РАКЕТЫ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ НА ЗЕМЛЕ

Поделиться

«В толще стали были прорезаны насквозь каким-то тонким орудием полоски, завитки и наискосок, словно пером - скорописью, было написано: «Проба силы... проба... Гарин».

Алексей Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина».

Страничка знакомой с детства книги приходит на память, когда знакомишься с «кислородным копьем» инженера Цветкова. Это устройство способно быстро резать большие массивы металла. Например, если металлурги «посадят козла», то есть позволят металлу застыть в печи или ковше, выручить может только «копье». Струей пламени, похожей на бенгальский огонь, но с температурой 3 000 градусов, оно легко режет нержавеющую сталь теплообменников диаметром 770 мм примерно за 7 минут. Другим инструментам такая быстрота недоступна.

Вообще-то, «кислородное копье» известно металлургам уже несколько десятков лет. И вставлять в его трубку проволоку из низкоуглеродистой стали, чтобы не впустую переводить массу кислорода, тоже придумали до Цветкова. Но Юрию Викторовичу пришлось изобретать этот «велосипед» заново, после того как к нему за помощью обратилась одна из пермских фирм, специализирующаяся на приеме и переработке металлолома. Сначала там закупали «копья» в Швеции, но оказалось дорого. Юрию Викторовичу была известна лишь общая идея. Она представлялась предельно простой. Но на ее практическую реализацию ушло немало времени и сил. Технологию изготовления «копья» пришлось разрабатывать самостоятельно. Работали втроем, вместе с изобретателем-умельцем Владимиром Василенко и конструктором-универсалом Владимиром Голубаевым. Пришлось подбирать режимы работы копья, находить золотую середину между технической и экономической целесообразностями, добиваться стехиометрического соотношения компонентов, дабы не оставалось несгоревших остатков ни O2, ни Fe. А для этого пришлось придумывать собственные оригинальные решения.

Наконец, приемлемый вариант был найден и стал работать на производстве. Но Цветков озабочен проблемой максимального удешевления своего детища. Сейчас он обдумывает возможность использования в качестве корпуса обычной, может быть, даже изрядно ржавой - только не насквозь проржавевшей, конечно - водопроводной трубы. Проволока тоже недешева, поэтому есть резон научиться заменять ее токарной стружкой или отходами порошковой металлургии.

Цветков долгое время проработал на «политеховской» кафедре и в экспериментальной лаборатории жидкостных ракетных двигателей. Поэтому отнюдь не случайно он увидел в «кислородном копье» аналог ракетного двигателя. Только не на жидком топливе и не на твердом, а на так называемом гибридном: один из компонентов топлива - твердый (в данном случае железо - в качестве горючего), а другой - жидкий или газообразный (в «копье» это газообразный кислород в качестве окислителя). Действительно, чем не ракета? А если добавить в ее «выхлоп» абразив? Обычный речной песок, например, а еще лучше - корундовый?

«Кислородное копье» хорошо режет металл, а вот с бетоном справляется похуже. А ракетное сопло, извергающее струю песка со сверхзвуковой скоростью, - это будет что-то вроде суперпескоструя?

Аппарат, разработанный Цветковым, назвали «устройство для высокопроизводительной резки бетона и гранита» (впрочем, оно и толстое стекло может резать). Испытывали его на бетонной свае 300х300 мм. Через 20 секунд работы в свае образовалось сквозное отверстие диаметром 120 мм, причем металлическую арматуру тоже срезало. А обработанная поверхность отнюдь не оказалась горячей. Потому что, в отличие от применения «кислородного копья», не происходит расплавления: используется метод эрозии материала.

Если вести струю по прямой линии, ширина среза получается не более 10-15 мм. Причем вырезать можно даже фигурные отверстия. В этом отношении разработка Цветкова очень пригодится для установки в цехах новых станков, которые, как известно, должны обязательно крепиться к бетонному полу - а отверстия от крепежа старых станков отнюдь не всегда совпадают с теми, что требуются для новых.

Нет сомнения, что разработка Цветкова хорошо покажет себя в каменных карьерах. Или при реконструкции аэродромов.

Эту установку можно использовать при перепланировке зданий, все равно, кирпичных или из сборного железобетона. Очень удобно срезать до одного уровня оголовки свай, которые из-за разнородности грунта далеко не всегда удается забить на одинаковую глубину. Ею можно работать «из-за угла», в условиях, когда к объекту ни с электроперфоратором, ни с отбойным молотком, ни с алмазным кругом не подберешься. Поэтому установка может оказаться незаменимой для МЧС при спасательных работах в зонах бедствий. Габариты у нее небольшие.

В конце концов, под мини-бетонорез можно приспособить даже... автомат Калашникова, благо, газоотвод имеется, и патрон с медленно горящим порохом, который обеспечил бы нужные количество и давление газа в стволе. Приборчик можно сделать таким миниатюрным, что он поместится в автомобильной аптечке. Попадет камешек в лобовое стекло - есть возможность засверлить концы трещины, чтоб она не расползлась дальше, во всю ширь...

Обе разработки Цветкова - и «кислородное копье», и установка для резки бетона - были представлены на недавней международной промышленной выставке в Ганновере. Экспозиция знакомила еще с одной интересной работой пермского инженера и научно-исследовательской отраслевой лаборатории «Энергомашиностроение» ПГТУ - с гибридным генератором плазмы для импульсных МГД-установок, способных прогнозировать землетрясения и помогать в поиске полезных ископаемых. Но об этом мы постараемся рассказать в следующих публикациях.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться