Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Легенда о синем троллейбусе

Президентский центр имени Ельцина — место, ради которого стоит съездить в Екатеринбург

Поделиться

Открытие Президентского центра имени Бориса Ельцина в Екатеринбурге вызвало шквал пересудов: как водится, от восторга до иронии — «У нас что, теперь, как в Америке, у каждого президента будет свой центр?» — и возмущения — «Куда потратили народные деньги?» — плюс множество слухов. Само собой, не обошлось без «движухи»: «патриоты» устраивали протестные пикеты и провели альтернативную выставку, посвящённую тому, как плохо было в 1990-е годы и как Ельцин «довёл Россию».

Центр имени Ельцина

  Архив ИД «Компаньон»

Конечно, главный интерес общественности и прессы вызвал состав гостей, прибывших на открытие 25 ноября: были, как говорится, «все» — от президента Путина и премьера Медведева до журналистки и «светской львицы» Ксении Собчак и олигарха Михаила Прохорова. Олигархов и журналистов вообще было много. Фотографы Екатеринбурга наслаждались: такого количества медийных лиц одновременно они не видели, наверное, никогда.

Наина Иосифовна с дочерью Татьяной Борисовной два дня гуляли по центру, посещая вернисажи, при этом трогательно держались за руки.

Разумеется, Путин опоздал: он проводил заседание Госсовета в соседнем Нижнем Тагиле, и церемонию открытия, назначенную на 16:00, перенесли на 18:00, а потом ещё немного задержали. Но всё же открыли!

Когда подходишь к зданию на ул. Ельцина, 3, ощущение, будто попадаешь в «глубокую заграницу». Вокруг возвышаются, нависают и завораживают неподвижным величием сложные геометрические объёмы: отель Hyatt, небоскрёб «Исеть» — самое высокое здание в пространстве от Москвы до Макао, сам Ельцин-центр — сложносочинённое творение архитектора Бориса Бернаскони, того самого, который выиграл было конкурс на проектирование нового здания для Пермской государственной художественной галереи, но работу так и не получил.

Пространство этой части Екатеринбурга, так называемого Екатеринбург-Сити, так и сочится деньгами и амбициями. Здесь неуместно выглядели бы столь любимые нынче в Перми рассуждения о том, что бюджет надо секвестировать, жить скромнее, авторские проекты заменять типовыми, потому что кризис. Были бы амбиции, а деньги найдутся, — так и хочется возразить, глядя на екатеринбургские новостройки.

Кубы, купола и плоскости Президентского центра покрыты ажурной оболочкой с круглыми отверстиями разного калибра. На эту сетчато-ячеистую поверхность в темноте огромными буквами проецируются знаменитые фразы первого президента России: «Моя главная задача — возрождение России», «Я предпочитаю, чтобы меня окружали умные люди, лучше — чтобы умнее меня», «Россия никогда не будет прежней» и пр. Перед входом в здание возвышается памятник первому президенту России работы московского скульптора Георгия Франгуляна.

Постройка девятиэтажного центра обошлась более чем в 7 млрд руб., из которых 4,9 млрд выделил федеральный бюджет, а ещё два — бюджет Свердловской области. Оставшиеся «мелочи» — несколько сотен миллионов — собирали по частным инвесторам, имена которых значатся на красиво подсвеченных табличках у входа в музей Ельцина. Сам собой возникает вопрос даже у очень расположенных по отношению к Ельцину людей: а для чего этот центр?

Он полифункциональный. Задача была сделать здание «зарабатывающим», поэтому несколько этажей занимают офисы и даже апартаменты (те и другие пока пустуют, выше седьмого этажа ещё идут строительные работы), есть несколько кафе, ресторан — очень хороший! — и предусмотрено пространство для ещё одного ресторана. В гигантском — на высоту всего здания — атриуме разместилось несколько кофеен, столики для настольных игр и сцена с роялем. Здесь весь день тусуется молодёжь, а по вечерам проходят спектакли и концерты. Через день после открытия в атриуме начали играть спектакль Центра современной драматургии Николая Коляды по стихам уральского поэта Бориса Рыжего, и с тех пор огромное пространство по вечерам не пустует: здесь всё время что-то происходит, всё время полно публики.

В помещениях вокруг атриума работают всевозможные «воркшопы» и «коворкинги»: за одной стеклянной дверью занимаются живописью, за другой — создают музыкальные инструменты из овощей, есть небольшое помещение, заполненное воздушными шариками разных калибров, — нечто вроде объёмной версии придуманной Бернаскони оболочки здания, которая стала его фирменной графикой. Комната «просто так», чтобы фотографировались. Здесь вообще много мест, специально предназначенных для селфи.

Этажом выше находится торговая галерея, в которой пока единственный работающий магазин — книжный «Пиотровский», который открыли пермяки Михаил Мальцев и Денис Корнеевский. По их словам, благотворительный фонд Ельцина, который занимался всеми оргвопросами, связанными со строительством центра, два с половиной года вёл переговоры и выбирал оператора для книжной торговли. Дизайн магазина разрабатывало то же архитектурное бюро, что и дизайн всего здания, и нюансы Мальцев и Корнеевский обсуждали лично с Борисом Бернаскони. Сейчас в «Пиотровском» уже проходят литературные вечера, в частности, выступил не чужой в Перми поэт Андрей Родионов, автор (совместно с Екатериной Троепольской) пьесы «Счастье не за горами».

