Сергей Кучевасов

корреспондент

Экономия гонит покупателей в онлайн

В современных экономических условиях интернет-торговля показывает динамичный рост

Поделиться

По данным аналитиков «Яндекс.Маркета», пермяки в октябре 2015 года купили с помощью этого сервиса товаров на 107 млн руб., это на 12% больше, чем в октябре 2014 года. По мнению экспертов, это только подтверждает общую тенденцию: несмотря на ухудшение экономической ситуации, на фоне сокращения спроса на потребительском рынке объём розничной онлайн-торговли продолжает расти.

По данным GfK Rus, объём рынка онлайн-торговли в России по итогам 2014 года составил 713 млрд руб., это на 31% больше, чем в 2013 году.

Александр Демидов, генеральный директор GfK Rus:

— Есть одна отрасль, которая развивается успешно и в этих тяжёлых экономических условиях, это онлайн-торговля. По данным за 2013—2014 годы она показывает прирост более 30%. По данным 2015 года, падание на рынке продаж бытовой техники и электроники составило 12%, в то же время онлайн-продажи выросли на 3,3%. Иная ситуация на рынке товаров повседневного спроса. Этот рынок растёт всегда, прежде всего за счёт повышения цен он растёт в стоимостном выражении. В 2015 году, по сравнению с 2014 годом, на 14% вырос рынок товаров повседневного спроса офлайн. В то же время онлайн-продажи выросли на 54,2%.

Экономия денег и времени всегда была основным мотивом для совершения покупок в интернет-магазинах. Намного проще сравнить цены и скидки перед монитором компьютера или при помощи смартфона, чем посетить для этой цели несколько магазинов. Но есть четыре основных барьера для развития онлайн-покупок:

— безопасность личных данных при оплате банковской картой;
— невозможность увидеть товар «вживую»;
— стоимость доставки;
— товар трудно вернуть.

Особенно существенно эти факторы влияют на интернет-торговлю в регионах. И хотя — если учесть географические особенности, размытость населения и невозможность построить сеть магазинов в отдалённых населённых пунктах — она должна бурно развиваться, этого пока не происходит.

Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли:

— У нас страна самая лучшая для «дистанционки», осталась только такая мелочь, как построить хорошую логистическую сеть. А такая сеть строится тогда, когда идёт большой поток покупок. У нас потенциал рынка фантастический. Даже если мы сейчас будет стремиться не на уровень Великобритании и Южной Кореи, лидеров рынка, а на уровень Польши, Венгрии и Чехии, то мы прогнозируем в ближайшей перспективе огромный рост всей индустрии.

География потребителей «Яндекс.Маркет»

По мнению руководителей «Яндекс.Маркета», такая «мелочь», как логистическая сеть, в регионах есть, и строить склады и покупать грузовики они не намерены. Их стратегия заключается в другом: 28 июля 2015 года «Яндекс» открыл новый сервис — «Яндекс.Доставка». Это агрегатор логистических служб, позволяющий доставлять товары из Москвы и Подмосковья в любые регионы России.

Павел Алёшин, руководитель «Яндекс.Маркета»:

— «Маркет» — столичный сервис, это и хорошо и плохо. Хорошо, потому что покупательная способность в Москве гораздо выше, чем в регионах, и мы её реализуем. Плохо, потому что в регионах есть покупательский спрос, до которого мы не дотягиваемся. Но это точка роста. Наша «Яндекс.Доставка», которую мы запустили летом, сейчас уже подключено 235 магазинов, это те магазины, которые реально возят товары. И мы хотим с помощью этого сервиса сделать так, чтобы любой товар, который есть на ЯМ был прозрачным для покупателя, прозрачным для продавца и доступным в любой точке России.

В цифрах текущая структура «Маркета» выглядит так: 55% — Москва и Московская область, 24% — Санкт-Петербург и Ленинградская область, 21% — другие регионы РФ. Понятно, что это не просто точка роста — это многоточие. Сервис в 2015 году отмечает 15-летие. Сейчас в его структуру входит более 18 тыс. магазинов, ежемесячная аудитория превышает 20 млн пользователей, за 10 месяцев 2015 года валовый объём продаж составил 72,5 млн руб. — на 23,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года.

Но на пути «экспансии» сервиса на безграничных просторах России помимо проблемы с доставкой стоит ещё одна — предоплата.

Яндекс

Пока почти 80% потребителей «Яндекс.Маркета» приходится на Москву и Санкт-Петербург, и компанию это не устраивает

Александр Феоктисов, руководитель службы маркетинга «Яндекс.Маркета»:

— Предоплата растёт не так быстро, потому что пользователи не доверяют магазинам. Человеку психологически тяжело вбить номер своей кредитной карты, заплатить вперёд, чтобы потом получить заказ в не очень определённый срок. Первая часть решения этой проблемы — «Яндекс.Доставка», а вторая — это предоплата на самом «Маркете». «Яндекс.Маркет» имеет программу защиты покупателей и решает те проблемы, которые возникают у пользователя с магазином. В случае недоставки товара или доставки не того товара мы разберёмся с магазином и вернём деньги сами.

А пока отечественные интернет-торговцы улучшают свой сервис, среди пермяков растёт популярность китайских интернет-магазинов: за последние 12 месяцев 42% от общего числа опрошенных хотя бы раз совершали в них покупку.

Правда, с ростом популярности китайских магазинов заметно увеличилось и число пользователей, столкнувшихся с проблемами при доставке товара. За 2015 год среди россиян, которые делали покупки на заграничных сайтах, 26% хотя бы раз получили некачественный товар, 12% — не то, что заказывали, 7% вообще не получили товар и не смогли вернуть деньги.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться