе развернулась борьба за чистоту. Рассказывают, что директор запрещал своему секретарю впускать в свой кабинет небритых мужчин. Кроме того, не пускали их и в столовую. Очевидцы вспоминают мальчика в бейсбольной шапочке, который сидел перед заводоуправлением и чистил обувь всем входящим.

Первый авиационный мотор, собранный в Перми, полностью состоял из американских деталей. Следующим этапом стала работа по замене импортных деталей на отечественные. В сборочном цехе установили американский мотор, который служил своеобразным эталоном. Изготовив очередную деталь своими силами, её устанавливали на этот мотор и запускали его. Если всё работало, деталь пускали в производство.

В следующем, 1935 году лётчик Коккинаки установит на самолёте И-15 с пермским двигателем М-25 неофициальный мировой рекорд высоты полета — 14,575 км. А конструктор ОКБ-19 Аркадий Швецов, начав работу на пермском заводе с модификации американского двигателя, вскоре станет создателем великих моторов, которые выведут отечественное авиастроение в мировые лидеры.

Любопытно, что спустя почти 60 лет в акционерный капитал ПМЗ ненадолго войдёт компания Pratt&Whittney, в своё время поглотившая Curtiss-Wright — история повторяется.


Плюсануть
Поделиться