СТРОГАНОВЫ – ЭТО ТОЖЕ НАШЕ ВСЕ
Сергей Тупицын каждый год снимает по фильму. «Пермский период Родерика Мурчисона, баронета», «Два Михаила», а нынче - «Возвращение Строгановых». Все эти картины относятся к жанру научно-популярного кино, или, как предпочитает говорить автор, кино просветительского.
Первооткрыватель «пермских ящеров» Родерик Мурчисон более известен на родине, в Англии, или в Австралии, где в его честь даже назван город, чем в тех краях, имя которых он обессмертил в геологическом термине. Вот и о Строгановых, основателях индустриального настоящего Прикамья, большинству населения известно только одно - само имя.
«Возвращение Строгановых» - очень многозначительное название. Во-первых, это возвращение последнего прямого потомка этого рода, баронессы-француженки Элен де Люденгаузен, на родину предков. Это и символичное возвращение Строгановых в свою «столицу» - Усолье, куда по инициативе Строгановского клуба были переданы копии портретов членов легендарной семьи. И, наконец, возвращение Строгановых в сознание пермяков, возвращение духовных ценностей, самосознания граждан великой страны - эту задачу ставит перед собой фильм.
История Строгановых в Прикамье - это 300 лет, полных эпохальных событий, приключений и личных драм. На таком материале можно сериал снимать! Сергей Тупицын и его соратники ограничились полнометражным фильмом - полтора часа экранного времени. Это первый полнометражный просветительский фильм в истории Перми.
«Возвращение Строгановых» состоит из нескольких глав. Не все из них посвящены историческим событиям. Особый, обстоятельный разговор - о судьбе строгановского Усолья, которому в 2006 году исполнится 400 лет. Конечно, более 40 памятников архитектуры на одном острове, подтопляемом и водами Камы, и грунтовыми водами, - это очень обременительное хозяйство. Однако даже при понимании всех сложностей и обстоятельств столь же понятно, что нынешнее состояние этих памятников - это большой пермский позор. Неудивительно, что баронесса де Люденгаузен, которая упорно просила именовать ее Еленой Андреевной, во время своего визита в Усолье уклонилась от общения с прессой и никак не выразила своего впечатления от увиденного. Впечатление было тяжелым.
Многие другие главы фильма тоже вырываются из исторических пластов в современность. Например, глава о Ермаковом походе заканчивается разговором о судьбе нынешнего казачества.
Но самая дорогая для автора глава фильма - это история Павла Строганова. Судьба, достойная романа. По иронии судьбы, Павел Строганов сначала был участником Великой французской революции, а потом - героем войны 1812 года. На этой же войне погиб его единственный сын, и Строганов воспринимал это как кару за свое юношеское якобинство.
На премьере фильма в киносалоне «Премьер» Сергей Тупицын сетовал на трудности, которые возникают при подборе видеоряда в таком фильме. Текст написать - не проблема: материал благодарный. Но какую картинку под этот текст подложить? Дело-то происходило в те годы, когда не то что видео - фотографии не было. Надо сказать, что в создании видеоряда Сергей Тупицын и режиссер фильма Татьяна Именных проявили изрядный вкус и изобретательность. Например, когда речь идет о гибели Александра Павловича Строганова, голос автора произносит: «Обломилась ветвь великой фамилии. Самая красивая ветвь...», а на экране - дерево, потрепанное бурей.
Презентация фильма прошла 22 июля, а премьера на телеэкране состоится в сентябре, когда в Усолье начнутся очередные «Строгановские чтения».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.