НУЖНЫ ЛИ РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ «ПЕРМСКИЕ МОТОРЫ»?

Поделиться

Десятилетний процесс «оптимизации» моторостроительного холдинга представляет собой длинную цепь поэтапного увода активов, осуществляемого под патриотическим лозунгом создания вначале федерального, а ныне Пермского центра двигателестроения.

Очередной этап «реструктуризации» ОАО «Пермские моторы» завершился так, как и прогнозировалось с самого начала: львиная доля акций моторостроительного комплекса летом этого года осела в частных московских компаниях. Дальше - только заграница, где на экзотических островах уже «спрятаны» 34% акций ракетостроительного завода «Протон-ПМ».

Сегодня, вопреки ожиданиям акционеров моторостроительного холдинга, вновь создаваемая структура - Пермский центр двигателестроения - не предполагает усиления роли государства на пермских предприятиях авиапрома. Все получается как раз наоборот. В проектах указа президента РФ и постановления Правительства РФ о создании ОАО «Пермский центр двигателестроения», подготовленных Группой «Гута», собственников центра будет два: 75% минус одна акция будут принадлежать одному частному акционеру - ЗАО «Пермские моторы». И лишь то, что осталось - государству.

ЗАО «Пермские моторы» предлагается не путать с ОАО «Пермские моторы».

Разница между этими двумя компаниями принципиальна.

Историческая справка

Идея создания в Перми центра двигателестроения родилась в феврале 2000 года, когда представители «Росавиакосмоса», «Пермских моторов» и ФПГ «Интеррос» (предыдущий собственник предприятий моторостроительного комплекса) решили сделать первый шаг к реанимации отечественного авиапрома. Уже в декабре 2000 года «промышленный» вице-премьер Илья Клебанов официально заявил, что в планах руководства страны значится создание в Перми федерального авиационного холдинга.

Изначально планировалось, что его учредителями станут государство (51% акций), ОАО «Пермские моторы» (25% плюс одна акция), «Интеррос» и окологазпромовские структуры. Вкладываться в уставный капитал центра предполагалось блокирующими пакетами акций предприятий моторостроительной площадки. Государство должно было передать в центр свои пакеты в уставных капиталах ОАО «Пермские моторы», ОАО «Авиадвигатель», а также ОАО «Инкар», ОАО «СТАР» и ОАО НПО «Искра».

В июне 2001 года должна была состояться окончательная оценка собственности, вносимой учредителями в уставный капитал центра двигателестроения. Однако совещание в Минимущества сорвалось. Ходили слухи, что противники создания центра под благовидными предлогами распоряжение Клебанова, как говорится, «спустили на тормозах».

В ноябре 2001 года региональная пресса сообщила о том, что процесс создания в Перми «Федерального центра двигателестроения» находится в стадии завершения, так как все документы уже проходят согласование в Правительстве РФ. Общественность дружно аплодировала «цивилизованному примеру совместной работы» частных инвесторов и государства. Решение должно было быть подписано к концу 2001 года. Однако решающий шаг так и не был сделан.

В феврале 2002 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству ускорить работу по созданию Федерального центра двигателестроения на базе пермских предприятий. Вариантов его формирования предлагалось несколько.

Представители государства, администрации Пермской области, а также основные акционеры и руководители «Росавиакосмоса» договорились, что Федеральный центр двигателестроения будет создаваться в Перми как новое, самостоятельное акционерное общество. При этом технология создания центра, принципы формирования его уставного капитала так и не прояснились. Уже тогда было ясно, что процесс этот из-за несогласованности действий сторон может тянуться бесконечно.

В июне 2002 года генеральный директор РАКА Юрий Коптев обратился к правительству с просьбой отложить создание ФЦД до конца 2002 года для дополнительного согласования с акционерами. После чего на этом «фронте» наступило полное затишье.

Группа «Гута», придя на смену «Интерросу», реанимировала идею. Правда, с подачи президента РФ и правительства было принято создавать не федеральную, а региональную структуру - «Пермский центр двигателестроения». Как оказалось, это еще не все отличия. Предлагаемый «Гутой» вариант вообще не имеет ничего общего с первоначальным содержанием проекта.

Эффект «двойника»

4 марта 2004 года Межрайонная инспекция МНС России №46 по г. Москва внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись о создании коммерческой организации ЗАО «Пермские моторы». В ее функции, по уставу, входит «предоставление клиентам консультационных услуг, юридической помощи по правовым, финансовым и иным вопросам, оказание маркетинговых услуг, представительство и ведение дел в суде, подготовка исковых заявлений, совершение сделок и других юридически значимых действий от имени и по поручению клиентов, получение охранных и иных документов (патентов, свидетельств и т. п.) на изобретения, промышленные образцы... и другие объекты промышленной, интеллектуальной и иной собственности» (!).

Местонахождение этого ЗАО - г. Москва, ул. Мясницкая,

д. 35. Учредителями новых «Пермских моторов» стали компании с московской пропиской: ЗАО «Реформа-ПМ» (76% акций), ЗАО «Декстра» (12% акций) и ЗАО «Профт-Сервис» (12% акций). Все они имеют непосредственное отношение к Группе «Гута». Роль двух последних сводится к тому, что они должны приобрести по 12% от общего количества обыкновенных акций ЗАО «Пермские моторы» путем «внесения денежных средств». А вот функции ЗАО «Реформа-ПМ» представляют особый интерес.

Эта промежуточная структура была создана «Гутой» специально для того, чтобы через нее передать в ЗАО «Пермские моторы» наиболее значимые активы пермских предприятий авиастроительной отрасли. По факту это значит - произвести подмену одних акционеров создаваемого «Пермского центра двигателестроения» другими.

На промежуточных этапах «Гута» без разрешения собрания акционеров ОАО «Пермские моторы» передала в ЗАО «Реформа-ПМ» 21,15% акций ОАО «Пермский моторный завод», 0,34% акций ОАО «Редуктор-ПМ», 18,6% акций ОАО «Энергетик-ПМ», 24,5% акций ЗАО «Искра-Авигаз», 49,8% акций ЗАО «ПМ-Недвижимость». Это было сделано на основании заочного голосования совета директоров ОАО «Пермские моторы» в январе 2004 года.

Этим же решением совет директоров рекомендовал представителям общества в дочерних и зависимых предприятиях - ОАО «Управление-ПМ», ОАО «Промышленная инвестиционная компания-ПМ», ОАО «Перспектива-ПМ» - принять участие в создании ЗАО «Реформа - ПМ». Они получили рекомендации оплатить вклады в уставный капитал акциями принадлежащих им предприятий холдинга: ОАО «Протон-ПМ», ОАО «Редуктор-ПМ», ЗАО «Металлист-ПМ», ЗАО «Инструментальный завод-ПМ», ОАО «Энергетик-ПМ», ЗАО «Рэмос-ПМ», ЗАО «Железнодорожник-ПМ», ЗАО «ПМ-Недвижимость», ЗАО « Мотор-Сервис» и долей в ООО «Недвижимость-ПМ».

Передавая сначала в ЗАО «Реформа-ПМ», а затем в ЗАО «Пермские моторы» все перечисленные выше акции, «Гута» преследует одну цель - подменить акционеров в «Пермском центре двигателестроения».

Владимир ДИТЯТЕВ, акционер:

- На самом деле, эти же самые акции «Пермские моторы», «ПИК-ПМ», «Управление-ПМ» и «Перспектива-ПМ» могли бы передать в центр напрямую. В этом случае эти четыре предприятия имели бы 24% акций в ПЦД. А при встраивании в цепочку «Реформы-ПМ» и ЗАО «Пермские моторы» 75% акций вновь создаваемого центра концентрируются непосредственно в руках Группы «Гута».

Эти манипуляции произведены вопреки закону. В Уставе ОАО «Пермские моторы» и в ФЗ «Об акционерных обществах» говорится о том, что «участие общества в иных коммерческих организациях» относится к прерогативе собрания акционеров. «Гута» подменила понятия, воспользовавшись пунктом о том, что уставом совету директоров дано право предварительно одобрять сделку купли-продажи акций. Но этот пункт касается именно купли-продажи, а вовсе не вложения тех или иных акций в новое акционерное общество.

В свое время «Интеррос» через советы директоров решал подобные вопросы, но тогда речь шла именно о сделках купли-продажи акций и перечислении полученных денег в счет погашения долгов перед бюджетом (в русле постановления правительства о реструктуризации долгов). В сегодняшней ситуации речи об этом не идет, хотя «Пермские моторы» с долгами перед государством полностью не рассчитались.

Так, 21,15% акций «Пермского моторного завода», числившихся на балансе ОАО «Пермские моторы», еще должны были находиться в залоге у государства, поскольку расчет с бюджетом не завершен. Схема, которую реализует «Гута», свидетельствует: государство этих денег за акции уже не дождется.

Не у дел оказывается целый ряд акционеров ОАО «Пермские моторы», в том числе Pratt&Whitney. Их активы, как и они сами, по мнению «Гуты», «Пермскому центру двигателестроения» оказались просто не нужны.

Парадоксальная ситуация: промышленными активами пермской производственной площадки расплачиваются при создании ПЦД через ЗАО «Реформа-ПМ» в том числе такие экзотические компании, как ЗАО «Инвест-Инкор», ООО «Юниверс-Онлайн», ЗАО «Авиапром», ООО «Лакрас», ООО «Дмитрис», ООО «Дагира», ООО «Ингрэм», ЗАО «Алекс» и подобные им. Таким образом, в ЗАО «Пермские моторы» внесены 71,6% акций «Пермского моторного завода», 25,63% «Протона-ПМ», 88% «Редуктора-ПМ», 100% активов «Инструментального завода-ПМ» и «Рэмоса», 64% акций «Энергетика-ПМ», 62,8% - «Сервиса-ПМ» и других «дочек» моторостроительного комплекса.

Владимир ДИТЯТЕВ:

- Группа «Гута», не имея ни одной акции в самом ОАО «Пермские моторы», сумела через 37% акций его «дочки» - «Пермского моторного завода» - с помощью подконтрольного ей совета директоров распорядиться активами холдинга в своих интересах. Из чего можно предположить: ОАО «Пермские моторы», в котором остались лишь долги, готовится к банкротству. Так происходит обычно, когда активы выводятся в промежуточную организацию, большинство в которой составляют другие лица.

Сам центр создается без участия миноритарных акционеров. При его создании не произойдет усиления государства, которое будет иметь в новой структуре лишь блокирующий пакет акций. То есть у него будет возможность блокировать решения, связанные только с изменением устава по поводу реорганизации и ликвидации общества. И ничего другого. Государство не сможет влиять ни на финансовую, ни на маркетинговую, ни на производственную политику ПЦД.

По мнению экспертов, решение совета директоров об участии акционерного общества в такой коммерческой организации, как ЗАО «Пермские моторы», может быть оспорено не только потому, что оно относится к ведению собрания акционеров. Дело в том, что восемь членов совета директоров «Пермских моторов» из 11 голосовавших аффилированы Группе «Гута», то есть были прямо заинтересованы в сделке. Что дает миноритариям повод для подачи судебного иска о признании этого решения ничтожным.

В ближайшее время могут появиться так

же иски о признании ничтожным решения о подписании договора между управляющей компанией «Пермский моторостроительный комплекс» и ОАО «Авиадвигатель». Оно было принято вопреки решению собрания акционеров, без соответствующего изменения устава общества (для передачи функций генерального директора управляющей компании по закону необходимо не 56, а 75% голосов).

Возможно также появление исков по факту превышения полномочий совета директоров ОАО «Пермские моторы», который принял решение о создании ЗАО «Реформа-ПМ» и дал указание своим представителям в зависимых и дочерних обществах принять аналогичное решение.

Владимир ДИТЯТЕВ:

- Ситуация, по-моему, не безысходна. Акционеры ОАО «Пермские моторы» и коллективы предприятий холдинга еще надеются почувствовать на себе усиление роли государства в лице Внешторгбанка и его совета директоров, состоящего в своем большинстве из представителей государства. Если руководство ВТБ захотело бы принять в залог активы предприятий пермской производственной площадки, принадлежащие Группе «Гута», то в соответствии с договором представителям «Гуты» пришлось бы голосовать на собраниях акционеров и заседаниях советов директоров с письменного согласия ВТБ (его совета директоров).

Это значило бы, что советы директоров всех обществ холдинга и самого ПЦД можно было бы сформировать под контролем государства и вернуть ситуацию на площадке в правовое поле. В том числе - устранить преимущественное влияние одного (любого) акционера на положение дел.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться