РАДИКАЛЬНЫЕ МАРГИНАЛЫ
Qui prodect?
В своем интервью радио «Свобода» (от 19 января 2004 года) доцент Пермского госуниверситета Роман Юшков очень доступно объяснил, почему прежний губернатор Пермской области Юрий Трутнев еще до назначения на пост министра природных ресурсов РФ поменял свое отношение к проекту утилизации в Перми твердотопливных ракет: «Дело запахло большими деньгами - 6,7 млрд руб., запахло таким соблазнительным фактором, как лояльность федеральной власти...». А председатель Пермского отделения Союза «За химическую безопасность» Лидия Попова в той же беседе засвидетельствовала, что «сейчас постоянно идет утилизация или прожиг ракет, это происходит почти ежедневно».
Подобной информацией, львиную долю которой составляют преднамеренно акцентируемые «страшилки», переполнены пресс-релизы сайта «Союза за химическую безопасность», возглавляемого Львом Федоровым. Вот несколько цитат, на которых радикальные экологи строят свою масштабную PR-кампанию.
«Уничтожать ракеты тайком от жителей нельзя: во-первых, ракеты приходится возить по городу, во-вторых, вонища от сжигания ракет такая, что смог стоит над городом три дня».
«Скорее всего, руководство области хотело, как принято говорить, «срубить большие бабки» в виде долларов где-то у себя наверху».
«Круглый стол» чиновников и предприятий-переработчиков ждала реальная общественность Кировского района, вооруженная разоблачительными документами и яростью против незаконного проекта... Сеанс прошел на самом высоком накале и периодически переходил в рев и проклятия возмущенных жителей, не желающих нести своих детей на заклание псевдогосударственным интересам».
«1 декабря 2003 года в 12 часов дня по улице Коммунистической в Перми опять везли ракету. Не заботясь о соблюдении правил безопасности транспортировки. А в это время по улицам шли живые (!) люди, сделавшие вид, что ничего не заметили».
Из этой креативной мозаики сложилась бы просто чудовищная картина, если бы не целый ряд очевидных нестыковок. Если масса людей на одной из центральных улиц Перми делали вид, что не замечают транспортируемую ракету (а надо сказать, что именно в это время областной центр по причине гололеда был намертво заблокирован автомобильными пробками), то совершенно непонятно, кто на самом деле воспроизводил «рев» возмущения и протеста. И где свидетельства «нарастающего антиракетного сопротивления», кроме исписанных самими же «экологами» заборов в центре города и сжигания картонок на глазах у праздных зевак.
Чем дальше от реальной действительности описание подвигов анархо-экологов, тем острее вопрос: на что эти акции рассчитаны?
В этом контексте совершенно не принципиально, прав или не прав профессор Яков Вайсман, заявивший на прошлой неделе на брифинге в обладминистрации, что подобная «экологическая» деятельность финансируется Госдепартаментом США через Фонд Горбачева. Потому что на открытых сайтах в интернете размещено приглашение от Nuclear Information and Recource Service («Служба ядерной информации и ресурсов США») к экологическим организациям поучаствовать в проекте по содействию общественному антиядерному движению в Восточной Европе и странах СНГ. Гранты размером от $500 до $2 тыс. предоставляются экологическим организациям за проведение практических протестных акций. То есть за такие же крики и размахивание плакатами на площадях, которыми так богато нынешнее пермское лето.
В некоторых публикациях среди спонсоров экологических движений называются американский Фонд МакАртуров, Агентство по международному развитию «Уорлд Лернинг», которое финансируется Правительством США. Да и сами организаторы пермского экологического лагеря называют среди источников пожертвований некоммерческую организацию «Центр развития демократии и прав человека», канадский фонд «Гражданское общество», «Международный социально-экологический союз». Так что зря анархо-экологи обиделись на профессора: чем Фонд Горбачева хуже вышеперечисленных? Искать же за этими вывесками конкретных действующих лиц так же перспективно, как устанавливать истинных владельцев бизнес-структур по их оффшорным адресам.
При этом очевидно, что такая «зеленая» деятельность - очень прибыльный бизнес. По некоторым данным, в 1998 году общие активы «Гринписа» составляли почти $120 млн. Правда, никто не взялся бы утверждать, что эти деньги всегда доходят до конкретных исполнителей акций.
Впрочем, это не важно. Конкретные исполнители, будучи молодыми задорными людьми, довольствуются малым: подобная деятельность им нужна для самовыражения. В передаче все того же радио «Свобода» (от 30 апреля 2004 года) 20-летняя студентка-психолог, по совместительству - лидер пермских анархо-экологов Антонина Нелегалова (Юшкова) сформулировала свою идеологическую платформу следующим образом: «Если большинство людей осознает ненужность государства и перестанет с ним сотрудничать, то государство распадется, отомрет само...». В качестве «разрушителя» позиционирует себя и 33-летний Роман Юшков, доцент кафедры охраны природы Пермского госуниверситета, который в своей статье «Мы - разрушители» пишет: «Объем работ для разрушителя не поддается исчислению, грядет новый застой. России сегодня как воздух нужны мы - радикальные маргиналы».
В этом контексте призывы анархо-экологов к власти вступить с ними в «конструктивный диалог» по поводу уничтожения твердотопливных ракет на территории Прикамья выглядят, мягко говоря, издевательством. Образчиком подобного диалога может служить письмо в адрес сенатора конгресса США, старшего члена постоянного комитета сената по международным делам Ричарда Лугара и президента США Джорджа Буша: «Знаете, давно хотелось вам сказать, что вы и такие, как вы - настоящие засранцы... Вы и вся ваша охеревшая от безнаказанности шайка суете свое наглое мурло в каждую щель». И это - самые приличные слова из двухстраничного текста, под которыми подписалась Антонина Нелегалова.
Диалог с властью нужен этим «экологам» исключительно для общественного эпатажа. Проект утилизации ракет выбран в качестве объекта нападок не случайно.
Когда в начале нынешнего лета Пермь накрыла волна ядовитого смога, никто из экологов-анархистов не обеспокоился судьбой сограждан, никто не кинулся искать виновника. Почему? Ответ прост. По этому «мелкому» поводу глупо направлять послания министру природных ресурсов Юрию Трутневу, президенту РФ Владимиру Путину и уж тем более президенту США Джорджу Бушу. Этот фронт борьбы требует для достижения результата скрупулезного труда, а не массовой рассылки пресс-релизов по всем средствам массовой информации и подробных интернет-отчетов. То есть, ни тебе славы, ни известности, ни «галочки» для отчетов перед спонсорами, ни веселого молодежного «хеппенинга».
А вот почему чиновники идут на поводу у подобных «оппонентов» - отдельный вопрос. Хроника «боев местного значения» свидетельствует: каждый шаг, который власть делает навстречу радикальной оппозиции, используется последней для взятия новой высоты. Сначала это были пикеты у проходных завода им. Кирова, где «экологам» пообещали диалог. Потом пикеты переместились к обладминистрации и зданию Законодательного собрания. Следующими шагами стали захват кабинета главного санитарного врача Пермского района Вячеслава Семенова и сжигание перед зданием Законодательного собрания начиненной петардами ракеты. Затем последовал захват кабинета начальника отдела госконтроля Главного управления природных ресурсов Дмитрия Клейна, при том что чиновники честно пытались объясниться с анархистами в меру собственного понимания сложной технической проблемы. На прошлой неделе акция экологов завершилась битьем стекол в обладминистрации. «Мы вынуждены выбирать более радикальные действия...», - сообщил журналистам после этого эксцесса участник «лагеря протеста» Григорий (если верить их же собственному пресс-релизу).
Любопытно, что будет следующим шагом юных революционеров?
Еще один пресс-релиз, вышедший из недр лагеря протеста, говорит о том, что ситуация усугубляется. Вот лишь одна цитата:
«Вчера (22 июля - ред.) в
18:20 лагерь протеста посетил начальник Управления по охране окружающей среды Анатолий Бражкин с предложением участникам лагеря протеста прийти с визитом к губернатору в 19:00. Участники лагеря заявили чиновнику, что подобное решение полномочно принимать только общее собрание... Участниками лагеря протеста было предложено связаться с Бражкиным после принятия решения и в случае согласия на встречу обговорить время ее проведения и потребовать присутствия на встрече Романа Юшкова, находящегося сейчас в спецприемнике для административных правонарушителей. Бражкин обещал передать требования губернатору».
До сих пор подобный формат общения с представителями власти на территории России позволяли себе только террористы. Это - к вопросу о конструктивном диалоге.
Самое обидное в этой ситуации, что проблема реализации проекта утилизации ракет действительно существует. И чем круче резвятся вокруг него анархо-экологи, тем меньше у остальных горожан шансов получить доступ к имеющейся на этот счет информации. Возникновение «тайны» провоцируют сами «радикалы», доводящие ситуацию до абсурда. В результате чего общественность просто перестает обращать внимание на их эпатирующие акции, а предприятия уходят в глухую защиту, не допуская к своим технологиям уже никого. Не столько потому, что они - секретные, сколько оттого, что дискутировать в таком формате промышленникам нет никакого резона.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.