Ещё на этаж выше — детский образовательный центр «Ньютон», который открыл, по слухам, тоже пермяк. Это просто какая-то современная сказка — даже для взрослых, а дети тут просто с ума сходят от восторга! Комната оптических эффектов, комната физических фокусов, комната анатомии: можно разобрать и собрать человека и отдельно — огромное человеческое сердце. И тоже всё время какие-то занятия, игры, прочие события.

Ещё есть несколько конференц-залов, деловых центров. Скоро откроется грандиозная библиотека и медиатека, а также кинозал, в формировании программы которого будет участвовать Пермская синематека.

Но главное во всём комплексе — это музей Ельцина. Он занимает четверть площади центра — 22 тыс. кв. м из 88 тыс. И он активно работает, привлекая публику.

Музей делало американское агентство Ральфа Аппельбаума: в США оно известно, например, музеем, посвящённым СМИ, в Вашингтоне он называется Newseum; а в России — музеем толерантности при Еврейском центре в Москве. Новая работа Аппельбаума похожа на предыдущие: музей очень насыщенный информационно и в то же время эмоциональный. Экспозиция полностью интерактивная: нужно надевать наушники, поднимать телефонные трубки, прикасаться к тачскринам, выдвигать ящички с документами… Если всё это проделывать, можно провести в музее долгие часы.

Схема прохождения музея непростая: на двух этажах — два лабиринта, один — спираль, представляющая российскую историю ХХ века, другой — что-то вроде веера или цветка, лепестки которого расходятся из центра, он называется «Семь дней, которые потрясли Россию», то есть семь самых драматичных моментов в истории ельцинского президентства.

Описывать музей можно очень долго. Здесь и подарки Ельцину (например, подаренный Борисом Немцовым свитер вызывающе оранжевого цвета), и его награды, в том числе усыпанные бриллиантами зарубежные рыцарские ордена на богатых толстых цепях. Для селфи — огромная стена, где слово «Свобода» улетает в облака, и, конечно, бронзовый Ельцин, сидящий на скамейке. Никто не может удержаться, чтобы не сфотографироваться рядом!

Но самое интересное — те самые семь дней, представленные в виде инсталляций, которые надо проходить насквозь. Например, август 1991 года. Простая московская квартира — югославская стенка, диванчик, телевизор, — всё очень обычное, но стенка, журнальный столик и картина — из московской квартиры Ельциных. По телевизору передают «Лебединое озеро». Берёшь трубку телефона и слышишь взволнованный женский голос: «Я включила телевизор, а там — «Лебединое озеро»! Неужели что-то случилось? Что-то с Горбачёвым? Он же был совершенно здоров! Если что-то узнаешь, позвони мне!» Выходить нужно через другую дверь — чтобы оказаться на баррикадах и увидеть на огромном экране идущие танки.

Так же, насквозь, зритель проходит через другие комнаты, в том числе — точную копию кремлёвского кабинета Ельцина, где всё подлинное, кроме ковра (оригинал не в очень хорошем состоянии, заменили копией).

Комната со знаменитым троллейбусом, в котором первый российский президент демократично передвигался по городу, посвящена, как это ни странно, культуре эпохи перестройки. Тех, кто пережил это время, эта часть экспозиции волнует больше всего: не только из-за троллейбуса, но и из-за воспоминаний, буквально обрушивающихся на всех, кто умеет читать, слушать и смотреть.

Перестроечная пресса — «Огонёк», программа «Взгляд»… «Полочные» книги, фильмы — Гроссман, Аскольдов… Русский рок, наконец! Когда надеваешь наушники и слушаешь «Этот поезд в огне», «Скованные одной цепью», «Группу крови», вот тут-то и прошибает — гораздо сильнее, чем когда проходишь через инсталляцию, где построен прилавок советского магазина с берёзовым соком, «завтраком туриста» и скучающей продавщицей, а за стеной — прилавок одного из первых коммерческих магазинов с импортными утюгами и кокосовым ликёром.

Хотя советский магазин, конечно, обязательно надо показать детям, которые этого не помнят.

В музее есть ещё галерея для сменных экспозиций: в ней сейчас работает выставка «90-е», посвящённая искусству тех лет. Кураторская идея известной московской галеристки Елены Селиной проста: из каждого года с 1991 по 1999-й взято по два-три ключевых произведения, а на стендах вкратце описываются основные моменты художественной жизни каждого года — принцип антологии. Пермякам, знакомым с крутейшими кураторскими проектами вроде «Кудымкор — локомотив будущего», с выставками в Музее современного искусства PERMM или Музее советского наива, подобную выставку смотреть уже скучновато.

Но зато каждая выставленная вещь — это легенда! Есть приколы вроде видео с голым Олегом Куликом, в образе собаки кусающим прохожих, или фото Владислава Мамышева-Монро в виде Михаила Горбачёва с обильным макияжем и серьгой в ухе, а есть очень серьёзные, прямо-таки пронзительные работы вроде инсталляции Дмитрия Гутова, воспроизводящей фрагмент нотной записи фортепианного трио Дмитрия Шостаковича «Памяти Соллертинского», сделанной пулями на струнах. Бездна смыслов и эмоций.

И никакой цензуры! Смотришь на некоторые экспонаты и думаешь: «Только бы огарышевы не набежали. Прокуратуре работать будет некогда — завалят заявлениями».

Этот центр — не столько памятник 1990-м годам, сколько напоминание о тех возможностях, которые они давали и которые так и не стали реальностью. А также утверждение того, что некоторые из возможностей всё-таки реализовались!

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться